Росси, но не тот | Архитектор Альдо Росси
Россия благодарна Карло Росси, украсившему Петербург великолепными дворцовыми ансамблями. Другой архитектор, однофамилец и соотечественник - Альдо Росси - творил красоту в родном Милане. Надо сказать, что в отличие от однофамильца Карло, творчество Альдо не барочное, а скорее мрачное. Притом, несмотря на аскетическую простоту форм его проектов, Росси был удостоен в 1990 году высшей архитектурной награды - Прицкеровской премии. Поэтические строки почти про него: он недолюбливал овал и обожал абрис квадратный…
Рационалиссимо - Россионалиссимо
Архитектура отличается от других пластических искусств почти исключительным прагматизмом и рационализмом - зодчий возводит дома, предназначенные для работы и комфортного проживания. Конечно, так же подверженная переменам времени и моды, архитектура то расцвечивалась цветочками и ангелочками, то устрожалась элементами под военную форму и дисциплину тоталитаризма, но сути своей не меняла - это искусство созидания обитаемой среды.
Кстати говоря, романская архитектура всегда выглядела весьма строгой и практичной - поэтому итальянец Альдо Росси следовал традиции далеких предков - строителей Римской империи. Его кварталы, музеи и отели будто сжались в напряженный кулак и ощетинились амбразурами окон - как фортификации античных римлян. Так что новое опять оказывается вовремя вспомненным "хорошо забытым старым", и мир чествует очередного новатора реставратора…
Альдо Росси прослыл неорационалистом в архитектуре. В своих текстах и изысканиях он подвергал критике характерное для архитектурно градостроительной практики 1960 х годов отношение к городской среде. Архитектор спорил с представлением о том, что город может проектироваться и создаваться как единовременно возникающий объект, существующий вне времени. Города, по мнению Росси, имеют тенденцию развиваться во времени и накапливать "коллективную память". Таким образом, "несущий каркас" города - это совокупность его памятников архитектуры.
Постное лицо постмодерна
Альдо Росси часто называют "поэтом, которому случилось стать архитектором". Хотя по его проектам было построено сравнительно немногое, его теоретизирование на тему дизайна с акцентом на технологичности и функциональности модернизма, стали важной частью профессиональных архитектурных дебатов. Росси часто использовал сложившиеся веками архетипические формы в попытке переустановить связи с коллективной памятью городской среды. В его практических проектах простые по форме объемы - куб, цилиндр, конус, призма, полиэдр, шар - становятся стихийным воплощением башен, крыш и колонн. Все подчинено законам жизненного развития и бытовым удобствам - квадратура жизненного цикла и кубатура жилого дома. Таково архитектурное лицо постмодерна, как постная кухня - простая и в то же время полезная…
Метафизика и диалектика города
Истоки вдохновения Росси можно обнаружить в работах представителей "метафизической живописи", и, прежде всего, Джорджо де Кирико. На его полотнах изображены залитые солнцем и пронизанные воздухом городские пейзажи - безлюдные, но по ощущениям живущие какой то внутренней жизнью. Де Кирико творил свои иллюзорные миры тоже не на пустом месте - на его картинах сплошные римские портики. Аркады. Колоннады. Башни и площади строгих геометрических очертаний. Примерно в таких формах разрабатывал свои проекты и Альдо Росси.
Современный город диалектичен и развивается по своим законам. Росси занимался дизайном, ставшим частью "индустрии города" - даже большей, чем простое вливание - освежением облика города. Каждый из его проектов, будь то жилой квартал, офисный центр, гостиница, кладбище, плавучий театр, кресло или кофейник, ловил и фиксировал суть предназначения. То есть все подчинено законам диалектики: время родиться, поработать, отдохнуть, выпить кофе, состариться и упокоиться с миром. Полный жизненный цикл любого горожанина…
Альдо Росси (1931 1997) итальянский архитектор, уроженец Милана. Неорационалист, постмодернист, теоретик современной городской архитектуры, дизайнер интерьера. В 1990 году получил Прицкеровскую премию.
Дом, миланский дом…
Хотя название "Gallaratese II" звучит почти как турецкий "Галатасарай", этот жилой квартал расположен в родном и милом сердцу архитектора Милане. Этот жилой комплекс, рассчитанный на 2400 обитателей, у нас бы привычно обозвали микрорайоном. "Gallaratese Quarter II" спроектирован как самодостаточная "деревенька" - со своей развитой социальной инфраструктурой, включающей школу, "Социальный Дворец" (вроде нашего ДК), магазины и прочее. Такой комплексный подход к проектированию отвечал философии архитектора, согласно которой архитектурная суть здания предопределяется прежде всего его предназначением (школы, больницы, тюрьмы) и выражается в использовании первичных форм, пространственных осей и повторяющихся элементов фасадов. Миланский квартал Росси расчерчен крест накрест двумя осями, идущими с севера на юг и с запада на восток, все пространство пронизано светом и воздухом. А здания перекликаются формами и умеренным фасадным декором. Такой подход изобретен задолго до Росси и очень привычен нам, что тоже неудивительно - архитектор неоднократно приезжал в Советский Союз и делился опытом с нашими градостроителями. Так что, будете в Милане - почувствуете себя, как дома.
