Зарубежный архитектор | Мягкие контрасты Монпелье
Нельзя свести в одной упряжке коня и трепетную лань… Оказывается, иногда это получается — как у череды сменяющих друг друга поколений зодчих Монпелье. В застройке этого французского города грамотно и гармонично сплетены готика и барокко, ампир и модерн, классицизм и хай-тек. При этом неизбежный в таких случаях контраст мягок, а уважение архитекторов к предшественникам через формируемую среду создает общую атмосферу всеобщего благорасположения.
Монплезир Монпелье
Далеко не всякое ожидание оправдывается, но иногда неожиданная встреча с чем-нибудь очаровывает. Такой радостью подарил Монпелье, который из простого пункта транзита стал одним из самых ярких впечатлений от французского юга. К своему удовольствию (по-французски это будет mon plesire), нежданно-негаданно оставшись здесь на ночь, я соприкоснулся с очаровательным букетом древностей, старины и архитектурной нови, сплетенным по всем канонам градостроительной науки.
В распоряжении гостей и хозяев все мыслимые удовольствия: пляж с белым песочком, роскошные сады и пари, театры и казино, многочисленные рестораны с великолепными меню и винными картами. Хотите поплескаться и позагорать — пожалуйста, до Средиземного моря всего десять километров. Любите покушать — сильвупле, здесь сыщется ресторан на любой вкус гурманов и гурме. Предпочитаете познавательный досуг — пожалуйте в музеи с богатыми коллекциями полотен Пуссена, Рубенса, Рафаэля и Боттичелли. А то и просто погуляйте по просторным площадям и эспланадам, стиснутым старинными кварталами улочкам и тенистым платановым и каштановым аллеям.
Монпелье — административный центр департамента с самым эротическим названием (в смысле написания) — Эро (Herault). Сегодняшний Монпелье входит в шестерку крупнейших городов Франции с населением около четверти миллиона (с агломерацией — 600 тысяч), значительная часть которого осела здесь после репатриации из французских колоний Магриба. Уступая соседним городам по возрасту вдвое, город обошел многие из них по значению. Это крупный промышленный, культурный и образовательный центр — с одним из старейших в мире университетом и ботаническим садом, тремя десятками музеев и полусотней концертных залов. Городская застройка Монпелье интересна как образец неожиданного, но гармоничного сочетания архитектурных памятников прошлого с технологическими чудесами современного зодчества.
Медики и ботаники
На грани позднего Cредневековья и раннего Возрождения зародились многие известные университеты и научные центры. В Монпелье в 1220 году был основан один из старейших университетов Европы, едва ли не второй после Болонского — медицинский. Возможно, что это о нем говорится в песенке вагантов: «Во французской стороне, на чужой планете…», — именно в этом университете учился, а потом читал лекции Франсуа Рабле, озорной философ французского Ренессанса. Само слово-то французское — re-neissance — переводится как «возрождение». Медицинский университет и сегодня выпускает отличных медиков, да и не только их. Как опытный участок для выращивания лекарственных растений при университете Монпелье в 1593 году был заложен ботанический сад — старейший из существующих в Европе. Сад расцвел и разросся аллеями, дендрариями и арборетумами, в которых собраны коллекции растений со всех уголков земного шара. Многие из них перекочевали в городские аллеи и скверы, причем даже в сопровождении пояснительных табличек с ботанической латынью. Это для того, чтобы идущие на учебу студенты впитывали знания буквально на ходу и с ходу.
Студентов в Монпелье немало — каждый четвертый, и даже больше. Из четверти миллиона жителей 70 тысяч составляет молодежь, обучающаяся в трех местных университетах. Свежая струя молодости разбавляет и оттеняет жизнь старинного города. Он буквально гудит вечерами и ночами, засыпая ближе к утру на несколько часов и пробуждаясь от гула шагов студентов, спешащих к первой паре. Самое гулкое и гуляющее место Монпелье — это его «сердце», театральная площадь.
Камеди-Пляс
Центральная площадь Монпелье носит название театра, на ней расположенного, — Place de Comedie. К ней сходятся все проспекты и эспланады, по ней движутся скорые и бесшумные трамваи, гуляют медлительные и шумные толпы праздного народа.
