А время ли асфальту | Технология холодного асфальта
Для многих из нас представление об укладке асфальта связано с жарким летним днем, неспешно ползущими катками и горой дымящейся черной массы. Сейчас сезон традиционного дорожного ремонта подошел к концу, но ям на городских улицах по-прежнему хватает. В конце сентября в департаменте городского хозяйства решили: асфальт в Красноярске будут укладывать и зимой. Начальник отдела управления улично-дорожной сетью Алексей Исаев заявил, что современные технологии допускают укладку холодного асфальтобетона, ремонт бордюрного камня и светофорных объектов даже при отрицательных температурах, то есть круглогодично.
Лучше поздно, чем никогда
Дорожным работам мешают не только холода и дожди. Когда в игру вступают организационные трудности, задержка выливается не в дни, а в недели, а то и месяцы простоя техники и бригад. Так случилось в этом году: город урезал бюджетное финансирование ремонта городских улиц, краевые власти выделили Красноярску субсидии — но в конце лета. С аукционами затянули до осени, вот и вышло, что ямочный ремонт дорожникам придется проводить зимой при помощи холодного асфальта, который в краевом центре до сих пор массово не используется, но с успехом применяется в других городах Сибири, например в Барнауле, Иркутске и Новосибирске. В Красноярске новинку опробовали ещё четыре года назад, когда ремонтировали участок дороги на улице Мира от Сурикова до Вейнбаума.
Казалось бы, повод обрадоваться нововведению — значит, усложняющаяся за счет гололеда дорожная обстановка в этом сезоне не усугубится плачевным состоянием участков дорожного полотна. Но многих новость заставила призадуматься: если выбоины можно ремонтировать зимой с тем же успехом, что и летом, стоит лишь взять асфальт другого состава, почему о внедрении этого «ноу-хау» заговорили только сейчас?
Итоги первого аукциона на ямочный ремонт дорог холодным асфальтом будут известны 6 ноября. В октябре же состоялось 14 аукционов по ремонту улиц и дорог Красноярска, предстоящие до конца года работы оцениваются в сумму более 30 миллионов рублей. Победителям, определившимся в прошлом месяце, предстоит за 35 отведенных законом дней отремонтировать улицы обычным горячим асфальтом.
В слякотную осень, когда дождь то и дело сменяется мокрым снегом, а дороги не успевают просохнуть, власти ожидают от подрядчиков качественной работы и уверенно ставят в договоре два года гарантии. Но многие ли компании пойдут на такой риск, зная, что дефекты придется устранять в недельный срок за свой счет? Показательна судьба улиц Центрального района: аукцион на их ремонт дважды за месяц срывался из-за отсутствия участников.
Дорожные ремонтно-строительные предприятия, которые регулярно участвуют в аукционах, к технологии холодного асфальта приглядываются с опаской, считают, пока есть шанс успеть с ремонтом до обильных снегопадов и морозов, лучше работать с испытанным материалом. Тем не менее осваивать бюджетные средства дорожники вынуждены до конца этого года — деньги нужны хотя бы на зарплату сотрудникам и ремонт техники, особенно стеснены в средствах муниципальные предприятия. Очевидно, что в такой ситуации нарушения технологии ямочного ремонта неизбежны, и если заказчик закрывает на это глаза, значит, виноваты окажутся, как всегда, подрядчики.
На предприятиях, производящих холодный асфальт, предлагают не проводить предварительную обработку поверхности, обойтись без просушивания ям и удаления из них посторонних предметов, сразу засыпать асфальт и уплотнить, но заместитель начальника Федерального управления автомобильных дорог «Байкал» Денис Юминов советует при отрицательных температурах выполнить те же операции, что и при традиционном способе дорожного ремонта, чтобы добиться лучшего сцепления холодного асфальта с основанием. Готовую массу используют в том же виде, в каком смесь ждала своего часа на складе. Кстати, холодный асфальт на заводе фасуют в емкости или доставляют в вагонах-контейнерах, а хранится смесь в готовом виде до полугода, а то и года даже на открытом воздухе и при этом не твердеет и не теряет своих свойств.
