Владимир Цапалин | Старые проблемы ждут решения
С приходом нового губернатора Льва Кузнецова кадровые перестановки затронули одну из значимых для экономики края отраслей — строительство. Глава региона назначил министром строительства и архитектуры края Владимира Цапалина, ранее занимавшего пост заместителя министра транспорта и связи Красноярского края. новый глава ведомства — фигура малоизвестная, непубличная, он не делал громких заявлений в СМИ и по ТВ, не «разруливал» конфликтные ситуации. Последние 20 лет Владимир Цапалин занимался административными и хозяйственными вопросами и к строительству отношения не имел. Редакция журнала «Сибирский дом» опросила представителей строительных компаний Красноярска, нас интересовал вопрос — решения каких проблем ждут строители от нового министра.
Владимир Владимирович Цапалин родился 23 января 1961 года в городе Братск Иркутской области. Закончил Киевский инженерно-строительный институт по специальности «Промышленноеи гражданское строительство» в 1984 году. С 1981 года — электромонтажник днепровского монтажного управления треста «Гидроэлектромонтаж». С 1984 по 1988 год — мастер, прораб управления строительства Богучанской ГЭС. С 1988 по 1989 год — главный инженер строительного управления № 1, начальник СМУ-1, главный техник строительно-монтажного треста «КАТЭКстрой». С 1989 по 1992 год — заместитель председателя Шарыповской региональной ассоциации кооперативов «КАТЭК». С 1992 по 1997 год — директор производственно-торгового предприятия «Крок». С 1997 по 2004 г. — работал в администрации г. Шарыпово. С 2004 по 2008 год — первый заместитель начальника отдела, заместитель начальника отдела, заместитель руководителя департамента специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» в Красноярском крае. С 2009 по 2010 год — заместитель
министра транспорта и связи Красноярского края.
«Строительная отрасль сложная и многогранная, случайному человеку ее бы не доверили», «любой замминистра имеет серьезный опыт работы в государственных органах власти, который может успешно применяться в том числе и в строительной сфере», «губернатор долго рассматривал кандидатуру на этот пост, решение это было взвешенным, так что ему лучше знать, что за человек новый министр и сможет ли он „потянуть“ доверенный ему объем работы». Так представители строительных компаний прокомментировали назначение нового министра, отметив при этом, что биография Владимира Цапалина не вызывает у них опасений относительно компетентности руководителя отрасли. Конечно, непосредственно со строительством Владимир Цапалин был связан лишь в начале своей карьеры, но «ему же не на стройке работать», главное, что «он знает азы строительства» и как «государственный человек в хорошем смысле этого слова сможет принимать грамотные управленческие решения и устранять наболевшие проблемы».
То, что проблем в строительной отрасли существует немало, ни для кого не секрет. Взять, к примеру, «эпопею» с возведением кардиоцентра и онкодиспансера, Ледового дворца, на месте последнего вот уже долгое время возвышается лишь «скелет» из металлоконструкций, сроки строительства из года в год переносятся, да и с масштабной реконструкцией БКЗ не все гладко, расходы постоянно увеличиваются, а до ума объект не доводится. В территориях края темпы и объемы строительства далеки от радужных показателей, по итогам прошлого года в лидерах оказался лишь Емельяновский район, который приблизился к европейским показателям по вводу жилья на одного жителя. Немало сложностей и со сносом ветхих и аварийных домов, адресные программы, что действуют в регионе, не справляются с поставленной задачей, дело движется крайне медленно. Хотя федеральная власть и направляет финансы для края, власти на местах не могут организовать слаженную работу, провести конкурсы на строительство, поэтому деньги оказываются неосвоенными и вместо того, чтобы идти на возведение муниципальных домов, лежат «мертвым грузом» на банковских счетах.
Прежний министр строительства — Николай Глушков, проработавший в этой должности с 2008 года, — хоть и оперативно решал поставленные задачи, но за два года снять все вопросы было бы нереально. Кстати, сейчас Николай Глушков занимает другую должность. Он, являясь заместителем главы края, координирует работу управления внешних связей администрации губернатора, а также взаимодействие с Таймырским и Эвенкийским муниципальными районами. А проблемами в строительной сфере теперь предстоит вплотную заняться его преемнику — Владимиру Цапалину.
Получится ли договориться?
Говоря о тех трудностях, что сейчас имеются в строительной сфере, практически все опрошенные нами представители компаний-застройщиков были единогласны и называли одни и те же общие проблемы, а не так — «у кого что болит, тот о том и говорит». Так, в числе наиболее острых вопросов — сложности с выделением земельных участков, подключением к сетям и коммуникациям, а также со строительством инфраструктуры. Это актуально и при комплексной застройке в Красноярске, и при возведении загородных поселков. «Застройщик приобретает на торгах большой участок земли, начинает строить комфортное современное жилье. Но на этом участке нет инфраструктуры — садиков, школ, больниц, дорог — и, что очень важно, нет инженерных сетей. В результате сам застройщик должен получить разрешение, протянуть сети. Это колоссальные затраты. Думаю, если вопрос с обеспечением инфраструктурой возьмет на себя государство, то такое решение будет правильным и поможет, во-первых, строителям быстрее преодолеть последствия мирового кризиса, а во-вторых, предотвратит снижение объемов ввода жилья», — уверен один из представителей красноярской строительной компании.
