Миллион от Культбытстроя | Строительство домов
Магию круглых чисел психологи объясняют природным стремлением человека к гармонии. Ноль - своеобразная проекция круга. Правда, амбициозным людям ноля для гармонии мало. К нему как минимум должна прилагаться единица: 10, 100, 1000… Миллион - и подавно сакральное число. Особенно, если это миллион квадратных метров. Строительное управление фирмы "Культбытстрой" достигло этого весомого показателя за 15 лет - как раз в апреле был смонтирован юбилейный миллионный "квадрат" жилья. Много это или мало и чего это стоило компании, мы решили узнать у генерального директора "Культбытстроя" Геннадия Семенякова.
Геннадий Аркадьевич Семеняков, генеральный директор фирмы "Культбытстрой"
- Геннадий Аркадьевич, почему счет на квадратные метры вы ведете не со дня основания строительной фирмы, которой в этом году в апреле исполнился 51 год, а лишь последние 15 лет?
- "Культбытстрой" создавался полвека назад для производства жилья, строительства детских садов, школ, общественно культурных зданий. Он работал над объектами разных серий, производил конструкции и строил - до сих пор в городе стоят наши первые жилые многоэтажки. Однако вскоре все изменилось. В партийных верхах был взят вектор на увеличение количества строящегося жилья любой ценой. И строителям была спущена директива: узко специализировать предприятия, занятые в отрасли - разделить производство домов на составляющие и отдать каждый участок в отдельные руки. Так, в начале 1960 х у "Культбытстроя" отняли строительную часть и превратили в предприятие по производству сборного железобетона. Это коснулось всех - нам было поручено делать даже не полную номенклатуру, а только часть ее. Например, стеновые панели производили мы, перекрытия - другой завод, перегородки - третий… В итоге получалось, что детали для одного дома приходили на строительную площадку с 6 разных предприятий. А седьмым становилось отдельно функционирующее строительное управление, которое собирало конструкцию воедино.
- Как вы считаете, это решение оправдало себя?
- Мне трудно об этом объективно судить. Я был директором отдельного предприятия в большой системе, и подсчитывать, анализировать, делать выводы о какой то выгоде было делом вышестоящего главка. Мы со своей задачей справлялись - поставляли 25% конструкции дома и не задавали вопросов. Можно предположить, что свой положительный эффект такое разделение труда давало - унификация номенклатуры по всей стране, когда не возникало вопросов по разнице размеров плиты и прочих технологических нюансов, давало возможность строить без сбоев. С другой стороны, вносить изменения, усовершенствования было гораздо сложнее, ведь надо было воедино связать столько разных производственных процессов. Это замедляло качественное развитие отрасли, количественно же позволяло строить много и быстро.
- Переломом, по видимому, стала перестройка…
- Действительно, когда упали темпы строительства, а государство повернуло на рельсы рыночной экономики, начали рушиться годами отработанные схемы совместной работы. В начале 1990 х гг. выяснилось, что самостоятельно такие предприятия, штампующие отдельные элементы дома, существовать не могут. Надо было как то крутиться, зарабатывать деньги, но что мог построить тот же ДСК без продукции "Культбытстроя"? Ничего. И мы ничего не могли построить без свай, перекрытий, сантехкабин, лестниц… И приняли решение переориентировать производство на полный комплект дома. И получилось. Поначалу мы выпускали железобетона для монтажа 8 тысяч квадратных метров жилья в год - немного по сегодняшним меркам, но для того времени это был прорыв. Оставалось только приглашать строителей и возводить дома.
- На этой ступени, в принципе, можно было бы и остановиться, как сделали другие ваши коллеги. Почему вы приняли решение о необходимости создания своего строительно монтажного управления?
- Когда начинаешь контролировать процесс, хочется довести его до логического завершения. Мы сделали полный цикл производства железобетона и хотели быть уверенными, что строители сделают свою работу качественно, а это, особенно в те лихие годы, получалось не всегда. Сначала мы сделали попытку объединить усилия с одной из проверенных домостроительных компаний, чтобы мы поставляли железобетон, а они возводили здания. Однако не вышло - вторая сторона не решилась на объединение, и сейчас их уже нет на рынке. А мы создали свою структуру, куда пригласили проверенных людей, образованных, опытных, дисциплинированных, с высокой мерой ответственности. Это вообще принцип работы любого подразделения компании "Культбытстрой" - максимальная строгость к себе и подчиненным, только такой подход дает уверенность в результате.
