Агентства недвижимости: критерии выбора риелтора
Действительно, первый критерий, на который часто ориентируются клиенты, решая, кому именно доверить работу со своей недвижимостью, — штат сотрудников фирмы, а именно: крупная это компания или небольшая. И на первый взгляд, у обращения в большую риелторскую фирму существует немало преимуществ.
Плюсы большого агентства
Во-первых, размер агентства напрямую говорит о количестве сделок, которые оно проводит из месяца в месяц. Если учесть, что в штате небольшой фирмы работает только 2–3 человека, то и число сделок окажется примерно пропорционально этой цифре.
«Как правило, большие фирмы для удобства клиентов открывают разветвленную сеть филиалов в разных районах города, — объясняет заместитель директора «Центра недвижимости „ИЖИ“ Андрей Тарасичев, — чтобы клиенты могли обратиться за услугами риелторов в режиме шаговой доступности. Таким образом, агентство решает две задачи сразу: и обеспечивает высокий уровень сервиса, и формирует предложение квартир в разных районах города, которыми практически в режиме онлайн его филиалы обмениваются между собой. Ведь обращение выставить на продажу или купить квартиру в Октябрьском районе вполне может найти отклик в Кировском районе города».
Во-вторых, большие компании стремятся поддерживать высокий уровень сервиса. «Работа с клиентом в крупной фирме строится по определенной, отработанной годами технологии, — рассказывает Андрей Тарасичев. — При этом человеку, который хочет работать в большом агентстве, предстоит сначала пройти тщательный отбор при приеме на работу, затем выдержать испытательный срок, во время которого выясняется, сможет ли он соответствовать высоким стандартам деятельности фирмы. Кроме того, большие агентства достаточно много внимания уделяют обучению своего персонала. Во время внутрикорпоративных тренингов более опытные специалисты делятся своими знаниями с новичками, так растет квалификация специалистов».
Большой плюс крупных компаний — возможность добиться разделения функций между специалистами. Первым с обратившимся в крупное агентство клиентом начинает работать риелтор, помогающий клиенту подобрать нужный ему вариант жилья. После того, как подходящая квартира найдена, к работе подключается юрист. Он обеспечивает правовое сопровождение сделки.
Если для покупки квартиры требуется привлечение кредитных средств, кроме этих специалистов в работе с покупателем участвует ипотечный брокер, свободно ориентирующийся в ипотечных программах банков. Наконец, на заключительном этапе сделки с клиентом работает инспектор, задача которого заключается в подготовке полного пакета документов. Инспектор доводит сделку до конца, до того момента, когда сделка зарегистрирована и прежние жильцы переезжают из квартиры. Совместная работа этих специалистов и составляет тот самый комплекс услуг, который должна обеспечивать риелторская фирма.
Есть мнение
Андрей Тарасичев, заместитель директора «Центра недвижимости «ИЖИ» (т. 278-30-70)
Однако на этот счет существует и противоположная точка зрения. «По моему мнению, не существует большой разницы в том, обратится клиент для решения квартирного вопроса в крупное агентство недвижимости или, наоборот, в небольшое. Потому что качество риелторских услуг, которые оказывает фирма, зависит только от одного критерия — квалификации работающих в ней людей. Мне известны компании, которые, имея штат из трех-четырех человек, работают на рынке больше десяти лет, и уровень услуг, который они предоставляют, достаточно высок. При этом меньшие объемы сделок позволяют им больше концентрироваться на конкретном клиенте. Не стоит исключать и финансовую сторону. Большие затраты крупной компании приводят к более высокой себестоимости услуг», — считает директор «Регионального жилищно-инвестиционногоцентра» Константин Колос.
Что касается разного объема информации о существующем предложении у крупных и небольших агентств, то, поясняет Константин Колос, на сегодняшний день в городе есть серьезные информационные базы. Такие, как, например, база «Енисей-информ». Наличие современного программного обеспечения позволяет риелторам оперативно получать доступ к информации о квартире, которая находится в базе данных других городских агентств.
Не стоит также забывать, что многие небольшие агентства недвижимости как раз и были образованы профессионалами, раньше работавшими в больших риелторских фирмах, которые почувствовали в себе достаточно сил, чтобы открыть собственное дело. Так что при ближайшем рассмотрении оказывается, что штат из 100 человек или офис в каждом районе города — далеко не главный критерий при выборе риелторской фирмы. Потому что существуют более важные признаки, чем большой штат сотрудников, на которые стоит ориентироваться при выборе агентства.
Репутация фирмы
"Самый главный критерий, по которому можно достаточно точно оценить, как работает риелторская фирма, — это ее репутация, — говорит Андрей Тарасичев. — Дело в том, что доверие клиентов зарабатывается годами, а потерять его можно в один день. Поэтому каждое агентство, которое планирует работать на рынке долго, обязательно заботится о своем имени и никогда не предпримет ничего, что могло бы каким-то негативным образом сказаться на репутации. Таким образом, выбирая между несколькими фирмами, сначала нелишним будет постараться предварительно собрать о них информацию. Большинство отзывов о работе агентства, которое вы выберете, должны быть положительными".
Время работы на рынке недвижимости
Бэлла Чуканова, директор «Компании «Ваш Рай-ON» (т. 277-88-52)
Срок работы риелторской компании на рынке тоже важен, но не сам по себе, а потому что долгое присутствие фирмы на рынке недвижимости означает наличие у нее достаточного опыта. Состоится ли сделка или сорвется, как будут подготовлены документы, получит ли клиент кредит — как раз и зависит от опыта и профессионализма риелторов.