Сейчас в Красноярске в большей степени развиваются те площадки, где есть все необходимые инженерные коммуникации. Согласно Градостроительному кодексу (Градостроительный кодекс РФ, ФЗ № 190 от 29.12. 2004, ст. 30, 38.1) площадки, выставляемые на торги, должны быть обеспечены инженерными коммуникациями. Городские власти понимают под этим наличие технических условий на подключение, которые выдают энерго- и водоснабжающие организации. Но зачастую получается так, что строители уже возвели дома, а внутрирайонные дороги и подстанции в точках подключения снабжающими организациями не построены.
Чиновники тоже только разводят руками — и рады бы сделать это за счет городской казны, но финансов для этих целей в ней попросту не заложено, бюджет у города и так дефицитный; хочет застройщик строить дома — значит, пусть сам займется вопросом обеспечения участка инженерными коммуникациями, сделает это на свои деньги. В результате так и выходит.
Например, при комплексной застройке микрорайона Покровский в Красноярске компания «Сибиряк» приобрела на торгах площадку в 16,5 гектаров, заплатив за нее 61 миллион 756 тысяч рублей, «Монолитхолдингу» его 15 гектаров в этом районе тоже обошлись недешево, если прибавить к этому затраты на инженерное обустройство, которое фирмы-застройщики взяли на себя, получаются гигантские суммы.
Разим Абасов, президент Союза строителей Красноярского края:
— Новый министр — человек команды губернатора. Это априори высочайшая рекомендация. Мы готовы продолжить все то, что было наработано за годы тесного сотрудничества Союза и министерства. Более того, Владимир Владимирович уже успел принять участие в работе правления и заявил о своей готовности активно взаимодействовать в решении всех вопросов отрасли. Сомнений в плодотворности этой работы у строителей нет.
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что в последнее время, пусть и не в таких объемах, как хотелось бы, но подвижки в плане участия государства в строительстве объектов инфраструктуры есть. Например, сейчас на территории комплексной застройки в микрорайоне Покровский начинается строительство нескольких автомагистралей. А вот школы и детские сады в новых микрорайонах пока есть только на бумаге — в планах, в какие сроки построят и построят ли вообще — неизвестно. Впрочем, как считают некоторые застройщики, полностью уповать «на милость властей» все же не стоит. Так, руководиель одного из крупных проектов загородного поселка заявил: «Я убежден, дороги и инженерные сети следует строить за счет бюджетных средств, тогда как детские сады, больницы и школы вполне по силам возвести и самой строительной компании, которая как никто другой должна быть заинтересована в удобстве и комфорте для своих потенциальных покупателей. Ведь коттеджный поселок без инфраструктуры не будет востребован, люди не захотят менять блага городской жизни на пригород, где, например, до той же поликлиники нужно будет добираться несколько километров. Поэтому данные объекты должен строить сам застройщик, для этого надо искать и привлекать инвесторов».
Как пример нам были приведены такие расчеты. Сейчас строительство дорог и сетей для застройщика может составить 30–40% от стоимости самого проекта, если такую «обузу» возьмет на себя бюджет, то стоимость одного квадратного метра жилья в загородном поселке может быть уменьшена на те же 30–40%, по предварительным подсчетам это составит около 17–20 тысяч рублей за «квадрат». Это те самые цифры, на которые в своих докладах уповает президент России, называя загородное жилье приоритетным направлением для страны, которое в ближайшем будущем должно стать доступным. Но пока слова остаются словами.
В продолжение темы загородного жилья другой застройщик выразился еще более категорично, заявив, что малоэтажное жилье экономсегмента у нас не развивается. В Сибири холодный климат, содержать дом затратно, такие расходы не всем по карману. Но выход из ситуации может быть найден, для этого нужна политическая воля, принятое к обязательному исполнению управленческое решение, заинтересованность власти. «Так, для нашего поселка в пригороде Красноярска бюджету края было бы вполне по силам протянуть трубу природного газа. Она сейчас доходит до Ачинска, оттуда до Красноярска около 300 километров, понятно, провести на такое расстояние трубу недешево, но можно подключить к делу инвесторов. Все это даст толчок к развитию загородного жилья, сделает его доступным. Сейчас электричество и отопление для загородного дома — удовольствие дорогое, углем же топить люди не хотят — хлопотно. Но в Новосибирской области поступили подобным образом, протянули до одного из коттеджных поселков трубу природного газа. В результате содержание дома площадью около 350 „квадратов“ там обходится в 8–10 тысяч рублей в год, а у нас в 9–10 раз дороже», — говорит представитель компании.