Театр на плаву в лагуне
Практика возведения зданий для представлений на плавучих платформах в Венеции существовала еще в восемнадцатом веке - в городе с дефицитом островных территорий возводить или подгонять времянки на время иррациональных карнавалов надоумила сама рациональность. Альдо Росси реанимировал эту идею и развил ее: с помощью таких подвижных зданий можно преображать городские ландшафты очень быстро и так же скоро возвращать им прежний привычный облик. Сам автор охарактеризовал свой проект как "место, где заканчивается архитектура и начинается мир воображения". Здесь уместна цитата из Шекспира "весь мир - театр", которая прямо звучит в названии плавучего здания "Teatro del Mondo", то есть "Мировой театр". Здание было построено к венецианской бьеннале 1979 года и подогнано к главной венецианской площади Сан Марко. Здание, похожее на чайник с крышечкой было построено на поверх деревянной баржи и каталось вокруг всей Венеции, меняя ее привычные пейзажи и привнося дополнительной загадочности ее романтическому облику.
Проект Росси был восстановлен в 2004 году в Генуе, служившей в том году "культурной столицей Европы". Баржу с театром швартовали в старом порту, а точно такую же копию катали на колесной платформе внутри комплекса герцогского палаццо. Организаторы генуэзского форума 2004 года назвали восстановленный проект Росси "программным символом и совершенным образцом перемены констант".
Театр счастливого папы Карло
Еще раньше, задолго до реконструкции плавучего театра, Генуя была отмечена плодами творчества Росси. Правда, это тоже реконструкция - достройка старинного театра, пострадавшего в результате бомбежек 1943 года. Генуэзский "Teatrо Carlo Felice" был построен архитектором Карло Барбарана в 1826 28 годах. Он служит главным оперным домом города и назван в честь тогдашнего герцога Карло Феличе. Так что театр можно с полным правом назвать театром двух пап Карло, один из которых носил прозвище "счастливый" (felice). Альдо Росси посчастливилось прислониться к этому "Феличию": от прежнего здания остался лишь скелет из стен и портиков, лишившийся купола и интерьеров с богатым лепным и скульптурным декором эпохи рококо. Росси, приступивший к работе в 1977 году, не стал зажиматься рамками классики, а потому некоторые части исторического здания, включая интерьеры, были исполнены в весьма современном ключе. На руинах вырос характерный для Росси параллелепипед с рядами квадратных окон бойниц. Здание кентавр открыло два своих зала (большой на две тысячи мест и малый на двести) в июне 1991. Любители итальянской оперы были счастливы…
Колодец под берлинским небом
Берлинский квартал "Quartier Schutzenstrasse" выстроен в том же стиле, что и здания, расположенные блоками в этом районе немецкой столицы, поблизости от места раздела города на западную и восточную части. Приязнь немцев к квадрату как нельзя более гармонично соединилась с геометрическими пристрастиями Альдо Росси. Росси с немецкими соавторами решили отказаться от визуальной монолитности квартала и "разбили его на отдельные блоки с разной фактурой и расцветкой фасада. Разнородные блоки сливаются в единую, полую внутри, башню - с колодцами внутренних дворов. Такая традиция была характерна и для немецкой, и для итальянской урбанистики. Слово "квартал" в случае с берлинским Kaasse обрело первоначальный смысл: и композиция в плане квадратная, и внутри конгломерата зданий организованы четыре внутренних двора. Комплекс зданий на Schutzenstrasse напрямую цитирует устройство внутреннего патио римского Palazzo Farnese эпохи Возрождения - в этом проявились и специфический юмор, и связь с классикой, присущие постмодернизму.
Музей для "чайников"
Здание музея современного искусства Bonnefanten в голландском Маастрихте внешне очень походит на огромный чайник современного дизайна, скажем от Tefal. Это не удивительно. Ведь Альдо Росси известен не только как архитектор, но и как дизайнер чайно кофейной посуды, и очень часто эти его две ипостаси перекликаются. Кроме того, современное искусство по большей части и рассчитано на "чайников", внушить которым мысль, что квадраты и треугольники Малевича - это вершины изобразительного искусства, чрезвычайно легко. Тем не менее, в индустриальный пейзаж Маастрихта здание Росси вписалось очень гармонично, став одной из городских достопримечательностей. Отражающийся в водах Мааса музейный сосуд наполнен гармоничной ему экспозиционной начинкой.
Памятники ритуальной архитектуры
Высказывание Росси "Архитектура в большей степени ритуал, чем творчество" выразилось в его творчестве впрямую - в ритуальной архитектуре. Едва ли не самым выразительным и признанным произведением мастера считается муниципальное кладбище в Модене. Кладбище в старинном городе, конечно же, насчитывает многие века своей истории и десятки тысяч похороненных здесь граждан Модены. Росси предстояло модернизировать моденское кладбище, и эту задачу в строгих и скорбных формах он успешно выполнил.
Кладбище Альдо Росси - это путешествие сквозь лабиринтные галереи "дома усопших". Несколько комплексов зданий идут параллельно друг другу к центральной "оси". В центре должен быть достроен склеп, который, когда будут закончены все работы, составит ансамбль с конической башней символической общей могилы.
Это кладбище вертикального типа. Там все заставлено страшными бетонными доминами в подтеках, в гуще которых "сокрыт" красный куб с маленькими квадратными дырочками, упорядоченными, как матрица. В интерьере там присутствуют только металлические лестницы и розоватые ниши в стенах, предназначенные для урн с прахом - выходит, что это не просто кладбище, а колумбарий. Прослеживается перекличка со знаменитым "Квадратным Колизеем" римского района EUR - Росси, разумеется, хорошо знал архитектуру этого Дворца цивилизаций, построенного при Муссолини, и не мог не вступить с ней в диалог. Сейчас для всех участников это диалог посмертный - Альдо Росси погиб в 1997 в автокатастрофе в родном Милане. Жизненный цикл завершился, но плоды творчества остались служить живым…
Геннадий Рыбаченко
По материалам прессы