Первые упоминания площади датируются 1755 годом, а как комедийная она зазвучала по окончании строительства театра. С театром комедии случались и трагедии — здание сгорало дотла дважды, в 1785 и 1855 годах. Нынешнее здание по красоте, изяществу и богатству декора вряд ли уступает предшественникам. Его барочно-ренессансные формы, богатая скульптурная пластика и лепнина довольно точно соответствуют архитектурной традиции и игривому духу классической французской комедии.
Театр знаменит и тем, что именно здесь получил профессиональное «крещение» Жан-Батист Поклен (между прочим, Jean-Baptiste переводится как Иоанн Креститель). Дебютировавший в Театре комедии драматург взял псевдоним Мольер — странно, что не Монпельер. Но это уж авторский каприз, лежащий на его совести.
Кроме здания театра площадь украшают обступающие ее роскошные «отели» и фонтан «Три Грации». Его изваял в 1790 году скульптор Этьен Антуан в подражание великим мастерам Возрождения. На долгие годы скульптурная композиция попала в местный музей Фабр, но в 1989-м в ходе реставрации и реконструкции площади была возвращена на свое историческое место. Нечего грациям пылиться в музее — пускай пляшут в застывшем каменном танце на Пляс де Комеди.
Отелями в старину во Франции называли роскошные особняки, по сути городские дворцы знати и состоятельных граждан. Они и впрямь роскошны, и если не затмевают, то замечательно дополняют изящество театрального здания и всего ансамбля главной городской площади
Статус главной она приобрела в середине девятнадцатого столетия, по окончании строительства железнодорожного вокзала, связавшего город с побережьем и севером страны. Вокзал Гар-де-Монпелье-Сен-Рош расположен всего в двухстах метрах от театральной площади, и от него очень удобно электричкой отправиться на средиземноморское побережье. С Комеди Пляс на песчаный пляж.
К театральной площади, как к сердцу города, сходятся основные его транспортные артерии. Эспланада де Голля ведет сквозь небольшой тенистый сквер к большому комплексу городской застройки с названием Корум, построенному из бетона и гранита. Другая эспланада, ведущая пешехода по подвесным мостикам и лестничным каскадам, связывает площадь с ультрасовременным кварталом Антигон и историческим местом Lycée Joffre, прежде называвшимся цитаделью Монпелье. Еще один проспект, эспланада де Пейру, венчаемый одноименной аркой, исходит от площади на запад. О нем стоит сказать отдельно.
Свои Елисейские Поля
Есть в городе и свои Champs d`Elysee — уступающие столичным по роскоши и известности, но столь же изящные и приятные взору. Эспланаду Пейру венчает местная Триумфальная арка, Portes de Peyrou — столь же пышные формами врата в барочно-классицистическом стиле. Рядом с пьедестала и лошади на окрестности взирает бронзовый Людовик XIV. «Король-солнце» наследил своими похождениями и подвигами не только здесь, но и по всей Франции.
Помпезные ворота и спроектированы архитектором Франсуа Дорбэем по образцу парижской Триумфальной арки с площади Этуаль. Врата Пейру были завершены к 1693 году, и с тех пор его дорические антаблементы и барельефы с батальными сценами внушают гордость доблестью французского оружия. Рельефные прославления Луи XIV появились позже, в пору абсолютизма, в 1715 году. Мраморные доски изображают четыре славных деяния «короля-солнца»: одна посвящена победе под Немуром над голландцами, колена преклонившими перед фигурой Луи; другая изображает императора в позе Геркулеса, коронуемого богиней Победы; третья посвящена прорытию канала, соединяющего Средиземноморье с Бискайским заливом; четвертая прославляет оглашение Нантского эдикта, примирившего католиков с гугенотами. Как минимум половина деяний королевских бесспорны, но, впрочем, мало кто вглядывается в мемориальные доски. Большинство горожан и туристов просто прогуливаются в отдалении, а другие проносятся мимо на автомобилях — как и на Елисейских Полях.