Если при сделке возникнет сложная ситуация, специалисты агентства, давно работающего на рынке, найдут решение проблемы.
"Простые сделки, когда документы на квартиру полностью подготовлены и в операции с недвижимостью участвуют один продавец и один покупатель, в практике редкость, — говорит Бэлла Чуканова, директор агентства «Компания «Ваш Рай-ON». — Распространенные альтернативные сделки почти всегда сопряжены с определенными трудностями. Для того чтобы длинная цепочка из продажи и покупки могла завершиться, риелтору нужно скоординировать сроки и способы оплаты, и главное, необходимо постоянно работать со всеми владельцами и покупателями. Ипотечные сделки, которые сегодня являются одним из основных способов приобретения квартиры, также имеют немало тонкостей. И для того, чтобы ими заниматься, нужно не один год работать на рынке недвижимости«.
Объем рекламы
Объемы подаваемой рекламы также позволяют клиенту судить о работе риелторской компании. Ведь для успешного проведения сделки очень важно, чтобы о желании клиента продать квартиру узнало как можно больше потенциальных покупателей. «Большинство покупателей обращают внимание на то, в каком объеме и в каких изданиях риелторская фирма размещает информацию об объектах. Если агентство недвижимости представлено практически во всех изданиях города, если вы видите обширную рекламу, наверное, это говорит о возможностях риелторской компании. Конечно, всегда были и останутся клиенты, которые обращаются в агентства по рекомендации родных и знакомых. Но тех, кто приходит в агентство, обратив внимание именно на качество рекламы, тоже немало», — рассказывает Бэлла Чуканова.
Наличие в штате компании юриста
Так как любые операции в сфере недвижимости связаны со знанием законов, купить, продать или обменять квартиру невозможно без оформления документов, поэтому так важно присутствие в штате компании юридического отдела или юриста. Специалиста, который должен быть в курсе изменений в законодательстве, касающихся рынка недвижимости. Без его участия невозможно заключение соглашений между сторонами, присутствующими в сделке, или подписание документов, в которых указаны все важные для совершения сделки моменты. Задача юриста в том и состоит, чтобы включить в документы необходимые для сторон условия и разъяснить клиенту значение каждого документа до того, как тот будет подписан.
Сотрудничество с банками
По числу банков, которые работают с риелторской фирмой, можно понять, насколько эффективно работает компания. Зависимость здесь прямая. Чем большее число банков заключили партнерское соглашение с риелторской фирмой, тем успешнее работает компания.
«Дело в том, что еще до того, как подписать соглашение о сотрудничестве с конкретной риелторской фирмой, банк оценивает ее по своим критериям, смотрит на объемы сделок, которые фирма провела за конкретный период, — объясняет Андрей Тарасичев, — и окончательное решение принимает уже на основании этой оценки. При этом банки в первую очередь заинтересованы в работе с фирмой, которая положительным образом зарекомендовала себя на рынке».
Кроме того, от количества банков, работающих с агентством, напрямую зависит то, насколько больший выбор различных ипотечных программ будет предоставлен покупателю.
Профессиональное сообщество
Константин Колос, директор «Регионального жилищно-инвестиционного центра» (т. 296-78-68)
Как правило, большие компании состоят в профессиональном объединении. В Красноярске таким объединением специалистов, работающих в области недвижимости, является красноярский Союз риелторов. Входящие в состав Союза риелторов специалисты совместно работают над тем, чтобы сделать рынок недвижимости более цивилизованным. "Для клиентов риелторской фирмы членство компании в Союзе риелторов в первую очередь означает, что компания правильно зарегистрирована, а ее деятельность застрахована, — говорит Андрей Тарасичев. — Существование профессионального объединения помогает в случае, если возникла спорная ситуация. Если появились разногласия, клиент всегда может обратиться в действующую в Союзе риелторов комиссию по решению споров. Его случай будет разобран экспертами, и гражданин получит квалифицированное заключение по своему вопросу".
Современный офис
Многое о риелторском агентстве способен рассказать офис. Если еще лет пять назад о том, каким именно должен быть офис у риелторской фирмы, мало кто задумывался, то сегодня любое уважающее себя и своих клиентов агентство стремится занять помещение, в котором не только удобно работать риелторам, но и комфортно находиться клиентам. При этом количество офисов агентства имеет второстепенное значение.
«Покупка квартиры — серьезная сделка, и проходить она должна в соответствующей обстановке, — говорит директор «Компании „Ваш Рай-ON“ Бэлла Чуканова. — В своей компании мы всегда стремились к тому, чтобы обеспечить клиентам достойный уровень обслуживания и комфорта при проведении сделки. Все подписания документов обязательно проводились в отдельном кабинете».
И главный совет, который сами риелторы дают клиентам: никогда сразу не останавливайте выбор на одной-единственной компании, даже если она полностью отвечает всем перечисленным критериям. Обязательно побывайте в нескольких фирмах, задайте специалистам интересующие вас вопросы, сравните, насколько квалифицированные ответы они дают, как в фирме происходит работа с клиентами. И лишь на основе личного впечатления делайте окончательный выбор.
Татьяна Крупко