Меню Поиск Разместить Избранное Кабинет

Центр внимания | Охрана памятников архитектуры

В рамках проведённого в середине октября Красноярского городского форума состоялся "круглый стол" с участием представителей власти, специалистов и общественности. Его тема была заявлена как "Историческая часть города: перспективы развития". Поскольку историческая часть города ограничена Караульной горой, Стрелкой Енисея и районом железнодорожного вокзала, то в центре внимания дискуссии оказался Центральный район Красноярска.

Что такое Красноярск?

Как и полагается на мероприятиях такого рода, заседание "круглого стола" носило довольно протокольный, формализованный характер. Это и понятно, ведь без официальных выступлений официальных лиц обсуждение таких идеологических вопросов обойтись не может. Правда, кроме чиновников самого высокого ранга городской и краевой администраций, юристов и архитекторов в обсуждение активно включились жители города, обеспокоенные происходящими в нём изменениями.

Оценки происходящих в городе перемен разнились диаметрально, что совершенно естественно - сколько людей, столько и мнений. Одни предпочитают жить прошлым, другие устремлены в будущее. Одни желают сохранить привычный им ритм жизни во что бы то ни стало, при этом не задумываясь о том, за счет чего должна сохраняться такая стабильность. Другие пытаются облегчить последствия вторжения современности путём принесения в жертву малого во имя сохранения целого. И те, и другие по своему правы, но правда у каждого своя, а истина, как водится - out of here (т.е. "где то там"). Так в чём же момент истины, вернее - главный её постулат?

прямая речь
Геннадий Рукша

Геннадий Рукша,
министр культуры Красноярского края:

— Проблема сохранения облика исторического центра стоит сегодня очень остро, и предпринимаемое обсуждение чрезвычайно злободневно. Процесс застройки, который сейчас идёт в городе, в перспективе чрезвычайно пагубный в отношении сохранения истории города. К трём принципам, сформулированным главным архитектором «Красноярскгражданпроекта», — политическая воля, время и финансы — нужно добавить самый главный. Это историческая ответственность власти самых разных уровней за сохранение лица столицы края. К этому я бы прибавил и профессиональную ответственность специалистов, берущихся за выполнение проектов строительства в городе. К сожалению, в законодательстве в области охраны памятников культурного наследия существовала путаность и противоречивость, что привело к утрате части культурного наследия.


Многие из присутствовавших говорили о необходимости определиться со статусом и образом современного краевого центра. В городе нет цельности, и непонятно, какой он - промышленный, торговый или культурный. Пока что будущее постиндустрального Красноярска лишь вырисовывается - в планах создания и развития агломерации, в корректируемых генпланах и правилах застройки. Жизнь тем временем идёт своим чередом, переполняя улицы личным и общественным автотранспортом, уплотняя городские районы, наиболее привлекательные для горожан, а значит и застройщиков. Пока в товарищах согласья нет, а естественное развитие районов и зон города, как отдельных его фрагментов, продолжается.

Зоны охранения и сохранения

Слова "охранный" и "сохранный" звучат практически одинаково, но смысл в них вкладывают разный. Охранная зона понимается как территория, на которой всё должно оставаться как есть. Это заповедник, где вся экосистема саморегулируется, а участие людей минимально. В архитектурных заповедниках в отличие от природных дело на самотёк пускать нельзя - рукотворная красота требует не столько охраны, сколько сохранения, вложения средств и приложения рук специалистов. Без поддержания здания в исправном состоянии, без своевременного ремонта и реставрационных работ оно обветшает, облупится и обвалится. Особенно уязвимыми перед временем и атмосферными условиями оказываются памятники деревянного зодчества. Древесина - материал не только экологичный, но и специфичный, боящийся и огня, и воды, и ветра. Деревянные здания будто живые: должны дышать и проветриваться, укрываться от осадков и протравливаться от вредителей.

Век деревянных домов недолог - как ни грустно сознавать, это уходящая натура. Тем более важно продлить жизнь тем образцам, которые не просто уцелели, но и любовно сохранены в хорошем состоянии в Красноярске.

Здания из кирпича и камня много долговечнее деревянных, но даже они не всегда могут устоять перед временем и климатом. Возраст самых старинных из сохранённых зданий Красноярска едва превышает двести лет. Ещё более уязвимы они перед сиюминутными интересами части граждан и долгосрочными планами властей, больно отзывающимися впоследствии. В эру индустрализации, а затем и развитого социализма в городе снесено немало памятников деревянного и каменного зодчества, в том числе был практически зачищен район Стрелки Енисея. Да и сегодня земля в центре дорога и престижна настолько, что соблазн втиснуть очередное здание у застройщиков настолько велик, что никакие соображения сохранения исторического облика и запреты не срабатывают. Вот и вырастают высотные здания из кирпича и стекла по соседству с храмовыми луковками и классическими бельведерами, давя прежние архитектурные доминанты своими объёмами. После драки поздно махать кулаками, и в качестве неправильных градостроительных решений и разрешений участники дискуссии упоминали "Дом Зельмановича" со стилистически чуждой пристройкой, кирпичный дом с горбом позади Покровской церкви и прочие архитектурные несуразности последнего времени.

