От «Римска» до Красноярска | Архитектурное образование
Всегда любопытно узнать, как родной город выглядит со стороны. например, глазами туристов-иностранцев. Особенно интересно, когда в роли такого «туриста» выступает наш соотечественник. Виктор Шляхин уже шестнадцать лет живет и работает в «Римске» — так он шутя называет столицу Италии — город Рим. Архитектор по профессии, Виктор Анатольевич Шляхин до отъезда в италию был заведующим кафедрой в КИСИ. В свой сентябрьский приезд в Красноярск он прогулялся по улицам краевого центра, посмотрел на ночной город с часовни, посетил музейную биеннале, принял участие в круглом столе в Доме архитектора, а потом поделился своими впечатлениями от увиденного.
Справка
Шляхин Виктор Анатольевич, архитектор, выпускник архитектурного отделения Красноярского политехнического института (первый выпуск «местных архитекторов» 1978 года). Кандидат архитектуры, доцент, заведующий кафедры основ архитектурного проектирования Красноярского инженерно-строительного института с 1983 по 1990 год. С 1991 года работает в Италии в мультинациональной многопрофильной Кампании ЭНИ, в департаменте сети автозаправочных комплексов, заведующим отделом стандартизации. занимается разработкой архитектурно-технологических стандартов и фирменного стиля, контролем за реализацией проектов в зоне Восточной Европы и Италии. Автор статей и монографии по архитектуре и градостроительству. В 2009 году опубликовал в италии книгу «Придорожная цивилизация. Путевой дневник от Рима до Бомарцо». Президент Культурной ассоциации «Плавучий остров», объединяющей группу итальянских и российских архитекторов и педагогов, занимающихся архитектурным просвещением, организацией выставок, проектных семинаров и дидактических лабораторий.
— Виктор Анатольевич, в прошлый раз в Красноярске вы были пять лет назад. За это время город очень изменился: появились, например, новые микрорайоны, торговые комплексы, бизнес-центры и транспортные развязки. Ощущается ли аналогичный бум в Риме?
— Пейзажи со строительными кранами — не показатель развития городов в качественном отношении. Градостроительство должно отвечать не сиюминутным, а долговременным интересам его жителей…
Что касается Рима, то за последнее десятилетие этот город очень похорошел. Здесь тоже выросли новые районы, здания. Но акцент делается на благоустройстве, реконструкции фасадов, строительстве объектов инфраструктуры. Конечно, сказались большие инвестиции, привлеченные в столицу Италии к празднованию 2000-летия христианства. Но не стоит идеализировать: в городе «Римске» существуют свои проблемы, например автостоянки, точнее, их хроническая нехватка. Есть такой римский анекдот, что-то вроде «римского радио». Вопрос: «Почему Луна вращается вокруг Земли? Ответ: «Потому что не может найти стоянку»…
Вообще, в «вечном городе» нет высоток. Существуют зоны индивидуальной застройки, в которых сейчас наблюдается тенденция создания крупных коммерческих центров по направлению в сторону моря. Вокруг этих центров появляются комплексы средней плотности. Обычно они получают красивые названия, вроде «Парк Леонардо» и пр.
— Почему в названии есть слово «парк»? Территории специально озеленяют?
— Тридцать процентов Рима — это парки и исторические виллы. Достаточно перечислить названия некоторых из них: Памфили, Боргезе, Ада, Торлония, Абамелек. Кстати, последняя принадлежит посольству Российской Федерации в Италии и занимает территорию более 30 гектаров в самом центре города, рядом с Ватиканом.
— Если все-таки вернуться к началу разговора и перенестись из солнечной Италии на берега Енисея, скажите, какое впечатление на вас произвел Красноярск? На что сразу обратили внимание?
— Я воспринял Красноярск как огромный рекламный плакат, он похож на «лоскутное рекламное одеяло», через которое слабо просвечивают дома прошлого и начала нынешнего века. Кажется, что эти памятники архитектуры покрыты слоем паутины, ведь здания порой не видно за рекламными баннерами и щитами. Симптоматично в этом отношении появление в исторической части города гипермаркета «Лас-Книгас», он воспринимается по аналогии с «Лас-Вегас»! Рекламный бум, который наблюдается на каждом квадратном метре Красноярска, на мой взгляд, производит удручающее впечатление.
Первое впечатление и реакция — «сканировать» этот город на компьютере, а потом c помощью программы Photoshop очень хорошо его почистить, попытаться восстановить фрагментарные разрушенные элементы, чтобы придать краевому центру недостающую сейчас системность и целостность…
— Все это касается облика исторической части города. А насколько новая архитектура, недавно появившиеся здания интересны и органично вписаны в пространство Красноярска?
— Конечно, в Красноярске есть замечательные здания, которые показывают уровень проектного мышления архитекторов. Но практически каждый такой объект, за редким исключением, существует сам по себе и не имеет отношения к близлежащему окружению.
