Что в Римини тебе моем?
В европейском Средиземноморье — колыбели цивилизации — все пропитано и дышит историей. Руины и вполне ещё крепкие постройки античности и средневековья мирно и вполне гармонично уживаются с пляжной и гостиничной инфраструктурой городов-курортов. Расположен городок Римини в середине Адриатического побережья — на тыльной стороне голени итальянского «сапога». Сегодня это пляжно-туристический центр провинции Эмилия-Романья. Как и большинство нынешних средиземноморских городов, Римини имеет богатое прошлое, процветающее настоящее и благополучное будущее.
У Римини в плену
Римская колония Ариминиум была основана на этом стратегическом месте ещё за три века до нашей эры, став важным узлом, где пересекались три центральные дороги страны.
Согласно латинской поговорке, все дороги ведут в Рим, но не все — в Римини. Выбирать этот городок в качестве базового для ознакомительных вылазок по Италии — не самая удачная затея, ведь попасть в знаменитые города севера и запада полуострова можно только через Болонью, а дороги на юг проходят через Анкону. Выбрав Римини, оказываешься у него в плену — лишь до Равенны близко. Этот плен, впрочем, не лишен сладостности — городок очарователен в своей исторической части — Чентро Марино.
Жизнь по линейке
Римини стал едва ли не пионером курортного градостроительства. В самом начале двадцатого века здесь был построен шикарный «Гранд-Отель», прославленный в «Амаркорде» Федерико Феллини. С тех пор строительство отелей вдоль береговой линии в три ряда не прекращается по сей день, а весь берег от порта до соседнего городка Риччионе протяженностью пятнадцать километров превратился в единую пляжно-туристическую зону. Жизнь в этом доминошно-коробчатом раю облегчает прибрежная трасса с частым и четким движением городских автобусов, следующих по расписанию с приблизительно пятнадцатиминутным интервалом с шести утра до двух ночи. Все пятнадцать километров раздроблены на 48 остановок, а такая дробная табуляция удобна не только для туристов, но и для жителей Римини. Говорят, что горожане, знакомясь и назначая встречи, в качестве ориентиров называют не улицы, а именно номера автобусных остановок. Такая упорядоченная жизнь «в линейку» порядочных горожан и настроенных на праздное времяпрепровождение туристов очень удобна. Приобретя в табачной лавке или журнальном киоске за один евро (оптом за десяток — по восемьдесят центов) абонемент, можно быстро добраться куда требуется. Закомпостированный абонемент действителен в течение полутора часов — за это время легко доехать хоть до соседнего Риччионе и аэропорта, хоть с пересадками туда-обратно — куда душе угодно. Такая вот жизнь в линейку, в клеточку, в шашечку…
Августова арка и статуя Юлия
Триумфальная арка Августа — символ старого Римини. Она была построена в 27 году в честь Цезаря Октавиана Августа на точке пересечения дорог Via Flaminia и Via Emilia — двух важнейших дорог империи. Получается, что это памятник дорожному строительству, ценимому не менее чем военные победы. Высота арки почти десять метров, ширина — восемь с половиной, толщина — чуть более етырех. В четырех медальонах арки изображены божества: глава пантеона Юпитер, владыка морей Нептун, бог света и искусств Аполлон, богиня мудрости Минерва. С обеих сторон арки установлены головы двух быков, символизирующих Римини как колонию Рима. По традиции, бытовавшей в античные времена, вершину арки венчала квадрига, управляемая скульптурным императором — здесь мраморную четверку держал под уздцы Октавиан Август. На протяжении долгого времени арка служила воротами города, от нее в обе стороны шли городские стены. В средневековье верхняя часть Августейшей арки, называемой тогда Золотыми воротами, была снята, а сохранившееся до сегодняшнего дня завершение с «фирменными» стилизованными под букву М зубцами было выполнено в десятом веке — династический инициал Малатеста царит в Римини повсеместно.
Предтеча Августа Юлий также увековечен в Римини — его скульптурное изваяние установлено на месте и в ознаменование принятия судьбоносного решения, ставшего идиоматическим выражением. Именно здесь войско Цезаря перешло Рубикон — небольшую речушку — такой символический поступок, означающий окончательный выбор, и стал идиоматически-нарицательным. Место, откуда Цезарь обратился к легионерам, отмечено мраморной трибуной на одной из центральных площадей города — Тре Мартири (в то время здесь был форум). Её венчает скульптурный Юлий, отлитый в бронзе.
