Меню Поиск Разместить Избранное Кабинет

Дом с запахом леса - загородный деревянный дом

У деревянного дома есть своя философия. Согласитесь, незабываемое ощущение — жить в окружении дерева, которое добрую сотню лет впитывало в себя солнечные лучи и теперь согревает накопленным теплом ваше жилище. Чтобы подчеркнуть эту экологическую доминанту, нужен особый, бережный подход к архитектуре и интерьеру, ведь любая чужеродная деталь может нарушить целостное восприятие кусочка природы в четырех стенах.

Современные деревянные здания совсем не похожи на те избы, которые во множестве встречаются в русских деревнях до сих пор. Унаследовав от «предков» свои конструктивные принципы, бревенчатые и брусовые дома выглядят сейчас намного живописнее и разнообразнее, а кроме того, стали значительно эффективнее удерживать тепло. Конечно, на их дизайн и архитектуру наложили отпечаток вошедшие в моду подражания традиционным деревянным постройкам других стран, например стилизации под шале или скандинавский дом, сыграли свою роль и современные материалы отделки, и новые подходы к оформлению интерьера — в результате деревянный дом стал действительно уникальным, неповторимым явлением, органичным сплавом вековых традиций и веяний эры высоких технологий. 

В зависимости от особенностей конструкции деревянные дома бывают нескольких типов: из обыкновенного бруса, из профилированного или клееного бруса, бревенчатые дома ручной рубки, дома из оцилиндрованного бревна. Различаются они в основном способами обработки и возведения стен. Клееный брус — наиболее подвергшийся обработке материал, оттого намного более дорогой, зато обладающий минимальной усадкой (не превышающей 1%) и деформацией, не нуждающийся во внутренней отделке, удобный в монтаже. В сухую погоду натуральное дерево отдает накопленную влагу, а в сырую, наоборот, впитывает в себя ее излишки в жилом помещении, поэтому оно давно признано непревзойденным по уровню комфортного микроклимата строительным материалом.

Традиции деревянного домостроения

Говоря о деревянном доме, мы представляем себе в первую очередь избу — исконно русский бревенчатый дом. Это квадратный или прямоугольный сруб из образующих стены венцов — рядов горизонтально уложенных бревен, соединенных в углах врубками. Выступающие за пределы сруба концы бревен — не только декоративный элемент, благодаря такому приему углы дома не промерзают. Характерной конструктивной чертой избы был вынос бревен, поддерживающих крыльцо, балкончики и крышу. Крышу делали покатой с обеих сторон, а венчало кровлю тяжелое бревно, передний конец которого вырезали в форме головы лошади, — конек.

Из швейцарских Альп пришел к нам дом-шале с мощным фундаментом и цокольным этажом, сложенными из камня, чтобы противостоять суровому горному климату. Жилые этажи — первый и мансардный — строились из сосновых или лиственничных бревен, а широкую покатую крышу, часто далеко выступающую за границы стен, поддерживали массивные балки по всему периметру дома. Расширял полезную площадь и придавал выразительность фасаду балкон мансардного этажа длиной от ската до ската, а также просторные террасы на сваях.
Истоки скандинавского стиля нужно искать в Норвегии, Швеции и Дании. Для этих стран тоже характерны деревянные дома на высоком каменном фундаменте, однако практичные скандинавы нередко зашивают бревна досками, а фасады красят в цвета от пастельных до темно-красного с контрастными белоснежными наличниками, как бы восполняя некоторое однообразие колорита северного пейзажа. В тех случаях, когда естественная фактура древесины сохраняется, в яркие цвета окрашивают отдельные детали: коньки и опоры крыши или фронтоны. На севере Европы предпочитают приземистые одноэтажные строения строгих геометрических форм с симметричным фасадом и покатой двускатной крышей, где вход украшен просторным крыльцом с навесом и лестницей. Двухэтажные дома встречаются реже, но и они выглядят невысокими и основательными, хотя второй этаж обязательно подчеркивается балконом или остекленным «фонарем» — окном в крыше или выступом стены здания.