Я называю это «дачным способом» застройки или «архитектурной самодеятельностью». Согласно «дачной концепции» каждый владелец имеет право на самовыражение, при этом те постройки, что находятся рядом, в расчет не берутся. Впрочем, даже в дачном поселке иногда присутствует «взаимообмен», когда удачные решения «подсматриваются» у соседа, а затем используются в собственном доме. В Красноярске я этого не увидел. Каждый проектировщик эти пять лет творил сам по себе, в своем ключе и стиле. Не было концептуальной идеи среды.
— Таким способом каждый архитектор и заказчик пытается оставить свой след в истории города? Как с этим бороться? Ввести категоричное разграничение, не смешивать, например, те же деловые и жилые зоны? Вот есть район современного делового центра, значит, там должны возводиться здания, архитектура которых несет заряд определенных эмоций — в этом случае энергии, динамики?
— Не думаю, что нужно делать жесткое зонирование. Это устаревшее представление о городе, ведь он не застывшая иерархическая структура, а развивающаяся, подверженная изменениям некая «сеть». Понять, почувствовать эти веяния — непростая задача для проектировщиков. Но сейчас в первую очередь следует произвести «генеральную архитектурную уборку». Архитекторам нужно выработать консолидированную позицию по отношению к окружающей среде, в первую очередь к историческому центру города, потом донести это до власти и вместе с ней реализовать.
— Какие специалисты должны принять участие в этом «субботнике»? Художники? Декораторы? Проектировщики? Дизайнеры?
— Несомненно, это должна быть группа людей, в которую войдут не только специалисты, но и жители города. Думаю, что на базе Федерального университета есть все возможности провести необходимые исследования, выработать алгоритм действий. Регламент же утверждается административным решением.
Но самое важное — суметь задать элементам среды единство стиля и подхода, то есть сформировать некую структуру, которая станет своеобразным контейнером для будущих идей. Следует спрогнозировать, как изменится тот или иной объект через некоторое время, что он будет содержать в себе. Приведу пример. Жизнь любого предприятия или фирмы имеет свой цикл. Я сейчас не увидел прежних вывесок и магазинов, что были здесь всего пять лет назад. Здания же остаются, и на их фасады буквально дико выплескивается ничем не сдерживаемая фантазия собственников или арендаторов. Поэтому и нужен некий канон, сдерживающий каркас, его назначение — упорядочить данные изменения, задать вектор развития.
— Как известно, «большое видится на расстоянии». Мы вместе побывали на смотровой площадке города — красноярской часовне. Какие впечатления остались?
— Красноярск дневной и ночной — это два разных города. Ночью он смотрится более выигрышно, поскольку скрывается вся рекламная накипь. Вообще, архитекторы должны почаще заглядывать на эту смотровую площадку, с нее не только весь город как на ладони виден, но и существующие проблемы. Кажется, что вся территория — это градостроительная битва, где постоянно сталкиваются разные интересы, идеи и амбиции…
— Надо выстроить весь этот существующий круг интересов в систему?
— О системном подходе мы уже говорили. Следует обратить внимание ещё и на детали, которые, расцениваясь как мелочи, могли бы в конечном итоге дать серьезный эффект. Причем, я в этом убежден, хороший проект и дизайн не обязательно должен стоить дорого, затраты иногда требуются минимальные. Например, освещение смотровой площадки на Поклонной горе, те же ступеньки можно деликатно подсветить, не прибегая к установке столбов. Достаточно использовать в освещении солнечные батареи. Или возьмем стоянки. Люди, приезжающие на часовню, паркуют автомобили прямо на газонах. Что мешает проектировщикам сейчас, если такое решение не было продумано заранее, сделать удобные, комфортные стоянки? Мы часто не обращаем внимания на привычные вещи, которые нас окружают. Вещи, из которых и складывается ощущение комфорта среды и её «продуманность».
— Что вы думаете о будущем города?
— Один немаловажный аспект среды города — это «архитектурная культура» его населения, его «потребителей» и «заказчиков»: распространение знаний о городе, умения видеть и критически осмысливать ситуацию, приобретение навыков проектного мышления. Речь идет о так называемом «архитектурном просвещении», которое можно в какой-то степени сравнить с получением прав на вождение автомобиля. Не каждый сдавший экзамен в автошколе (или архитектурной школе) становится профессиональным водителем, например таксистом (или архитектором-проектировщиком), но каждый из них получает возможность быть участником «дорожного движения», от культуры вождения которого зависит, в конце концов, собственная жизнь, жизнь города и качество его среды.
Казалось бы, тема «архитектурного просвещения, культуры, творчества» сегодня, особенно в условиях мирового финансового кризиса, выглядит утопией. В такие времена трудно заниматься культурными проектами. С другой стороны, без привлечения культуры и творчества невозможно выйти из этого кризиса. Не случайно Европейский Союз объявил 2009 год годом творчества и инноваций, а Международный Союз Архитекторов на пленуме в Турине принял программу «Архитектура и дети», направленную на широкое распространие архитектурных знаний в обществе.
Как говорил известный итальянский дизайнер и педагог Бруно Мунари: «Общество будущего уже находится среди нас. Мы его можем видеть в детях. По тому, как они растут, как формируются, мы можем представить общество более-менее свободным и творческим…».
Беседовал Александр Шляхин