Вся жизнь — амфитеатр!
Ещё одной из достопримечательных древностей Римини является древнеримский амфитеатр. Этот античный стадион датируется примерно вторым веком нашей эры, и к сегодняшнему дню от него осталась малая толика прежней колоссальности-колизейности. А ведь в свое время это был один из самых больших амфитеатров Эмилии римской эпохи. Сложенное из шестидесяти арок сооружение эллиптической формы с ареной размерами 73 на 44 метра вмещало до пятнадцати тысяч зрителей! Правда, сегодня его руины выглядят удручающе ничтожными, но это уже постарались люди — не только варвары, но и культурные итальянцы.
Мост через тысячелетия
Мосты, возведенные древними, не перестают удивлять своей долговечностью. Так и мост Тиберия, которым перекрыта небольшая риминская река Мареккья, соединяет берега уже почти две тысячи лет, но мало того — по нему ездят автомобили! Начатый при Октавиане в четырнадцатом году нашей эры, мост был завершен спустя семь лет при его преемнике — Тиберии, имя которого и носит. Своими пятью арочными пролетами мост опирается на массивные пилоны, формирующие единый фундамент. Массивные блоки известняка доставляли с истрийского полуострова (в наши дни это Хорватия) — Истрия и История соединились этим мостом. Древние камни выщерблены и отполированы временем и дождями. Прикасаясь к ним ладонями, ощущаешь кожей их сопричастность к мировой истории и вспоминаешь учебник пятого класса. Стойкое сооружение вот уже двадцать столетий зиждется не только на известняковых глыбах, но и на инженерной мысли древних римлян.
Пьяцци Тре Мартири и тре палацци
От Августовой арки торговая улица ведет до площади Tre Martiri — когда-то здесь шумел форум важного римского города, а сейчас гуляют туристы. В настоящее время площадь носит название Piazza Tre Martiri в память о трех молодых партизанах, замученных во время войны. Памяти же всех павших во Второй мировой войне посвящена башня с часами.
В центре площади стоит церковь Chiesa dei Minimi di San Francesco da Paola, или dei Paolotti, заново построенная на месте прежней в стиле барокко, полностью разрушенной во время последней войны. Площадь весьма просторная и уютная, населенная скульптурными персонажами. Здесь есть все, что полагается размещать на центральной городской площади — памятники основателям и покровителям, фонтан, церковь с куполом и башня с часами.
«Партизанская» площадь плавно переходит в другую — Пьяцца Кавур, которую вполне можно назвать «трехдворцовой» — пьяцца тре палацци. В античные времена эта площадь была вторым Форумом, а сейчас здесь центр города. Кроме трех дворцов знати, здесь расположен Театр Галли, солидное здание с арками и колоннами — в 1857 году красную ленточку на его открытии перерезал сам Джузеппе Верди.
Стены, почти кремлевские
Вдруг за поворотом мерещится Москва — а это стены и башни замка семейства Малатеста. Они до боли знакомы, эти стены красного кирпича с зубцами в форме буквы М, что не удивительно — ведь московский Кремль строили итальянские зодчие. Зубчики несут и смысловую нагрузку, обозначая и там, и здесь инициал — от правящей фамилии Малатеста в Италии и названия города Москва в России.
Палаццо дель Аренго (dell?Arengo) в средневековье являлось местом заседаний Ассамблеи города, и было построено в 1204 году. Замок был задуман одновременно как дворец и крепость, как местонахождение двора и гарнизона, как запечатленный в кирпиче символ силы и главенства над городом. К сегодняшнему дню от него осталась только центральная часть. Строительство началось в наиболее благоприятное по предсказанию астрологов время — 20 марта 1437 года в 18 часов 48 минут, и строился замок целых семнадцать лет. Внушительное строение, не лишенное очарования, со своими громадными квадратными башнями, с мощными покатыми стенами, поднимающимися из глубоких оборонительных рвов, производит соответствующее впечатление — замок Аренго величественен, грозен и неприступен. Комплекс состоит их четырех частей, связанных друг с другом: трехэтажного Дворца Изоты, центрального двухэтажного корпуса, большого двора и дворца Маскио. Декор чрезвычайно скуп и суров — только зубчатые стены толщиной пять и высотой тридцать метров, бастионы и крест над входом. Суровое очарование средневековья…
Мраморная шишка
Одной из главных достопримечательностей протяженной центральной площади Римини считается фонтан «Шишка» (La Pigna). Фонтан был построен в 1543 году Джованни да Каррара — из каррарского же мрамора. Барабан, поддерживающий «Шишку», относится к римской эпохе. Назвать фонтан уникальным было бы неправильно — почти такой же есть в Риме, но интересным — заслуженно и справедливо. Надо заметить, что сооружение больше смахивает не на хвойную шишку, а на масштабированное вареное яйцо в подставке. По напору струй Ля Пиньяничем не выдающийся и ненамного превосходит точащий слезу Бахчисарайский фонтан. Зато истекающую из него воду можно пить — как и многие старинные фонтаны, он питаем античным акведуком, самотеком доставляющим воду из удаленных карстовых источников.