Секреты наружной отделки

Благодаря легкости обработки дерево представляет дизайнерам массу декоративных возможностей. Если поверхность стены из бруса удается разнообразить в основном за счет изменения цвета, то от бревен можно добиться большего. Искусственно состарить внешность дома позволяет технология механического текстурирования, при которой в результате механической обработки снимается только кора, так что остается неповторимый природный рельеф бревна. Также приветствуется тонирование бревен в более темные оттенки, которые будут отвечать вкусу хозяина дома.
При создании архитектурного проекта обязательно учитывается диаметр бревна: кроме теплозащитных свойств он задает определенный рельеф стены, который тем заметнее, чем толще бревна в поперечнике — от 24 до 50 см. Помимо строительного назначения дерево используется и в отделке фасада, в частности каркасных фронтонов, где для имитации бревна достаточно блок-хауса.

Чтобы уберечь бревенчатый дом от сквозняков, требуется утепление межвенцовых швов. Исторически щели конопатили пенькой, паклей, мхом, льняной «веревочкой», джутом — каждый способ имеет свою технологию, плюсы и минусы. Но так же, как пластиковые окна избавляют хозяев от утомительного утепления рассохшихся деревянных рам, современные герметики для деревянных домов решают проблему если не навсегда, то на очень долгое время. Они растягиваются и сжимаются вместе с изменением линейных размеров деревянного сруба и не препятствуют естественной вентиляции через стены, причем цвет герметика помогает либо замаскировать швы, либо сыграть на контрасте, подчеркнув ритмику пространственного сочленения бревен.  

На крыше дома

Близость деревянного дома к природе, его естественную красоту подчеркивает выбор натуральных или похожих на них по фактуре кровельных материалов. И в первую очередь здесь нужно упомянуть гонт — деревянную черепицу, природный кровельный и фасадный материал из древесины, иначе его называют дранкой или шинделем. Изготавливают гонт из разных пород дерева, но для этих целей в Сибири традиционно применяется лиственница, знаменитая своей долговечностью. «На Западе гонт очень популярен в индивидуальном домостроении. Основных причин тому две: натуральное происхождение и долгий, до ста лет, срок эксплуатации, — объясняет Павел Понкратенко, генеральный директор производственно-строительной компании „Краслогхоум“. — Известны деревянные дома с такой крышей, которые простояли 150 лет и служат до сих пор».
Исконно русский кровельный материал вновь обретает сейчас популярность в России. Секрет водостойкости деревянной кровли заключается в ее конструкции: гонт укладывается в три слоя, причем верхний элемент частично перекрывает нижние, напоминая расположение чешуек в шишке. Во время дождя или повышенной влажности дощечки разбухают, увеличиваются в размерах, и поверхность кровли плотно смыкается. Когда погода улучшается, дощечки высыхают и слегка изгибаются, поднимаясь куполом, так что влага испаряется без образования конденсата. Единственный минус — как и любое дерево, со временем гонт темнеет.

Другой натуральный кровельный материал — керамическая черепица — на крышах деревянных домов встречается редко, монтируется преимущественно на каменных. Она тяжелая, требует более мощной стропильной системы и более жесткой основы, на которую опирается кровля, дает дополнительнуюнагрузку для усадки деревянных стен. Поэтому чаще деревянные дома покрывают гибкой черепицей, а вот металлочерепица с точки зрения дизайна предпочтительнее для брусовых домов, так как подчеркивает их лаконичный, более современный облик.

Тайны внутреннего мира

По мнению директора мастерской дизайна и архитектуры «Да Винчи» Юлии Быковой, в интерьере деревянного дома помимо обязательного камина должны присутствовать главным образом натуральные материалы: камень, дерево, гобелены, комнатные цветы, роднящие деревянный дом с окружающей его природой.

Переходя ко внутренней отделке, дизайнеры предпочитают деревянные полы всем остальным видам напольных покрытий. Если дощатый пол выбивается из стиля интерьера или домовладелец просит эксклюзивное дорогое покрытие, его меняют на паркет, на худой конец — ламинат, но обязательно с благородной деревянной фактурой. Даже теплым полам не противопоказано деревянное покрытие, достаточно воспользоваться для этого термомодифицированной древесиной, которая не реагирует на изменения влажности и тепла. Она делается из березы, сосны, ели, имеет цвет мореного дерева и высокую стойкость к гниению, а значит, подходит также для саун, бань, пространства вокруг бассейнов.