Быстрые, как ласточки, трамваи
Если в приморских городах хозяйничают чайки, то в Монпелье вовсю орудуют и орут серые галки. Они безбоязненно кружат над городскими зданиями и скверами и нахально гадят на автомобили и памятники культуры. Но вовсе не галки подвизались в качестве символов Монпелье — пернатой эмблемой стала ласточка. Белыми и голубыми стрижами разрисованы городские трамваи, быстро и практически бесшумно носящиеся по улицам, в том числе по главной городской площади. Так без привычки немудрено и под трамвай угодить. Правда, пока таких историй не было — во всяком случае, о них здесь не рассказывают. Вообще удивительно, что трамваи передвигаются без лязга и грохота, а значит, без всеразрушающей вибрации, а сами пути выполнены заподлицо — вровень с кладкой мостовых. Прямо почти как у Витрувия: прочность, скорость, красота!
То, что центру Монпелье придан статус пешеходной зоны, следует признать грамотным градостроительным решением. Автомобильные дороги здесь отведены от центра и уведены через туннели на окраины, а единственным городским видом транспорта служат трамваи. Ну и велосипеды, конечно, под которые отведены отдельные узкие дорожки. В результате у водителей и пешеходов нет поводов друг друга недолюбливать, а городской центр не задыхается в автомобильных пробках и выхлопных газах. Трамваи, как известно, не дымят.
Корум — современный Форум
Этот комплекс современных административных и общественных зданий завершает эспланаду, ведущую от площади Комедии. Корум спроектирован архитектором Клодом Васкони и открыт для публики в 1988 году. Отделанный гранитом и розовым мрамором, комплекс обошелся казне в кругленькую сумму, что в 1980-х послужило темой общественной дискуссии о целесообразности такой расточительности. Зато город приобрел современный (на тот момент) комплекс, включающий конференц-зал с выставочным пространством свыше шести тысяч квадратных метров и оперный театр имени Гектора Берлиоза с залом на две тысячи мест.
Архитектурный полигон
В конце тысячелетия район Антигон и другие места Монпелье преобразились, вобрав в себя здания в стиле хай-тек. В самом центре Антигона выросло здание Polygone, что в прямом переводе с греческого означает «многоугольник». Не только это и соседнее здания отличаются резкой угловатостью силуэтов — весь этот участок городской застройки стал настоящим архитектурным полигоном, ристалищем свежих идей и местом воплощения смелых замыслов. При этом тенденция всего постмодерна с прямыми цитатами или намеками на античность силы не теряет. Здание гостиницы «Ибис» очертаниями напоминает египетские пирамиды, другие прямоугольными силуэтами отсылают ассоциации к греко-римским храмам, третьи сочетанием огромных кругов и квадратов роднят их с архитектурой Востока. А он тут как тут, в сочетании с западной традицией…
Замахи леди Захи
Пристрелялась к этому архитектурному полигону и арабо-британская мэтресса Заха Хадид, прославившаяся своими экспериментами с линией и силуэтом зданий. Ее бюро спроектировано общественное здание в Монпелье, предназначенное под библиотеку, спортивное ведомство и архивы департамента Эро. Хадид, долгое время довольствовавшаяся «бумажной архитектурой», словно отдавая ей дань, сотворила трехчастную композицию, которая внешне напоминает ворох брошенных на землю бумажных лент. По структуре здание повторяет строение деревьев: более плотное основание — «ствол», более рыхлая «крона» библиотечного корпуса с ярусами лоджий и легкие конструкции офисов поверх всего этого основания. Аналогия с деревом и в том, что его внутренние коммуникации — коридоры, лестницы и лифты — сливаются в единую «артерию» у фойе в основании здания. Общественная и административная функции разнесены по сторонам: служебные входы обращены на восток, тогда как главные ходы выполнены в западном фасаде. Здание прочное по конструктиву, но рыхлое в том смысле, что пропитано светом и пронизано воздухом. Наружные фасады отделаны глянцевым пластиком, стеклом и керамикой белоснежного и опакового цветов.
Строительство Pierres Vives building началось в конце 2006 года и вскоре должно завершиться, гармонично вписавшись в ультрасовременный ансамбль нового города и стилистику квартала Антигон. Браво, Заха! Вива, Монпелье!
Геннадий Рыбаченко
Фотографии — Леонид Жбанов