Кафедральные страсти Христовы | Строительство кафедрального собора
Столица края утратила свой главный храм - кафедральный собор - шесть десятков лет назад и не имеет его до сих пор. Ситуация во многих смыслах парадоксальная, и вопрос строительства главного городского собора не теряет актуальности на протяжении последних десятилетий. Он будет решён, если и не безотлагательно, то в ближайшее время - когда соберутся наконец то вместе мнения, силы и средства.
Очень долгая дорога к храму
Согласно традициям, населенный пункт приобретал статус города, когда в нем выстраивался кафедральный собор. Сегодняшний Красноярск с почти миллионным населением главного храма лишился в сороковых годах прошлого века. Конечно, церквей и соборов в городе десятка полтора два, но официального кафедрального собора нет. Страсти вокруг его строительства не утихают уже второе десятилетие, вовлекая в обсуждение широкие слои православного и агностического населения. Сложность решения кафедрального вопроса обусловлена его масштабностью - ведь церковь официально отделена от светского государства и может строить свои здания только за счет пожертвований паствы. На столь грандиозный объект епархия враз средства собрать не в состоянии, а потому расстраивается небольшими церквями и часовнями, разбросанными по всем своим благочиниям. Кроме материального аспекта в кафедральном вопросе задействована и проблема выбора места под новый Собор.
Мнение архитекторов
Владимир Ульянов: В Доме архитекторов на заседаниях правления Союза пока обсуждали возможные варианты места будущего храма. До более конкретных проектов пока дело не дошло. Внешний вид и габариты здания определяет прежде всего место и поставленные заказчиком задания. Красноярским проектировщикам культовая архитектура не внове, и вполне возможно, что они победят в конкурсе, в котором должны принимать участие все желающие профессионалы отовсюду
Выбор места
Главное, чтобы это свято место было пусто - ведь снос всегда выглядел злом (хотя порой и наименьшим из зол), а дорога к храму обязательно должна быть вымощена исключительно благими намерениями. Предшественник стоял на не столь уж намоленном месте - когда то оно называлось Новособорной площадью, а после сноса собора на его месте (сейчас Площадь Революции) по проекту архитектора Мержанова построен комплекс административных зданий в классицистическом духе с помпезными колоннадами и двускатными крышами. Он, кстати, тоже причислен к памятникам - не только историческим, но и архитектурным.
Итак, на прежнем месте кафедрального собора сейчас стоит "Серый Дом" - место наместников власти небесной занимает резиденция власти земной, краевой администрации.
Обсуждение потенциальных площадок под строительство главного храма Красноярска проводилось в рамках красноярской организации Союза архитекторов в прошлом году. Рассматривалось порядка восемнадцати вариантов, среди которых были и весьма непривычные - как например строительство на насыпной территории берега Енисея близ центрального парка. Этот вариант отклонили ввиду дороговизны и риска подмыва фундаментов, да и стоимость организации такой стройплощадки обошлась бы едва ли не в половину сметы возведения самого здания.
Много и долго обсуждалась площадка в районе нового центра, известного в народе как "Взлетка". Там даже был построен инициативной группой верующих временный деревянный храм - дабы сделать место намоленным. Предлагали перестроить и надстроить незавершенное здание администрации, передав его епархии и переназначив под собор. Время расставило иные акценты, и сегодня этот вариант размещения собора уже не обсуждается.
Мнение архитекторов
Аркадий Супоницкий: Вопрос строительства кафедрального собора Красноярска очень серьезный, а потому и требует серьезного отношения и подхода. Пока этого не наблюдается, все ограничивается разговорами и обсуждениями возможных площадок, которые ведутся уже пару лет. Возводить собор на территории Центрального парка неправильно по идеологическим и градостроительным соображениям. Место для храма должно, на мой взгляд, располагаться на возвышении, например крутом енисейском берегу - как городская доминанта, согласно всем канонам культовой архитектуры. Пока не определена площадка под строительство, нет никакого смысла даже в эскизных проектах. Восстанавливать снесенный собор Тона, к которому я очень хорошо отношусь, тоже было бы неправильно - и ландшафт другой, и современным требованиям он не отвечает. Моя точка зрения такова, что ничего разрушенного восстанавливать не следует в принципе.