Объяснять все эти проблемы новому министру, уверены застройщики, не придется. Он о них знает либо вникнет в ближайшее время. Для того чтобы вопросы решались как можно оперативнее и эффективнее, на базе Союза строителей края сейчас создается Координационный совет по развитию отрасли. И министр дал свое согласие его возглавить. Так что у строителей будет постоянная возможность и площадка для общения с руководителем отраслевого ведомства.
Первые планы
В пресс-службе строительства и архитектуры пояснили, что Владимир Цапалин начал целенаправленно входить в курс дела, изучает документацию, отчеты. В ближайшее время он не намерен проводить выездные совещания, инспектирование строящихся объектов, круглые столы, эти мероприятия пройдут чуть позже.
В начале июня новый министр уже выступил с докладом на заседании комитета по экономической политике в Законодательном собрании края. Он рассказал депутатам о планах на перспективу. По словам Владимира Цапалина, одним из важнейших направлений станет работа по подготовке документов территориального планирования. Это масштабная задача, для ее решения нужно привлекать грамотных специалистов, которые способны создать генплан города или муниципального района, требуются и серьезные финансовые затраты. Бюджетные деньги для территориального планирования в первую очередь должны получить лишь перспективные территории края. Новый министр заявил, что надо провести «инвентаризацию действующей нормативной базы, регламентирующей градостроительную деятельность», то есть снять лишние административные барьеры, сократить раздутые сроки согласований. То, о чем долгое время говорили строители, было наконец-то услышано.
Изменения появятся и в работе Краевой государственной экспертизы. Чтобы не затягивать процесс выдачи экспертного заключения, что влияет на удорожание проектной документации при проведении повторных оценок, по словам Владимира Цапалина, необходимо обеспечить прозрачность процесса экспертизы. Для этого будет налажено онлайн-сопровождение работы экспертов с документацией, которое позволит устранять замечания в рабочем порядке.
Немаловажным аспектом в градостроительной деятельности является качество применяемых планировочных решений, конструктивных узлов и материалов. Решение этого вопроса планируется организовать через схему сертификации. Специальный центр сертификации будет создан на базе института «КрасноярскпромстройНИИпроект».
3 июля в Красноярске прошло общеесобрание Союза строителей, в котором принял участие и Владимир Цапалин. Одно из пожеланий, направленных в адрес нового министра, — развивать помимо жилищного строительства еще и промышленное, выделять и вкладывать деньги в крупные трудоемкие объекты, в инфраструктуру — мосты, дороги, транспортные развязки…
«Надо подождать первых решений и дел», — говорят застройщики, получится ли найти взаимопонимание и компромисс между строителями и властью — покажет время.
Александр Шляхин, директор информационной компании «Сибдом»:
— Строительная отрасль города и края очень нуждается в деньгах федерального бюджета. Строительство авторазвязок, магистралей, социально и жизненно важных объектов, таких как онкоцентр, Ледовый дворец, ввод в эксплуатацию кардиоцентра позволили бы не только улучшить качество городской среды, но и значительно стабилизировать ситуацию на строительном рынке.
Вечная тема
Еще одна проблема, о которой говорят застройщики, — бюрократизация при получении различных экспертиз и соглашений. Но это «извечная российская беда, искоренить которую невозможно», — подводят неутешительный итог строители. То же касается и коррупции, всевозможных поборов-откатов, особенно остро это проявляется при реализации пресловутого ФЗ № 94 (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), когда фирмы-однодневки, формально выполнив условия и демпингуя, выигрывают конкурсы, но, не имея опыта и ресурсов, работы не выполняют. За определенную плату их передают, точнее, перепродают другим компаниям-подрядчикам. Недавно в Красноярске одна из фирм заявилась выполнить работы в муниципальном здании всего за 350 рублей при начальной стоимости лота в 400 тысяч рублей, что за этим стоит — несложно догадаться. В корне переломить ситуацию с махинациями при проведении муниципальных заказов на краевом уровне невозможно, это задача Федерации, уверены представители красноярских компаний-застройщиков.
А вот проблему сноса ветхого и аварийного жилья, по мнению строителей, можно решить и на краевом уровне. Для этого требуется создать краевую программу модернизации жилфонда, причем в перспективе сносить нужно не только старые бараки, но и практически отслужившие уже свой век «хрущевки», а на освободившихся площадках возводить комфортное современное жилье.
Конечно, за короткий период времени решить проблемы, которые копились годами, невозможно, но, и в этом застройщики убеждены, новый министр сможет достаточно быстро найти наиболее верную стратегию. В конечном счете все это позволит строительным компаниям наращивать производство, выходить на новый уровень, а жителям края — решать жилищный вопрос, приобретать современное жилье по приемлемой цене.
Ирина Шиколова