Минималистический этюд | Интерьер квартиры. Дизайнер Елена Леонтьева
Дизайн интерьера во многом сходится с графикой и живописью - здесь те же изобразительные средства и техники, основанные на грамотном использовании фактуры, цвета и света. Также заданные пространственные ограничения диктуют жанр произведения, и что получится - масштабный проект или камерная миниатюра - определяется размерами помещения. Задача дизайнера - сделать данный обитаемый уголок удобным, уютным и эстетичным. Как в заданных рамках добиться искомого результата, на конкретном примере рассказала и показала архитектор Елена Леонтьева.
Оптимизация пространства
Задача, стоявшая перед дизайнером, оказалась весьма непростой. Квартира, хоть и трехкомнатная, но по нынешним меркам малогабаритная - общая площадь составляла всего 65 квадратных метров. Мал, конечно, золотник, но дорог - дом расположен на возвышенности, и с высоты одного из верхних этажей, на котором квартира расположена, открывается великолепная панорама Красноярска и его живописнейших окрестностей. Она как клотик на корабельной мачте или как гнездо птицы высокого полета - широта обзора с лихвой компенсирует суженность стен.
Стены монолитного железобетона тоже немало осложняли задачу - они все несущие, и исправить недостатки изначальной планировки сносом или переносом перегородок не представлялось возможным. Приращения полезной площади в небольшой степени удалось достичь через вовлечение в общее пространство весьма габаритных лоджий, которые были застеклены и утеплены. В остальном пришлось прибегнуть к высокому искусству оптического обмана, выправляя узость продолговатых комнат цветовыми и световыми приемами. Ну и, в первую очередь, задача заключалась в оптимизации небольшого пространства, задействовании каждого его участка и уголка в служении бытовым нуждам и общей эстетической задумке. Оптическая и практическая оптимизация…
Решение квадратичного уравнения
Новое интерьерное решение заключалось в выравнивании конфигурации комнат и преобразовании ее из довлеющей прямоугольной в компактную квадратную. Ведь даже невеликие по площади комнаты и помещения оказались продолговато вытянутыми, как пеналы. Это "пенальти" пробили радикальным приемом: убрали все элементы, скрадывающие площади и объемы, включая даже такую полезную, но громоздкую вещь, как шкаф купе в прихожей, и раздробили пространство на меньшие, но квадратные в плане зоны. Так, вместо многоуважаемого и много вмещающего шкафа в прихожей организована отдельная гардеробная комната. Купе, конечно, заслуженно популярны, но в последнее время повальное увлечение "железнодорожными" шкафами постепенно сходит на разумное "нет". Кстати, само слово "квартира" родственно слову "квадрат", а потому решение поставленного квадратичного выравнивания комнат оправданно.
Минимализм по максимуму
Первым делом избавились от ненужных вещей прежней меблировки, сильно захламляющих и скрадывающих вверенное пространство. Их заменили более современными и не претендующими на отнесение к вечной классике предметами. Сама дизайнер определяет стиль задуманного и воплощенного интерьера как минимализм. Немногочисленность предметного наполнения компенсирована использованием высококачественных мебели, светильников и отделочных материалов. Небольшое пространство квартиры никак не позволило бы использовать колористическое ее зонирование, да и выдержанный в едином стилевом ключе интерьер выглядит для дизайнера предпочтительным. Это объединение частей квартиры было достигнуто общей цветовой гаммой пола, стен и мебели, а также через применение одинаковых межкомнатных дверей с двумя прозрачными горизонтальными секциями. Полы повсюду выложены высокачественным ламинатом, искусно имитирующим дубовый паркет - везде, кроме кухни, где использована плитка близкого цвета.
Итак, продолговатая прихожая была избавлена от шкафа во всю стену и зонирована на две части - собственно прихожую и гардеробную комнату. Это пространство высветлено и "расширено" соответствующей окраской стен и большими зеркалами, вторящими двухсекционности дверей и паре светильников на потолке. Сквозь арочный проем попадаешь в гостиную, также обставленную в духе минимализма. Минимализм здесь во всем - атмосфера гостиной не обременена никакими лишними предметами.