Красоту деревянных стен в помещении испортить сложно, но можно. «Больное место» деревянного интерьера — это электропроводка, опутывающая лабиринтом каждую комнату дома. Обычно провода закладывают на поверхности стен в гофрированную трубу или кабель-канал, который деформируется между крепежами, когда дом дает усадку, и совершенно не красит интерьер. Есть технология сокрытия проводов внутри стены, но без дизайн-проекта это сделать невозможно. Нужно точно знать, где будут находиться светильники и другие электроприборы, чтобы предусмотреть розетки, тогда рисуется схема проводки. Согласно чертежу внутри бревен и по периметру дверных проемов закладываются каналы. Провода при таком размещении будут надежно изолированы от дерева гофрированными металлорукавами.
А можно вспомнить опыт прадедушек. Когда изоляционных материалов для монтажа проводки внутри бревен не существовало, пользовались вариантом, который и по сей день встречается в старинных домах. Тогда электрические провода открыто закреплялись на стенах и потолке при помощи роликов, изготовленных из изолирующего материала — фарфора. В каждом ролике имелась ось отверстия, через которое продевался гвоздь, крепящий ролик с надетыми на него проводами к стене. Между выключателем или розеткой и стеной полагались специальные изоляционные подкладки из сухого дерева — подрозетники. Провода в старых домах тоже были старыми, перевитыми между собой, в нитяной оплетке — сейчас их заменил более современный и безопасный провод в резиновой изоляции, покрытый оболочкой из ПВХ, применяющийся в стилизованной под старину открытой проводке.

Ноту стиля кантри в интерьер привносят деревянные изделия в технике корнепластики, где используются природные формы и материалы: причудливо изогнутые фрагменты стволов, корни, ветки дерева, в которых мастер разглядел художественный образ. В классическом интерьере вполне уместны столы со столешницей из спила дерева у корневища, большой пенек на колесиках послужит чайным столиком в зале. Злоупотреблять корнепластикой тоже не стоит: мебель, люстры в том же стиле — и дом превратится в избушку Бабы-Яги. Корнепластику в классических интерьерах применяют и как материал отделки стен или потолка, направив на этот необычный декоративный элемент луч от лампочки или, наоборот, создав за ажурной перегородкой причудливую игру света и тени.

Каменные штрихи

Хотя дерево — материал экологичный и выразительный, только им дизайнеры не ограничиваются. Из глубины веков рука об руку с деревом пришли другие натуральные, «живые» материалы — камень и металл.

Камень уместен и снаружи, и внутри бревенчатого дома. Натуральным он будет или искусственным, особого значения не имеет. Давно уже стало классикой отделывать печную трубу тем же камнем, что идет на цоколь или фундамент дома. Поскольку камень исторически поселился в человеческом жилище рядом с огнем, он до сих пор «обживает» первым делом каминную зону, хотя способен шагнуть и шире — в оформление перегородок, стоек, вплоть до каменной столешницы на кухне. Встречается и имитация камня — в виде плитки на полу.
В классических интерьерах камень применяется ненавязчиво, в основном при отделке каминов: тонкий камешек может соседствовать с керамическими изразцами. Для стиля современного он тоже вполне подходит. «Каменную стену можно совершенно спокойно оставить в современном доме, это будет эффектная деталь интерьера», — объясняет дизайнер компании «Краслогхоум» Анна Кунилова. Жилищу, оформленному «по-деревенски», избыток камня не пойдет на пользу, так как в таком интерьере традиционно преобладают «теплые» материалы. Зато в домах, решенных в стиле кантри с этническим оттенком, камень незаменим и применяется наравне с деревом, поскольку подчеркивает тематику незатейливого, но надежного домика в горах или избушки охотника своим природным происхождением и грубоватой, бесхитростной наружностью.

Архитектура управляет интерьером

Пусть «деревянная» мода предлагает нам массу примеров стилизации, найдется очень мало желающих повторить в своем доме все до последней черты далекого прообраза. Жизнь у нас совсем не та, что у швейцарских пастухов или русских крестьян, а соответственно, мы ждем от своего жилища иной функциональности. Скажем, цокольный этаж шале давно перестал быть сугубо хозяйственным помещением, и сейчас уместнее не держать в нем скот, а организовать там технические комнаты типа бойлерной или прачечной и такие зоны, куда люди приходят время от времени. К примеру, это домашний кинотеатр, который удален от мест отдыха домочадцев, чтобы не мешать им громким звуком, спортзал, бильярд, сауна, бассейн. Поэтому любой деревянный дом удивляет дважды — сначала своим внешним обликом, а затем устройством и оформлением внутренних помещений.
Любопытен в этом отношении опыт США: известные любители раритетов, американцы покупают старые русские бревенчатые дома, простоявшие лет 50–100, перевозят их за океан в разобранном виде, чтобы отреставрировать, сделать пригодными для жизни. Конечно, «начинка» этой избы будет полностью соответствовать современным западным представлениям о комфорте, пусть даже с легким налетом русской экзотики.