Гранд-отель и гранд-отельянцы
Самый известный уроженец Римини, по фильмам которого мы и знаем об этом чудесном городке — без сомнения, Федерико Феллини. В его «Амаркорде» есть эпизод с аборигенкой, встречавшей какого-то заезжего эрцгерцога в роскошном номере шикарного отеля. Она пролепетала ему «угощайтесь!» — по итальянски «градиска», отчего и получила прозвище. Ныне в Римини есть не только тот самый «Гранд-Отель», но и отельчик попроще — «Градиска».
К слову сказать, в 2007 году Grand Hotel переживал свое столетие. С него началось отельно-курортное развитие побережья, переживающее бум с 1950-х годов и практически до сегодняшнего времени. Сейчас вдоль берега понастроено штук триста гостиниц. Но единственный среди этого обилия пятизвездочный — «Гранд-Отель». Сегодня он весь в строительных лесах, реставрируется, не шутка же — сто лет!
Пышное здание в смешанном барочно-модерновом ключе, с богатой лепниной и замысловатыми орнаментами занимает изрядный кусок берега с прилегающим тенистым парком, водоемами с золотыми рыбками и прочими атрибутами красоты.
Фасадное хитросплетение
Плетеный или вязаный дом, на который натыкаешься в центре Римини — здание городского музея, вернее «Музея города» — Museo de la Citta. Его фасады словно вывязаны крючком из грубой пряжи или сплетены из лыка гигантской вязальщицей или великаном-корзинщиком. Это архитектурное макраме чрезвычайно эффектно, особенно в свете закатного солнца, лучи которого падают сбоку и высвечивают затейливую фактуру каменно-штукатурной «вязки». Здание выглядит мягким, теплым и уютным, но вместе с тем вполне готическим — со строгими средневековыми формами дверных и оконных проемов, островерхих башен и лепного антуража.
Сочные мазки новодела
Или nuovo della — на манер итальянской фонетики. Как многие города Италии, Римини со своей богатой историей прирастает и прорастает современностью — к счастью, не экстравагантным хай-теком, а импровизациями на заданную предшественниками тему. Римини как курортный центр Эмили-Романьи разрастается вдоль побережья и уже практически сросся с соседним городком Риччионе, славящимся не столько историей, сколько аквапарком и выгодным шопингом. Береговая линия сплошь застроена, но отели все равно умудряются возводить на каждом уцелевшем клочке прибрежной суши: разной вместимости и архитектурного оформления, но со строгой звездной иерархичностью — четыре звезды в первой линии, три — во второй и две — уже совсем за железной дорогой. Забавно, но этажность тоже находится в диапазоне звездности: три-четыре этажа, не выше.
Семизвездочными отелями пока увлечены и отмечены только Эмираты — арабский восток всегда тяготел к золоту и нарочитой роскоши. В Европе со вкусом дело обстоит получше. Современные отели в архитектурном плане решаются не высотами и широтой инженерной идеи, а больше с умелым использованием фактуры и цвета фасадного исполнения с упором на наглядный комфорт и местечковый, очаровательный провинциальный уют. Римини вообще не покушается на небеса — самое высокое здание, офис железной дороги, насчитывает 28 этажей и не превышает ста метров. Эта свечка и отстоит в отдалении, за путями. Городские особняки также невысоки и утопают в тиши и зелени внутренних спальных районов. Архитектура малых форм здесь и берет малым — добротностью отделки фасадов и изяществом ковки оград и балконов в совокупности с приусадебным озеленением.
Столь же неброска культовая архитектура, однако новый собор с фасадами красного кирпича выстроен по всем канонам католической готики, и внутри очень впечатляет стройностью сводов и строгостью интерьерного убранства. Так, Римини продолжает жить и расти под католическим Богом и адриатическим небом…
Геннадий Рыбаченко,
Леонид Жбанов