прямая речь
Вадим Пирогов

Вадим Пирогов,
главный архитектор Красноярска:

— Предусматривается четыре этапа градостроительной программы в отношении сохранения памятников архитектуры. Среди них комплексное изучение, разработка проектов реставрации, собственно реставрация и текущий ремонт. Первоочередная задача — создание исчерпывающего реестра памятников архитектуры, а на его основе – оценить возможности по спасению объектов культурного наследия. Надо определить охранные границы культурного наследия регионального значения. С пониманием этого в 2007 году совместно с «Красноярскгражданпроектом» был разработан проект планировки исторической части города, включающий в себя инженерно технические мероприятия. Этот проект предусматривает снос части ветхого жилого фонда. В центральном районе расположено около 10% всего жилого фонда города, и в том числе около 30% ветхого, подлежащего сносу. По итогам обследования жилищного фонда на территории 280 гектаров и общей площадью 27 тысяч квадратных метров сносу подлежит свыше 65% строений. Их просто необходимо сносить, чтобы преобразить ландшафт и улучшить качество проживания в этом районе. В связи с санацией ветхого жилфонда преобразится участок берега Енисея от медакадемии до КИЦа, и одновременно будет развиваться участок набережной далее — до речного вокзала. Локально будут происходить значительные изменения в районе 1 й городской больницы, где инвестор строительства гостиничного комплекса обязуется за свой счёт провести капитальный ремонт и реставрацию пяти памятников архитектуры, входящих в нынешний больничный комплекс. С осуществлением глобального проекта «Красноярск Сити», где под нежилые цели будет занято около двухсот тысяч квадратных метров площадей, общественно деловая нагрузка перераспределится между Центральным и Советским районами. В результате острота транспортной напряжённости в историческом центре существенно снизится. К сожалению, муниципальный бюджет не в состоянии справиться со всеми накопившимися проблемами, и без более активного привлечения инвесторов к их решению не обойтись.


Список объектов культурного наследия Красноярска, по словам Юрия Тихоновича, содержит около двадцати памятников федерального и ста двадцати регионального значения. Эти списки не так давно корректировались государством, и большая часть федеральных памятников была передана под покровительство местных органов. Федеральные власти сочли, что в регионах средств и сил больше - на большом расстоянии всё кажется большим. Но раз уж закон разграничил юрисдикцию, то на краевые и муниципальные власти ложится вся тяжесть ответственности и материальное бремя по сохранению вверенных памятников культуры.

Чемодан без ручки и дом без канализации

В отношении ветшающего культурного наследия уместно известное сравнение его с чемоданом без ручки: и нести тяжело, и выбросить жалко. К списку уже признанных памятниками культурного наследия зданий причисляются вновь выявляемые, однако денег на поддержание или хотя бы консервацию этих архитектурных ценностей катастрофически недостаточно. Выделяемых бюджетом средств и раньше хватало на реставрацию двух трёх объектов, а нынешний список насчитывает сотни. Решение напрашивается, вернее, вторгается без спросу, само собой: спасти самое ценное, пусть даже и пожертвовав остальным. Существует ещё один спасительный приём - приватизация культурных объектов с обременением собственника. Однако этот механизм широкого распространения не получил, а удачные примеры такого рода пока единичны. Научная реставрация, да и просто грамотный ремонт исторических зданий - дело невероятно дорогостоящее.

Архитектурный памятник Архитектурный памятник

Своеобразной иллюстрацией подобных коллизий послужило выступление одной горожанки, проживающей как раз в таком памятнике деревянного зодчества. В 90 х годах жители исторического здания, в едином порыве со всеми гражданами страны, приватизировали свои квадратные метры, а сейчас выясняется, что согласно закону они как собственники несут все затраты на содержание и ремонт своих владений. При этом провести канализацию и водопровод, поменять окна на стеклопакеты и внести прочие элементы комфорта закон не позволяет. Вот и маются обитатели престижного городского центра в бытовых условиях вековой давности, надеясь на муниципальные власти. Но у городских властей нет статьи для выкупа ветхой собственности, равно как и на строительство здесь же, в центре, муниципального жилья. Да и многострадальные жители рассчитывают получить достойную компенсацию по рыночной стоимости жилья в центре. Конфликт материальных интересов и духовных ценностей налицо…

Воспоминания, запечатленные в дереве

Между тем решение проблемы сохранения исторического центра все же предлагается, хотя и в усечённом, компромиссном виде. В Центральном районе сохранилось не так много памятников (именно памятников) деревянного зодчества, и к тому же они компактно локализованы в нескольких кварталах - они словно инкрустации деревом в кирпично бетонном массиве. Речь о квартале между улицами Горького и Декабристов, представляющем собой образец типичной деревянной застройки конца девятнадцатого века, ряд хорошо отреставрированных зданий по улице Ленина, а также единичные вкрапления деревянных особняков в историческую ткань городского центра. Эти примеры приводили многие участники обсуждения. Ими же приводились также доводы и выводы, что большую часть деревянной застройки спуска к Каче сохранять в нынешнем состоянии нет ни смысла, ни средств, ни желания самих жителей.