Особую роль в гостиной играет потолок. В его центре сооружена конструкция из гипсокартона с карнизным освещением и группой подвесных светильников - такой "летящий и светящий" квадрат. Несмотря на то, что на самом деле конструкция скрадывает пару сантиметров высоты помещения, она зрительно делает пространство гостиной более симметричным и глубоким. В итоге из длинной комнаты получилась компактная и уютная гостиная - приятное и приватное пространство для задушевных бесед и просмотра телевизора. Часть комнаты осталась без практического переназначения - она служит транзитной, проходной зоной в соседние помещения. Так минималистическими средствами достигнут максимально комфортный результат.
Кабинет доктора Калигари
Так назывался знаменитый мистический фильм времен зарождения кинематографа. Весьма впечатляющими, на грани мистической простоты строгими очертаниями известна продукция итальянской мебельной фабрики Calligaris, которая применена в обстановке квартиры. Надо сказать, что практически вся представленная в интерьере мебель, от кухни и обеденной группы, столика и барных стульев до мягкой меблировки гостиной - итальянского производства, элегантная, качественная и дорогая.
Итальянского происхождения и светильники - они, как и мебель, заказаны по каталогам на апеннинских фабриках. Стол и нижние тумбы кухонного гарнитура - выбеленный дуб, верхние шкафчики и холодильник - белый лак, барные стулья, столики и вешалка прихожей - венди. Сиденья выполнены в специально обработанной белой коже - они практически вечны и приятны на ощупь. Как приятен и вечен весь разработанный интерьер - он рассчитан как минимум на десятилетия.
Елена Леонтьева, руководитель группы дизайна «Треченто»,
ул. Железнодорожников, 17, офис 807,
т. 242‑79‑89.
Очень уютный очаг
Изначально кухня была довольно большая по площади (12 кв.м), но вытянутая, из за чего смотрелась чем то вроде галереи. Ее пространство и удлинили за счет присоединения лоджии, и одновременно разграфили на три зоны: рабочую, столовую и кулуарную. От остальной квартиры ее отделяет дверь, которая легко откатывается в сторону по верхней направляющей.
Рабочая зона выполнена традиционной: итальянский кухонный гарнитур стандартной комплектации и технического оснащения, с тумбами и навесными шкафчиками с вместительными недрами. Наряду с общедоминирующим песочно древесным цветом в кухонном гарнитуре использован и модный сейчас белый лак. Так задается цветовая перекличка с белизной встроенной бытовой техники и глянцевым сегментом потолка.
Пол кухни выполнен из керамогранита. Плитка итальянского производства, цвета светлого песчаника - в том же тоне, что и ламинат в остальной квартире. Итальянские здесь и светильники, причем в схеме освещения предусмотрены разные его типы, автономно включаемые по обстановке - над рабочей зоной, над столом или просто точечные источники света. Тем самым общее пространство кухни дополнительно разграничивается световыми приемами.
Заставила поразмыслить малоэстетичная вентиляционная труба, выпирающая в пространство кухни. Этот необходимый элемент просто спрятали под гипсокартоновый кожух, под этот же козырек взяли гофр от вытяжки. Такими решениями недостатки обратили в достоинства.
Обеденная зона смежается с рабочей, но минимально скрадывает место для размаха готовящих яства рук. Вокруг стола вдоль стены расставлены стулья, а с противоположной стороны установлена скамейка, компактная и не мешающая кулинарным манипуляциям хозяйки.
Стол также компактен, но при необходимости его столешница раздвигается, увеличиваясь вдвое и позволяя проявить гостеприимство и хлебосольность хозяев в любых нужных масштабах. Эта столовая зона очерчена сверху натяжным потолком, глянцевым белым, контрастирующим со светло серой и матовой покраской остального потолка. Зрительно эта часть кухни выдавливается вверх - ощущение усиливает большой подвесной светильник с абажуром в форме продолговатой оранжевой коробки и постером - оба такой же продолговатой формы. Урбанистический пейзаж на стене задает перекличку с видом, открывающимся из окна.