Хорошим тоном считается продумывать интерьер в соответствии с экстерьером здания. Этого нетрудно добиться, когда строительством и отделкой дома занимается одна и та же компания — в идеале она должна разработать одновременно оба проекта, где вы сможете проследить, как тема, заданная в архитектуре, проникает внутрь дома и находит там свое завершение. Причем в интерьере обыгрываются как конструктивные решения, например лестница или окна в мансарде, так и чисто декоративные приемы вроде элементов разного выпуска бревен, повторения фактуры кровли.

Деревянный конструктив

На Западе предпочтение отдают одноэтажным домам, стараясь строить скорее вширь, чем в высоту, тогда как двухэтажными в основном бывают гостиницы. В России тенденция иная — более популярны дома высотой в два, а то и в три этажа. Отсюда берет начало часто использующийся в индивидуальном домостроении прием второго света, когда потолочные перекрытия на одном или нескольких этажах отсутствуют, и дневной свет проникает в помещение через окна в стенах верхних уровней или мансардные и слуховые окна. Второй свет — прием, несомненно, эффектный: днем весь дом залит естественным светом, особенно если фасад остеклен, а в вечернее время освещается искусственно. От светильников на потолочных балках падает рассеянный скользящий свет, но он слишком скудный, поэтому одну или несколько люстр опускают на цепях пониже. Впрочем, без локальных источников — бра и торшеров — здесь все равно не обойтись.
Еще больше наполнить пространство второго света воздухом и солнцем помогает эркер — полукруглый, треугольный или многогранный остекленный выступ в стене здания. Обычно он занимает несколько этажей, иногда распространяется на всю высоту фасада. Обратный эффект затенения дают нависающие над окнами балконы или террасы. Конечно, они великолепно оживляют однообразие фасада, но требуют дополнительного света в интерьере — как от электрических лампочек, так и от камина, зажигать который можно и днем, ведь в такой сумрачной комнате огонь своей яркости не потеряет.

Помещения со вторым светом — гостиные, кухни, холлы — немыслимы без лестницы, ведущей на верхние этажи. Этот элемент играет в пространстве главную роль и во многих случаях становится стилеобразующим. Классической лестнице положено быть шикарной, с красивыми деталями ограждения — резными, коваными, каменными балясинами и перилами, затейливо переплетенными ветками в технике корнепластики. Напротив, современная лестница будет подчеркнуто прямой формы с простыми ограждениями, где вместо балясин можно применить стекло, она также может быть металлической, наконец, можно собрать ее из деревянных брусков, чтобы ступени «выходили» из стены и опирались друг на друга, как кубики.

Деревянные, в особенности бревенчатые дома выглядят основательно и монументально, поэтому даже внутри помещения внимание нередко акцентируется на конструктивных элементах перекрытий — балках и стропилах, а также колоннах, которые делают нарочито неровными, грубо отесанными, порой даже пропитывают тонирующими составами контрастного цвета. Как пояснила директор мастерской дизайна и архитектуры «Да Винчи» Юлия Быкова, «в декоративных целях потолочные балки оставляют открытыми. Напротив, чтобы спрятать стропильную систему, в деревянном доме я рекомендую использовать вместо конструкций из гипсокартона натяжные потолки, причем обязательно матовые».

Снаружи в качестве несущей конструкции выступают выпуски — концы бревен, выходящие из сруба. Постепенно изменяя длину выпуска от венца к венцу, плотники добиваются расширения верхней или нижней части сруба по плавной кривой. Получается своего рода бревенчатый карниз: наверху на него опираются балконы, галереи, свесы кровли, внизу он поддерживает крыльцо. А обычному ровному выпуску на фасаде придает декоративную выразительность волнистая линия спила.