Низкотемпературные рекорды
Технология горячего асфальтобетона существует с 1986 года. Для Сибири она, конечно, не идеальна: осенью и ранней весной у нас очень сложно добиться качественного ремонта дорог. Однако, говорят специалисты, в таких условиях выручает инженерная смекалка, хотя работы становятся более затратными. Даже подмерзшую яму можно залатать на века — разогреть горелкой, очистить, прогрунтовать и уложить обычный асфальт. Главная хитрость заключается в том, чтобы выдержать температурный режим уплотнения горячего асфальта — от +120 до +80 °С, тогда дорожная заплатка прослужит долго.
Холодная смесь отличается от горячего асфальта по составу — вместо вязкого битума в ней применяются жидкие, более текучие и эластичные битумы, с понижением температуры окружающего воздуха повышающие свою вязкость. Если горячий асфальт ГОСТ рекомендует укладывать и уплотнять при температуре +120 °С, то температура холодной смеси при укладке должна быть не ниже +5 °С. Нижний порог температур окружающего воздуха, при которых возможно работать с холодным асфальтом, определяется его составом. Особенно привлекательно выглядят обещания производителей холодного асфальта — так, одна из марок сулит укладку до -25 °С. Но крупные заказчики более осторожны в определении температурных минимумов, при которых возможно работать.
«Работать при близких к нулю температурах — около +5 °С — можно и с обычным асфальтобетоном при условии введения в него добавок ПАВ и активированного минерального порошка, обеспечивающих адгезию, способствующих улучшению качества битума, — объясняет Денис Юминов, заместитель начальника Федерального управления автомобильных дорог „Байкал“. — Добавки повышают вязкость битума, усиливают взаимодействие его с камнем в смеси асфальтобетона, улучшают укладку. До середины октября в сухую погоду мы применяем горячий асфальт с использованием добавок. Холодным асфальтобетоном мы пользуемся при отрицательных температурах, даже в -16… -17 °С, только для мелкого ямочного ремонта».
Как пояснил заместитель руководителя Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Геннадий Савельев, «холодные асфальтобетонные смеси разрабатывают для разных температур, вплоть до — 20 °С. Но при ямочном ремонте они подойдут не для каждого участка дороги. Этот материал по своей структуре очень плохо
сопротивляется сдвигу. Поэтому, если ремонтировать выбоины в местах торможения: на перекрестках, автобусных остановках, хорошего результата не добиться: асфальтовая заплатка крепко держаться не будет. Зато на „проходных“ участках улиц, где не бывает пробок, холодный асфальт проявляет себя хорошо».
Почем зимний ремонт?
Для дорожников ремонтировать ямы холодным асфальтом проще, чем его летним вариантом, меньшими неудобствами обернутся зимние работы и для автолюбителей. Возобновлять движение по залатанному участку дороги можно сразу после ремонта: автомобили своим весом дополнительно утрамбуют холодный асфальтобетон, что придаст ему большую прочность. Смесь полимеризуется при сжатии, притом чем больше степень сжатия, тем тверже она становится. Однако есть у такого свойства и минус: бывает, что полосы асфальта, примыкающие к бортам, и участки вокруг люков, колодцев, подземных сетей и водоприемных решеток недостаточно уплотняются, тогда они разрушатся быстрее основательно укатанных мест.
«6 ноября будут подведены итоги открытого аукциона, определится подрядная организация, которой предстоит ремонтировать красноярские улицы с применением холодного асфальтобетона. С помощью этой технологии проводить дорожные работы можно будет даже в морозы. Победителю аукциона предстоит договориться о поставках холодного асфальта в Красноярск или производить его самостоятельно. Согласно ГОСТу холодный асфальт применяется для ямочного ремонта любых участков дорог, мы лишь ограничили площадь устраняемых дефектов дорожного полотна до 5 квадратных метров. В осенне-зимний период подавляющее большинство выбоин именно таких размеров, более крупные повреждения появляются весной и летом, когда увеличивается транспортный поток», — говорит начальник отдела управления улично-дорожной сетью Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска Алексей Исаев.
