Меню Поиск Разместить Избранное Кабинет

Новое качество пригородной жизни | Дома в емельяновском районе

Красноярску становится тесно в своих границах, с каждым годом в черте города остается все меньше свободных участков под застройку. Пространственные возможности для дальнейшего роста города тоже ограничены. Фактически, единственным направлением для перспективного развития Красноярска остается Емельяновский район.

Какое будущее ждет Красноярск, сегодня решают сразу несколько проектных организаций, которые рассматривают его формирование с разных точек зрения. Вопросы развития города и окрестностей в рамках схемы территориального развития Красноярского края рассматривает Санкт Петербургский НИИ Урбанистики, московский институт "Гипрогор". Подготовку территориальных планов Емельяновского района, который станет частью агломерации, ведет архитектурно проектное бюро "Квартал".

В настоящий момент схема территориального планирования края находится на этапе согласования. Проект генерального плана Красноярской агломерации продолжает разрабатываться, в стадии завершения и утверждения находятся проекты Березовского, Сухобузимского, и Емельяновского районов. На завершающем этапе подготовка территориальных планов четырех муниципальных образований Емельяновского района: Солонцов, Элиты, Минино и Емельяново. Проекты для остальных находящихся на территории района населенных пунктов будут готовиться до 2012 года.

Новое качество пригородной жизни

Развитие Емельяновского района связано как с развитием его ближайшего "соседа" - города, так и с формированием агломерации. Комплексный подход позволит наметить приоритеты, учесть при разработке планов территорий и интересы поселений, и интересы большого Красноярска, бизнеса и жителей района, позволит стимулировать развитие населенных пунктов, обеспечит решение социально экономических задач, и при этом сохранить окружающую среду вместе с природно ресурсным потенциалом этой территории.

Западное и северо западное направление, остающееся самой заселенной частью Емельяновского района, сегодня наиболее привлекательно для строительства по своим экологическим параметрам. На территорию района приходится треть всех пригородных лесов. Именно в этом направлении формируются основные городские зоны отдыха и самые большие дачные массивы - на сегодня здесь насчитывается более 200 тысяч дачных участков.

Близость к городу (доехать отсюда до центра Красноярска можно в течение часа), наличие отвечающих требованиям экологии площадок, достаточно развитая для сегодняшнего состояния транспортная сеть делают это место оптимальным для строительства жилья.

Транспортный каркас

Состояние сети пригородных дорог пока еще отвечает сегодняшним нагрузкам, но никак не соответствует будущим, тем, что появятся после застройки пригородной территории. Количество личного автотранспорта на дорогах города в последние три года стабильно растет приблизительно на 25 тысяч автомашин в год.

Какой будет транспортная схема Емельяновского района, повторит ли пригород судьбу Красноярска, часами простаивающего в пробках, или получит разветвленную транспортную инфраструктуру, решается сейчас. Как и то, появится ли у жителей пригорода возможность выбирать, какой дорогой добираться домой и через какой из въездов попадать в Красноярск. Чтобы предоставить эту возможность жителям пригорода, проектировщики подготовили транспортную схему, которая предусматривает реконструкцию автодороги Аэропорт Еловое Элита Минино город. В схеме планирования она должна закончиться новым въездом в город на территории Октябрьского района, западнее маргаринового завода. Таким образом, она состыкуется с системой существующих транспортных магистралей, и, минуя центр, обеспечит выход к четвертому автомобильному мосту через Енисей. Чтобы снизить экологическую нагрузку на поселок Элита, транспортная схема предусматривает строительство северного обхода поселка с выходом на дорогу Арейское Кача. Обход включает продолжение и реконструкцию дороги в направлении Кача Зеледеево. Появление этой магистрали для жителей левобережья означает возможность напрямую выезжать на федеральную трассу М 54, минуя Дивногорск. А для города это возможность разгрузить центр и рассредоточить транспортные потоки. Учитывается и развитие метрополитена, кроме того, для удобства жителей Красноярска предполагается строительство скоростной трамвайной линии до аэропорта Емельяново.

Площадки для бизнеса

Основной полюс развития Емельяновского района - формирование мультимодального транспортного узла ("хаба") в аэропорту Емельяново, одного из важнейших объектов красноярской агломерации.

Красноярский аэропорт, находящийся на пересечении трех транспортных коридоров, станет перевалочным пунктом, через который последует грузы со всего света. Через Красноярск лежит самый короткий воздушный путь из Москвы во Владивосток и из Юго Восточной Азии в Европу и Америку. В таких международных транспортных узлах обычно создаются свободные портовые экономические зоны. В них транзитные грузы с минимальными временными и финансовыми затратами перераспределяются по разным направлениям.