Чилаут с завидным видом
Под чилаутом (chill out) подразумевают направление современной расслабляющей поп музыки, а также притененное и прохладное место, в котором она звучит наиболее гармонично. Таким чилаутом для приятных бесед за чашечкой кофе и бокалом вина можно назвать зону отдыха с барными стойкой и стульями, расположенную на месте прежнего балкона и отделенную от кухни столовой посредством остатков балконных перегородок, а также визуально световых эффектов. Поверху этого чилаута установлены струнные светильники, льющие не очень яркий и концентрированный свет на поверхность барной стойки.
К созерцательности и неспешности беседы располагает вид, раскрывающий окрестности во всей красе: Покровскую гору с часовней, холмистые горизонты Правобережья, амфитеатр "Столбов" с расположившимся между ними городом. В общем - и вид завидный, и обстановка располагающая.
Бежевый покой
А вот покои решено было оставить в покое. Во первых, спальня - это скрытая от нехозяйских глаз, интимная во всех смыслах территория. Спальня вообще подразумевает минимализм - это ведь не рабочий кабинет, а место, где спят. Внесены лишь небольшие коррективы в ее интерьер: тщательнее подобрана и выверена цветовая гамма (беж, выбеленный дуб, венге), поддержанная новыми светильниками, минимально привнесены предметы меблировки вроде маленьких полочки, тумбочки и комодика, а также отражаемые зеркалом шкафа драпировки во французском ключе. На окнах спальни, как и во всей квартире - шторы кофейно бежевого цвета. Стены спальни оклеены очень качественными обоями с текстильной фактурой и ненавязчивым цветочным рисунком, а некоторая классичность потолков подчеркнута пластиковым молдингом вполне строгого ордера. Ничего лишнего, только личное - классическая спальня.
Оранжевые блики
В и так теплую по гамме обстановку ради гармоничного разнообразия привнесен оранжевый акцент - светильники, предметы и аксессуары апельсинового цвета распрыгались по всей квартире солнечными зайчиками. Конечно, до экранизации песенки "Оранжевое небо" интерьеру далеко, но плафоны, подушки и рамки оранжевеют в мягкой глубине интерьера цвета беж и светлого дуба. Яркие блики равномерно разбросаны по всей квартире. Оранжевый абажур льет свет на поверхность обеденного стола, диванные подушки облачены в оранжевые наволочки, фотографии и картины обрамлены багетом морковного цвета. Оранжевый акцент еще больше оживляет и без того теплый интерьер, одновременно усиливая его стилевое единство.
Speak softly love
Третья комната - самая малая по площади, всего девять квадратных метров. Ее переоборудовали под комнату для уединенного чтения, хранения вещей и как резервную спальню для засидевшихся и гостей издалека. Зеркальные боковые створки шкафа купе отражают предметное наполнение соседних комнат и иллюзорно умножают пространство квартиры. К тому же зеркала возвращают комнатке украденный шкафом объем.
Уютная мягкость софы и тюлевых занавесей дополняется выпуклым ковром с рисунком "в камешек", а также мелколиственным фикусом в человеческий рост. Мягкий диванчик, тишина и книга - комфортное триединство: софа, softness (мягкость) и философия…
Раздвинут и собран воедино
Таким, как был задуман, и получился интерьер - зрительно раздвинутое пространство, части которого сходятся в единое колористическое и стилевое целое. Здесь видно все и отовсюду. Упор был сделан на знание особенностей пространственного восприятия и использование очень качественных материалов и комплектующих - не столько количеством, сколько качеством, не числом, а умением. Затея удалась в полном объеме - несмотря на то, что сам объем очень ограничен.
Основная идея дизайнера состояла в том, чтобы сделать интерьер максимально функциональным за счет приемов минимализма. Это именно оптимизация заданного пространства - минималистический этюд в монолитно железобетонных рамках современной городской квартиры.
Геннадий Рыбаченко