Подход к интерьеру

К обустройству внутренних помещений дома многие относятся легкомысленно, полагая, что мебель сами расставят, нужна только цветовая гамма и понимание, из чего и как «собирать» интерьер. «На самом деле это непросто, — отмечает Павел Понкратенко, генеральный директор компании „Краслогхоум“, — в дизайн-проекте может применяться до десяти стилей и форм мебели, начиная от деревенской грубоватой корнепластики и заканчивая королевской кроватью с балдахином».

По архитектуре не всегда удается предугадать, какой интерьер увидишь в доме. В одинаковых с виду деревянных домах возможны разные стили внутренней отделки: кантри, классический, современный. Стиль задают такие детали интерьера, как люстры, мебель, отделка стен и потолков, узор тканей, определенный рисунок ковки, аксессуары.

В бревенчатом доме обычно стараются оформить интерьер в классическом стиле, современном или древнерусском кантри. А из бруса получаются дома более современные, куда так и просится соответствующий интерьер, светлый, наполненный воздухом, с лаконичными прямыми линиями и правильной геометрией, практически минималистичный. Определенный стиль дизайнерам диктует прямоугольная форма бруса, его геометричность без излишеств и украшательств. С брусовой стеной хорошо сочетаются большие окна, заполняющие фасадные пласты, а то и полностью остекленные фасады. Дом из бревна, напротив, был бы с меньшими окнами, чтобы казаться более уютным, закрытым, защищенным, ведь большие стеклянные поверхности не создадут ощущения уюта изнутри и снаружи. Зато при выборе внутреннего облика шале дизайнеры «Краслогхоум» советуют остановиться на современном стиле, модерне или хай-теке, тогда как Юлия Быкова видит шале скорее в классическом оформлении с преобладанием в интерьере натуральных материалов.

Признаки стиля

Современный стиль в деревянном доме вы безошибочно определите по современной мебели четких, простых геометричных форм, металлу, причем не любому: состаренная медь свойственна классическому интерьеру, а светлый алюминий, хром — это верная примета стиля наших дней. Кованые вещи уместны в любом интерьере, все зависит от узора ковки. Но заметнее всего будет присутствие в отделке комнат больших плоскостей белого цвета. Того же самого эффекта возможно достичь и не скрывая дерево за гипсокартоном, а пропитав стены белым тонирующим составом, за счет чего обычная сосна приобретет цвет древесины карельской березы. Не чужды такому интерьеру обои с геометрическим рисунком, крупными цветами.

В классическом интерьере доминирует дерево натуральных цветов. Стены остаются бревенчатыми, но одна из них может быть оформлена обоями или тканью на основе из гипсокартона. Классические узоры симметричны, построены на повторении изображения, изобилуют всевозможными завитушками. Пазы между бревнами в декоративных целях закрывают герметиком или веревочкой. Как отмечают в компании «Краслогхоум», заказчики, как правило, просят в интерьере оставить максимум дерева, а в стилевых предпочтениях склонны в основном к классике, создающей спокойную, умиротворяющую обстановку.

Черты стиля кантри свойственны домам с интерьерами, повторяющими обстановку охотничьей хижины: незатейливая отделка, мощные бревна, камин, выложенный крупным камнем, массивная, тяжелая мебель из дерева и кожи, обработанная вручную, множество аксессуаров: рога, чучела, охотничьи трофеи, шкуры, ружья, кованые каминные принадлежности и детали мебели. Но если кантри подражает не охотничьему, а сельскому быту, то в интерьере непременно появятся милые, простые, органичные и естественные hand-made элементы: кружевные салфетки, тканые половики, лоскутные одеяла, вышивки крестом… По мнению директора мастерской дизайна и архитектуры «Да Винчи» Юлии Быковой, рукоделие идеально вписывается в стиль кантри, лучше декора придумать нельзя.

Раздумывая над проектом дома, мы должны учесть, что определяем свой стиль жизни на десятки лет вперед. Соответственно, нужно стремиться к тому, чтобы и архитектура, и планировочные решения, и материалы отделки, и оформление интерьера в будущем не утратили своей актуальности, а дом не пострадал от разрушительного воздействия времени и окружающей среды. Тогда следующее поколение с полным правом сможет назвать ваше жилище родовым гнездом, хранилищем фамильных традиций и устоев, каким и был испокон веков настоящий деревянный дом.

Зоя Зимина

Источник: Журнал «Сибирский дом» №1(73), январь 2010 г.