Мы начали строить самостоятельно и сразу показали неплохие темпы. Наш первый жилой двухподъездный дом в Северо Западном мы возвели за рекордные по тем временам 8 месяцев, тогда как по нормам предполагалось, что на него надо потратить полтора года. Затем второй дом, на пересечении улиц Копылова и Киренского - его мы вообще монтировали "с колес". Там не было подготовленной для строительства площадки, и другого выхода у нас просто не было. Конечно, неудобств была масса - сложно строить в таких условиях, когда все детали подвозятся машинами, невозможно их складировать… Но главное, мы справились со своей задачей, и это дало нам возможность развиваться, наращивать объемы, как производства продукции, так и, собственно, монтажа. Сначала 8 тысяч "квадратов" в год, потом 25, потом 70, 100… Сегодня наши мощности позволяют строить до 200 тысяч квадратных метров панельного домостроения в год.
- Но ведь цифры говорят только о количестве, а развитие предполагает еще и качественный рывок вперед…
- Разумеется, мы не собирались всю оставшуюся жизнь строить советское серийное жилье - оно уже давно не соответствует новым требованиям, которые предъявляет потребитель. Новое оборудование позволило нам перейти на новые технологии производства и внести существенные изменения в проекты домов. Скажем, та серия 111 97, в народе - 97 я, которую мы взяли за основу, настолько переработана нашими проектировщиками, что ее впору патентовать как собственную, авторскую - скажем, серию "Культбытстрой 2000". Потому что если сравнить то, что строим мы, с тем, что строят конкуренты, основываясь на той самой 97 серии, вы не найдете ничего общего. Мы постоянно экспериментируем, ищем новые варианты оформления фасадов, балконов, внутренней отделки. При этом качество как общестроительных, так и внутренних работ у меня, как у директора компании, не вызывает никаких сомнений. Мало того, мы сейчас прорабатываем проекты меблированных квартир - с уже установленными кухонными гарнитурами, шкафами. В такой комплектации будут продаваться однокомнатные квартиры, рассчитанные на молодые семьи, которым не придется заботиться не только о ремонте, но и о покупке мебели хотя бы первые несколько лет. И это не последнее новшество, которое мы воплотим в жизнь, можете быть уверены.
- На сегодняшний день фирма "Культбытстрой" смонтировала уже миллион квадратных метров жилья. Много это или мало?
- Это рубеж, некая промежуточная высота, которую мы взяли. Разумеется, это немало - в городе единицы компаний, которые могут похвастать такими показателями, а мы их достигли всего за 15 лет. И все 15 лет мы держим ударный темп - все наши объекты сдаются с опережение срока на 3 месяца как минимум. Потому что процесс у нас организован таким образом, чтобы по максимуму использовать все рабочее время. Наши строители работают и в три смены, и по скользящему графику 7 дней в неделю, если того требует поставленная задача. Отсюда и высокая производительность труда, и, соответственно, высокий для Красноярска заработок. Поэтому в "Культбытстрое" нет текучки кадров. Во многом благодаря этому мы и держим свой качественный уровень, потому что работаем с проверенными людьми. И миллион квадратных метров для нас не предел. Тем более, что "Культбытстрой" может строить абсолютно по любой востребованной технологии - и панельное жилье, и монолитное, и кирпичное.
- Можете спрогнозировать, когда смонтируете второй миллион?
- Мощности компании позволяют достичь этой планки за 4 года. Это при условии полной загрузки, достаточного финансирования и отсутствия проблем со сбытом. В сегодняшней ситуации говорить об этом не приходится. Когда рынок вернется на прежние обороты, тогда можно будет подумать и о втором миллионе. Сейчас же спрос на жилье существенно снизился, ипотечные программы свернуты, государственной поддержки явно недостаточно, поэтому мы разрабатываем свои маркетинговые программы - жилищно накопительный кооператив, скидки, рассрочки. Что позволяет компании по прежнему крепко стоять на ногах.
Беседовала Евгения Дергачева