Обостряется конкуренция застройщиков за покупателей на первичном рынке
Со снижением доступности получения ипотеки по льготным программам сократилось количество тех, кто совершает сделки на первичном рынке, и обострилась конкуренция между застройщиками за оставшихся покупателей.
Строительные компании сами или вместе с банками сейчас разрабатывают продукты, которые должны подстегнуть спрос на квартиры в строящихся домах. Выиграет тот, кто сможет быстрее адаптироваться к изменившимся условиям и предложить такой продукт, что окажется востребованным.
Как отмечают эксперты рынка недвижимости, потребность в приобретении жилья у населения никуда не исчезла, но в последнее время значительно снизилась возможность ее реализовать. Новые программы должны сделать приобретение жилья более доступным и вывести на рынок новые категории покупателей.
В первую очередь они нацелены на тех, кто живет сейчас в старом фонде, планирует заниматься улучшением жилищных условий и хотел бы переехать в новостройку. В рамках спецпрограмм банки и застройщики начинают упрощать для них переезд.
Вторая большая группа потенциальных покупателей - те, кто пока снимают квартиру. В Москве застройщики стали предлагать таким покупателям арендовать квартиру в новостройке. Стоимость аренды в этом случае будет выше, чем действующая на рынке. Но разницу между рыночной стоимостью аренды и той суммой, что платит покупатель, учитывают в виде накопления на первый взнос по ипотеке. Когда только необходимая сумма накоплена, покупатель оформит ипотечный кредит за покупателей.
Эта программа пришла на замену ипотеке без первоначального взноса, против которой активно выступает ЦБ. И позволяет решить проблему, о которой не раз говорили специалисты рынка недвижимости: у многих покупателей, которые способны ежемесячно отдавать часть зарплаты на платежи по ипотеке, нет накоплений для первого взноса при получении кредита.
Пока эти практики используют для привлечения покупателей в Москве, но если опыт окажется успешным, в дальнейшем они могут распространиться на весь рынок. Несколько лет назад таким продуктом, позволившим увеличить спрос на первичном рынке, стала ипотека с околонулевой процентной ставкой. Программу, весной 2022 года появившуюся на московском рынке, к осени того же года использовали застройщики уже во многих регионах страны.