Альтернативой холодному асфальту служит литой асфальт — горячая смесь тестообразной консистенции, состоящая из высоковязкого твердого битума, большого количества минерального порошка и песка (иногда мелкого щебня). Рецептура далеко не дешевая, хотя и применяется на территориальных и федеральных дорогах. Перевозить горячую смесь приходится не в самосвалах, а в специальных транспортных средствах (бойлерах или кохерах), которые подогревают и перемешивают её, что увеличивает расходы на дорожный ремонт. Температура приготовления и укладки литого асфальта должна быть достаточно высокой, более +200 °С. Вязкую массу «заливают» в подготовленные ямы. Остывая, смесь уплотняется сама собой, без обработки катком. Несомненный плюс технологии в прекрасных адгезионных свойствах даже при морозах и повышенной влажности, но летом пластичность материала сыграет с автомобилистами злую шутку. Нагреваясь на солнце до +60 °С, покрытие дороги продавливается колесами транспорта, в результате образуется колея. Ямочный ремонт литым асфальтом специалисты склонны рассматривать скорее как временную меру, позволяющую дождаться сезона традиционных дорожных работ.
Назначенный на 6 ноября аукцион на зимний ремонт дорог начнется с 2 миллионов 218 тысяч рублей — в эту сумму (а она обязательно снизится) входит ремонт 1150 квадратных метров дорог холодным асфальтом, или 230 ям по 5 кв. м, а также 1215 кв. м — литым асфальтом. Нетрудно подсчитать, что на ремонт 1 кв. м бюджет выделил в среднем 800–900 рублей. Немного для новой технологии, учитывая, что перед нами цена уже с доставкой материалов в Красноярск и работой над подготовкой поверхности. Сравните сами: стоимость ремонта традиционным горячим асфальтом колеблется от 400 до 600 рублей за 1 кв. м. Остается лишь гадать, чем обернется ответственность за такие работы для подрядчика-смельчака.
Федеральный опыт
Хотя основные дорожные работы на федеральных трассах М-53 и М-54 проводятся летом, необходимость зимнего ремонта иногда возникает. По требованиям безопасности эксплуатировать дорогу с ямами дорожники не имеют права, в течение суток с момента обнаружения сотрудниками ГИБДД опасный участок должен быть отремонтирован, неважно, какое на дворе время года. Заплатки из холодного асфальта выручают в морозы, позволяя дотянуть до тепла. «Мы выполняли ямочный ремонт с применением холодного асфальтобетона в прошлом году, — рассказывает Денис Юминов. — К этой зиме наши подрядные организации тоже запасли до 10 тонн материала на случай срочного ремонта».
Холодный асфальт, поясняет специалист, становится дороже за счет комплекса импортных композитов, который обеспечивает адгезию смеси к существующему покрытию, удобство укладки и укатки, а также из-за качества щебня — предпочтителен кубовидный мытый. «Мы использовали холодный асфальтобетон разных производителей — состав везде примерно одинаковый, отличается качество, а соответственно, и цена, — делится опытом Денис Юминов. — Шведская холодная смесь доходила до 60 тысяч рублей за тонну, тогда как стоимость тонны обычного горячего асфальта не превышает
2,5 тысяч рублей».
Итак, нынешняя зима не станет препятствием для ямочного ремонта. Осталось, чтобы в аукционе победил добросовестный подрядчик, ведь ремонт по новой технологии нужно выполнить безукоризненно, притом что выигрывает торги компания, предложившая самую низкую цену. Но думается, что вид дорожного рабочего, счищающего лопатой снег с улицы перед асфальтированием ям, скоро перестанет шокировать жителей Красноярска и превратится в привычное зрелище.
Зоя Зимина