Транспортная схема Емельяновского района

Создание мультимодального хаба предполагает открытие логистических комплексов и формирование на соседней территории новых деловых зон. Хаб должен обеспечить Емельяново рабочими местами для жителей, большая часть которых через несколько лет, как и сегодня, будет занята в сфере обслуживания. Еще одним направлением развития бизнеса в Емельяновском районе станет торговая логистика. Местом для появления новых торговых комплексов выбран расположенный в пяти минутах езды от города поселок Солонцы и его окрестности. Площадки по соседству с уже стоящими на этой территории гипермаркетами "Алпи" и "Метро" займут шведская "ИКЕЯ" и сети оптовой торговли автомобилями - "Орион Моторс" и "Форт Редут".

Другая точка развития логистики формируется к северо западу от пересечения автодороги М 53 "Байкал" (глубокого обхода Красноярска) с Енисейским трактом. В настоящий момент здесь планируется размещение крупных производственно логистических комплексов регионального уровня. В состав комплекса войдут складские помещения класса "А", которых в городе пока нет, таможенный терминал, офисно гостиничный комплекс и объекты инженерной инфраструктуры.

Промышленный восток

По итогам проведенного проектировщиками функционального зонирования, решено оставить северо восточной части Емельяновского района ее промышленное назначение. Промышленным районом северо западная территория была и до сих пор, но авторы схемы предлагают к уже имеющимся предприятиям добавить новые.

В этой части района будут развиваться заводы, предприятия стройиндустрии, глубокой переработки леса, ТЭКа, речного транспорта, появятся инфраструктурные энергетические объекты.

Сегодня на площадках в районе располагаются два производства: завод "Сибирский элемент", занимающийся выпуском глазурованного кирпича, и компания "Красноярсклесоматериалы" ("КЛМ"), развивающая глубокую переработку древесины. Два новых предприятия, которые по плану развития города собираются до 2017 года перебраться из Красноярска в Емельяновский район, - это нефтебаза, вероятным местом дислокации которой называется площадка "Крастяжмаша", и графитовая фабрика, которая из Свердловского района должна переехать в Песчанку.

При этом развитие района предполагает сохранение за ним сельскохозяйственных функций. Поставлять на стол горожанам продовольствие должны хозяйства из пригорода - такова мировая практика. Обеспечивать жителей продуктами питания будут птицефабрика "Заря", свинокомплексы "Шуваевский" и "Элита", действующие фермерские хозяйства и акционерные общества, личные подсобные хозяйства, предприятия малого и среднего бизнеса, занимающиеся переработкой агропродукции.
Так, территорию к северу от промышленных площадок "Крастяжмаша" отдадут под тепличный комплекс, который будет снабжать горожан овощами и свежей зеленью и в перспективе полностью заменить поставки из соседних регионов.

Создание условий для жизни

К 2030 году территория, ограниченная с одной стороны железной дорогой, а с другой федеральной трассой М 53, может стать местом постоянного жительства для более чем 150 тысяч человек.

Проект территориального планирования определяет наиболее оптимальные площадки для появления жилья. Главные признаки этих территорий - наличие свободного пространства, пригодного для освоения и включения в границы существующих населенных пунктов, близость к транспортным путям, развитая инженерная инфраструктура, возможность провести водообеспечение, водоотведение и снабжение электричеством и теплом.

Именно эти факторы определяют большой интерес инвесторов к этой территории. Пока ее развитие тормозит дефицит качественной питьевой воды, отсутствие в Емельяновском районе очистных сооружений и нехватка электроэнергии на площадках, наиболее привлекательных для строительства жилья. Возможные пути решения этих вопросов сейчас прорабатываются: в одних населенных пунктах с нехваткой инфраструктуры будут справляться, опираясь на собственные возможности, обеспечить водой и теплом другие поможет Красноярск.

Застройка пригородной зоны, рост поселков в зоне часовой доступности от Красноярска - логичный этап развития города, которому становится тесно в своих границах. От того, начнется ли это развитие с создания транспортной сети и формирования на территории инженерной инфраструктуры, будет зависеть, сумеет ли город воспользоваться главным преимуществом Емельяновского района - свободными пространствами - и обеспечить жителям пригорода новый уровень жизни.

Татьяна Крупко

Источник: Журнал «Сибирский дом»