Среди фаворитов обсуждений в архитектурном цеху были обозначены два места. Один вариант предполагает строительство нового храма в живописном месте на берегу возле Медакадемии. Здесь и панорамный вид замечательный, и само место зарождения города просматривается. Памятник его основателю Андрею Дубенскому уже тесним проектом будущего Дворца бракосочетаний, а теперь ему светит и почетное соседство с кафедральным собором. Вот уж тогда заработает удачная формула "три в одном": венчание, регистрация и возложение новобрачными цветов отцу основателю Красноярска.
Другой одобренный вариант предлагает разместить новое соборное здание невдалеке от места стояния его предтечи и занять южную, прибрежную часть Центрального парка им. Горького. Хотя протесты сторонников сохранения парка неизбежны, стоит припомнить, что исторический "Городской сад" уже удручающе порушен хозяйствующими здесь субъектами, а строительство храма предлагается за детской железной дорогой, на поросшем аттракционами, ивняком и кленами участке. Реликтовые сосны затронуты не будут.
Называют перспективным еще один участок, примыкающий к парку - здесь, по улице Ломоносова, 2, расположен памятник архитектуры федерального значения. Он требует срочных реставрационных работ и может органично вписаться в новый культовый комплекс - ведь раньше, до госпиталя ветеранов, в нем располагалось духовное училище. Такое решение было бы возвращением исторической и геодезической правды.
Правила хорошего Тона
Сегодня речь идет не о воссоздании проекта Константина Тона, простоявшего сто лет и снесенного в 1940 х годах, а о новом здании, построенном с новыми технологическими приемами и возможностями. Собор Тона в прежних размерах сегодня уже не удовлетворяет пожелания епархии, а поменять масштабы - значит исказить его суть и пропорции - да и художественными особенностями здание никогда не блистало. Тон в свое время разработал образцовый (сейчас бы сказали типовой) проект быстро возводимой церкви в православно византийском стиле. Очень простые и незамысловатые здания авторства Тона - от огромного Храма Христа Спасителя до меньших размерами соборов в Томске и Красноярске и полковых церквей под Санкт Петербургом - постигла одинаковая участь. И если первый усилиями московского мэра и придворного его любимчика г на Церетели воссоздали (хоть и в слегка бутафорском декоре), то в прочих местах "правила хорошего Тона" не срабатывают. Лучшее, как известно, враг хорошего, а потому надеждой на более интересный проект и вымощена дорога к красноярскому храму.
Мнение архитекторов
Владимир Медиевский: Строительство кафедрального собора требует соответствующего его значимости места. Втискивать здание в существующую застройку, на мой взгляд, недопустимо. В выборе площадки под строительство епархия и лично владыка выказывал предпочтение участку возле парка с историческим зданием духовной семинарии. Участвовать же в конкурсе проектов интересно и престижно. Наши архитекторы вполне способны конкурировать с сильными столичными школами. На нашем с Березинским счету храмы 20 й и железнодорожной больниц, в Ачинске и Лесосибирске. Попробуем посоревноваться и в проектах кафедрального собора.
Кадровый вопрос кафедрального проектирования
Не место красит человека, а совсем наоборот, поэтому после окончательного выбора места строительства кафедрального собора в состязание украсить это место вступят архитекторы. Красноярские зодчие - отнюдь не новички в проектировании культовых сооружений, и многие мастера (некоторые из них успели побывать главными архитекторами города и края) замечены в успешном храмотворчестве. Так, предводитель КОСА Владимир Ульянов - автор проектов церковных зданий на станции Злобино и на енисейском берегу за торговым центром "Красноярье", Арэг Демирханов спроектировал храм на территории Краевой больницы, Константину Шумову принадлежит авторство храма в Ветлужанке. Крупный собор построен в Лесосибирске по проекту Александра Банникова, своими христианскими творениями украсили города края Михаил Меркулов, Александр Брусянин, два Владимира - Медиевский и Березинский, и другие зодчие. Многие из перечисленных заявили о своем желании проектировать новый кафедральный собор Красноярска.
Так что собственные архитектурные кадры в крае сильны и способны конкурировать со столичными авторами. Все высказывающие на эту тему приветствуют честный и открытый конкурс с участием всех достойных желающих. В успехе этого богоугодного дела очень много составляющих, кроме чисто архитектурной. В этой сложной сумме векторов интересов будет учтено мнение епархии (в первую очередь), администраций города и края, архитектурно строительного цеха и широкой публики - через круглые столы и общественные слушания. Все по местам (в том числе и собор) расставит ближайшее время…
Геннадий Рыбаченко