Меню Поиск Разместить Избранное Кабинет

Платные парковки | Решение транспортных проблем

Несмотря на прописанные регламенты и продуманные генпланы, городская застройка все равно выбивается за рамки — по воле саморегулирующегося, но во многом хаотичного рынка. Это урбанистическое превращение сопровождается и броуновским движением — буксующих или томящихся в транспортных заторах автомобилей. Почему так получается и есть ли разумные способы решения проблем городского трафика и паркинга?

What a parking sheet!

Улица Ленина в районе Технологического университетаНесмотря на хулиганское звучание этого восклицания, перевести его можно совершенно невинно: «каков план (планшет) парковок?» В последнее время в СМИ народными депутатами озвучено несколько предложений по реорганизации транспортной схемы в городском центре, и в частности — касающихся парковочных мест. Общее для всех инициатив — сделать район исторического центра от улицы Парижской Коммуны до Театра музыкальной комедии зоной, свободной от личного автотранспорта, и весь его парк швартовать в специально отведенных зонах. В одном из вариантов, который не нашел поддержки у населения, предлагалось устроить большую парковочную площадку на берегу Енисея — на месте нынешней пешеходной зоны в районе Стрелки, возле здания филармонии. В другом варианте планировалось оборудовать многоярусные парковки на участке пересечения улиц Ады Лебедевой и Марковского.

Узкие места предлагаемых решений платных парковок

Красноярск не избежал участи крупных городов с историческим ядром с центростремительностью власти и бизнеса. В результате такого стихийного стремления быть в центре событий и центре города этот самый центр и задыхается от атеросклероза транспортной перенасыщенности. Согласно статистике, Красноярск входит в тройку самых автомобилизированных городов страны, опережая даже Москву, — сейчас на сто горожан приходится сорок автомобилей! Мало того, большинство автовладельцев норовит не только добираться к месту службы на личном автомобиле, но и припарковать его возле места работы. В итоге все городские транспортные артерии в дневное время забиты холестериновыми бляшками припаркованного автотранспорта, и все дружно клянут всех, забывая о личном вкладе в проблему. Никакие хирургические операции вроде расширения главных направлений центра за счет сужения тротуаров и вырубки деревьев эффективного результата не дали — высвобожденные площади тотчас заполнились припаркованными автомобилями. Благие намерения и вложенные средства картины не изменили.

Попытаемся представить, насколько эффективны и применимы предлагаемые новые варианты парковочной схемы. Успеху предприятия, вне всякого сомнения, помешают многочисленные препятствия разного свойства. Во-первых, это климат — резко континентальный и некомфортный в зимнее время. Предположить, что автовладельцы, припарковавшись в районе набережной, направятся пешком в свои офисы, просто нереально. Кроме того, автомобиль для нашего человека — и средство передвижения, и роскошь одновременно, и оставлять свою собственность в километре от себя вряд ли кто захочет. К тому же зимой приходится регулярно включать прогрев, и никакой дистанционный пульт такое расстояние не покроет. Опять же, одно дело — выйти из здания и тотчас сесть в комфортный салон, и совсем иное — добираться до машины пешком по неприятному ветру и бодрящему морозцу.

Второй фактор — временной. Ведение дел требует оперативности, и автомобиль под боком ее обеспечивает. Не стоит оставлять без внимания и «статусность» сознания деловых людей. Представить мэра Лондона на велосипеде легко, а нашего — даже на троллейбусе проблематично. Пересадить сливки общества также на общественный транспорт вряд ли получится.

Контраргументы общие для обоих предложенных вариантов организации парковок в историческом центре. Добираться пешком от качинских низин, пусть даже живописными улочками центра, применительно для ведения здорового образа жизни, но убийственно для рабочего времени. Так что же получается — проблема не имеет решения?

Александр Шляхин, генеральный директор информационной компании «Сибдом»Александр Шляхин, генеральный директор информационной компании «Сибдом»
— Реорганизовать транспортную схему в центре поможет только системный подход. Нужен комплекс мер от строительства подземных парковок до своевременной очистки дорог от снега. В первую очередь надо освободить обочины главных городских магистралей. Непопулярная мера введения платной парковки может оказаться эффективной — и как минимум половину любителей бесплатной парковки в центре вынудит искать иные способы. Платные паркинги обеспечат также дополнительный приток в муниципальный бюджет, который позволит и установку счетчиков быстро окупить, и транспортную ситуацию разруливать основательнее. В центре есть с десяток таких «карманов», которые можно оборудовать счетчиками, четыре часа такой парковки должны стоить порядка 100 рублей. Можно жесткость смягчить, сделав, например, первые полчаса-час парковки бесплатными — этого времени вполне достаточно, чтобы оперативно совершить дела и покупки и быстро ретироваться. Но одновременно нужно предусмотреть и альтернативные бесплатные места для парковок, например, в районе Качи, Стрелки или площади перед парком Горького. Целесообразным будет строительство подземных парковок с символической платой около зданий краевой и городской администраций, где скапливается огромное количество машин самих работников и посетителей. Площадка перед памятником Ленину уже давно стала парковочным местом автомашин сотрудников управления железной дороги. Может, и РЖД нужно озадачить участием в финансировании подземной парковки в этом месте. Можно логистически оптимизировать дворовые пространства, пустующие в рабочее дневное время и плотно уставленные ночами. Ведь от суточной перестановки слагаемых сумма автомобилей не меняется. Здесь также разумно было бы учесть интересы обитателей жилых домов, которые, организовавшись в кондоминиумы и ТСЖ, получают права распоряжения придомовыми территориями к своей выгоде.

Рублем по тщеславию и децентрализации?

Поводы для оптимизма исчерпаны не все, и в решении транспортных проблем полезен чужой опыт. Конечно, не всякий, ведь климатические и социально-этические различия в немалой степени формируют местную специфику. Например, безвозмездные первые полчаса и, в общем то, недорогой прокат велосипедов, как это сделано в Париже и крупных городах Италии и Испании, у нас применим только летом. Зато разумно все-таки добиться отсутствия припаркованных авто на выделенных для движения общественного транспорта полосах. Как показывает опыт, штрафы за несоблюдение правил дорожного движения весьма эффективны — сейчас ведь практически все пристегиваются ремнями безопасности. Материальная мотивация в нашем материальном мире — самая действенная.

Как вариант, в городском центре можно было бы пожертвовать несколькими участками под организацию автостоянок, более или менее равномерно рассредоточенных по всей территории. И уж совсем отчего-то выпал из депутатского рассмотрения вариант, связанный с устройством подземных стоянок, что обсуждалось в ходе планирования развития красноярского метрополитена. Строительство его заморожено, но что мешает не засыпать прорытые тоннели песком, а отдать под временные или постоянные автостоянки? Пол-Барселоны и пол-Рима с их немалыми автомобильными потоками спрятаны под землей, да и такое решение смягчило бы и климатический аспект машинохранения.

Ну и едва ли не главной составляющей успешного решения транспортно-парковочной проблемы выступает децентрализация муниципальных служб и коммерческой недвижимости. Переведенная в даунтаун деловая нагрузка, а вместе с нею автомобильный эскорт оставили бы историческому центру культурно-рекреационную функцию. С симпатичным благообразным архитектурным лицом старинного сибирского города.

Сергей Волочаев

Источник: Журнал «Сибирский дом» №1(73), январь 2010 г.