Дети и ландшафтный дизайн
Ребенок — это прирожденный исследователь мира. Все в этом мире для него в новинку, все интересно и все необходимо. От бесчисленных вопросов: «Как?» и «Почему?» — взрослые порой теряют терпение, но для ребенка жизненно важно получить ответ на эти вопросы. Ведь он не просто учится жить в этом мире — он учится жить в гармонии с ним. И с этой точки зрения ответы на вопросы, как растут деревья и кустарники, зачем цветут цветы и почему летают птицы, имеют решающее значение.
Достижение гармонии с природой — очень важный момент в воспитании ребенка. И в то же время — один из самых трудных. Ведь сегодня в нашей стране абсолютное большинство населения составляют горожане.
Город открывает широкие возможности для приобщения детей ко всем достижениям современной цивилизации и современной культуры. Нынешние дети учатся набирать номер по мобильнику раньше, чем считать, и отправлять SMS раньше, чем писать. Но умение пользоваться благами цивилизации отнюдь не заменяет общения с природой.
И что самое главное — природа очень интересует детей. На прогулке в сквере или в парке или при выезде за город — на дачу, на рыбалку или просто на отдых, взрослые могут услышать от малышей гораздо больше вопросов, чем в городе. Просто потому, что в живой природе гораздо больше тайн, чем в работе любых рукотворных устройств.
Объяснить, почему летает шмель, намного труднее, чем объяснить, почему летает самолет. Самолет сделали люди — специально, чтобы он летал. А шмель летает сам по себе — с цветка на цветок.
Причем есть такой цветок, который могут опылять только шмели. Это клевер. Если нет шмелей — то клевер не даст семян, и на следующий год клевера не будет.
Это пример одной из тайн природы, которые очень интересуют детей.
Взрослым эти тайны неинтересны. Взрослые давно махнули рукой на клевер и предпочитают разводить другие кормовые культуры, которые не зависят от шмелей.
Дети очень любят собирать гербарии. Их удивляет разнообразие листьев и цветов, которое взрослым кажется привычным.
Но настоящим открытием для ребенка становится ботанический сад. Место, где он может своими глазами увидеть растения, о которых прежде читал только в книжках или в интернете.
Потрогать за ствол древнее дерево гинкго, существовавшее еще во времена динозавров — это совсем не то же самое, что прочитать про него в учебнике или на интернет-сайте. Сорвать с ветки листок, ничем не отличающийся от того, который жевали динозавры двести миллионов лет назад — это совершенно особое ощущение.
И все же общение с дикой природой в лесу или в ботаническом саду не может заменить того, что ребенок делает собственными руками. Именно когда ребенок сам сажает семена или рассаду, он понимает великое таинство природы. Он своими глазами видит, как из семени вырастают растения, дающие вкусные плоды или рождающие прекрасные цветы.
Дети — прирожденные садоводы. Их с самого раннего детства увлекает копание в земле, а посадка и выращивание растений позволяют заняться этим делом с согласия родителей и воспитателей.
Уже в возрасте 2-3 лет дети могут участвовать в подготовке почвы и в посадке растений. А четырехлетние уже прекрасно знают, для чего это делается. И для них это — не просто игра.
Наиболее развитые дети в три, а большинство — в четыре года уже умеют связывать сегодняшние занятия с отдаленными целями, задачами и последствиями. То есть они понимают, что семечко, которое посажено сегодня, вырастет не сразу, а будет расти долго.
Тут необходимо иметь в виду масштабы, которыми оперирует ребенок. Для него два-три месяца — это долго, а несколько квадратных метров — это много. Маленькая грядка или клумба, которая кажется взрослому смешной, для такого ребенка — целый мир. И этот мир он создает сам.
Это особенно важно — ведь каждое растение, которое посажено им своими руками, он воспринимает, как свое. Даже когда заходит речь о прореживании морковки, надо объяснять ребенку, почему часть растений, выросших из его семян, должна быть уничтожена.
При этом надо помнить, что дети знают обо всем, что касается выращивания растений, гораздо меньше, чем взрослые. А значит, необходимо постоянно объяснять им, что нужно делать, как и почему.
Но, к счастью, есть растения, которые могут доставить детям радость без усилий и без проблем.
Первое из них — это, конечно, клубника. Ботаники настаивают, что это растение должно называться «земляника садовая», но уже не одно десятилетие в народе его зовут клубникой. Достоинств у нее много, но в детских глазах главное — это то, что если осенью посадить рассаду, то уже на следующее лето можно есть ягоды прямо с куста.
Конечно, есть немало растений, которые можно посадить весной, а есть уже летом и осенью — от редиса и гороха до огурцов и помидоров. Но они не такие вкусные и сладкие, как клубника.
Малина — интересна тем, что если прижилась, то дальше начинает распространяться сама по себе, и пресечь это распространение довольно трудно. Для взрослых это нередко становится проблемой, зато для детей — сплошная радость. Разве что руки будут исколоты шипами — но на этот случай есть зеленка и йод.
А если рассматривать со взрослой точки зрения, и с учетом популярных ныне идей экологичного ландшафтного дизайна, то малина великолепна в качестве одной из составляющих живой изгороди. Конечно, у людей снаружи участка будет повод и возможность полакомиться частью ягод, но зато не возникнет идея ломиться сквозь такую живую изгородь. Особенно если второй составляющей изгороди будет крыжовник.
Это довольно распространенная ситуация — когда самые вкусные ягоды (как и самые красивые цветы), дают наиболее колючие кустарники. И дети должны об этом знать.
Шипы есть не только у роз, но и у малины, и у крыжовника.
Для детей будут интересны еще многие особенности плодоносных и декоративных растений. Например, то, что груша — это самое высокое из плодовых растений, и если ее не обрезать, то она может достичь высоты более 30 метров.
Или что банан — это однолетняя трава (а вовсе не пальма), и когда на банане высотой от 2 до 9 метров поспевают плоды, банан погибает вне зависимости от того, собрали с него урожай или нет. Вся его надземная часть засыхает, зато от корня прорастают несколько новых стеблей, расцветающих на следующий год.
Сочетание теории с практикой и учебы с игрой – это лучший способ получения и закрепления знаний в детском возрасте. И работа на огороде или в саду, в цветниках и на клумбах, просмотр фотографий садов и парков – отличный способ привить детям любовь к природе в сочетании с полезными знаниями о ней.