В упомянутом квартале вокруг костёла специалисты предлагают устроить своего рода этнографический музей под открытым небом. После расселения жителей, ревизии и санации хозяйственных построек, реставрации и реконструкции памятников деревянной архитектуры в них целесообразно разместить музеи и сувенирные лавки. Город таким образом получит цельный культурный объект большого значения, туристическую достопримечательность, довольно перспективную в экономическом плане. Вопрос о статусе этого участка городского центра уже неоднократно выносился на градостроительные советы, и, возможно, когда нибудь будет решён окончательно - к всеобщему благу и удовлетворению.

прямая речь
Юрий Суздалев, архитектор

Юрий Суздалев,
архитектор:

— Правильнее было бы говорить не об охранной зоне, а о сохранной, причём не одной, а нескольких — на территории того же исторического центра. Вне всякого сомнения, деревянную застройку по Брянской и берегам Качи нужно сносить, а не охранять. В отношении того же квартала типичной деревянной застройки в районе улиц Маркса — Горького — Декабристов — Бограда лучшим решением было бы создание этнографической зоны. Сейчас большая часть домов там находится в жутком состоянии. С этим всем что то надо делать — расселять жильцов, приводить в пристойный вид здания и размещать в них соответствующие учреждения культуры. Надо не только отреставрировать здания, но и благоустроить территорию — в соответствии с типологией застройки подобрать и расставить скамейки и урны. Сделать бордюрные заграждения вокруг деревьев, по периметрам газонов и дорог — чтобы не стекала грязь, чтобы там было комфортно гулять и горожанам, и туристам. Проблему неоднородности центра с его культурно историческими наслоениями нужно решать единостильным благоустройством, увязывая городские пространства в едином цветовом и фактурном ключе. Не как сейчас, когда брусчатка выглядит наспех сшитым лоскутным одеялом с грубыми цементными швами, с впадинами и вздутиями, а ограждения выполнены как кому в голову взбрело. Есть ведь примеры европейских городов, где городское пространство связано воедино пластическими и визуальными средствами.


Градостроительного ума палата

Правовой механизм принятия градостроительных решений сложен и несовершенен - как многие отечественные машины, хотя на его отладку и работу без сбоев направлен целый пакет свеженаписанных и принятых законов и кодексов. Роль архитектора в своде новых законов не прописана никак, а роль экспертных советов, в том числе градостроительного, носит совещательный характер, а принятые им решения - рекомендательный. Локомотивом развития городской среды выступает инвестор, который мотивирован прежде всего окупаемостью вложений. Таковы последствия принятого в 1990 х курса на стихийно развивающийся рынок, который сам себя отрегулирует. Вот и строит каждый инвестор, как может, и хорошо, если с привлечением архитектора. Так что заседания градостроительного совета выступают по сути видом общественных слушаний, аудиторию которых составляют профессиональные архитекторы.

Такая же ситуация с прописанными в законе общественными слушаниями, на которых граждане могут высказывать мнение по поводу строительства тех или иных объектов. Правда, высказанное на них общественное мнение также лишь учитывается. Очень часто эти слушания проводятся без должного анонсирования, порайонно и очень часто - на стадии рытья котлована. К тому же аудитория таких слушаний недостаточно искушённая в вопросах архитектуры и градостроительства и довольно заметно поддающаяся манипулированию. Так существует ли выход из этого градостроительного тупика? Архитекторы уповают на развивающееся в стране гражданское общество и его механизмы.

Присутствовавший на заседании "круглого" стола Алексей Мякота выступил с идеей создания градостроительной палаты при горсовете или законодательном собрании края. С мнением членов такой палаты призванные осуществлять народовластие депутаты знакомились бы напрямую и своевременно. До тех пор, пока такая ума палата не появилась при исполнительной власти, остаётся прислушиваться к мнению членов градостроительного совета и высочайших профессионалов в области архитектуры и градостроительства.

прямая речь
Борис Муравьёв

Борис Муравьёв,
главный архитектор ТГИ «Красноярскгражданпроект»:

— При анализе упомянутого плана проекта охранной зоны исторического центра Красноярска, разработанного специалистами нашего института, выявился ряд несоответствий действующим регламентам. В первую очередь это касается озеленения, которое в центре города впятеро меньше норматива. Эта несбалансированность порождена уплотнительным строительством жилья, деловой и общественной недвижимости в городском центре, что усугубляется транспортным трафиком и изношенностью инженерных коммуникаций. Этот клубок проблем требует своего разрешения. Нужно выработать стратегию развития исторического центра, возможно, с использованием транспортных ограничений. В этом смысле полезно присмотреться к чужому опыту. Так, например, в Нью Йорке около 60% городской территории доступно только для общественного транспорта.
В отношении памятников архитектуры, почти полностью сосредоточенных в центральном районе города, и подчинением их федеральным и краевым заботам приключился парадокс. Он ярко проявился на примере пристройки к зданию детской музыкальной школы — встык под козырёк современного строения коммерческой направленности. Архитектурный памятник авторства Соколовского — федерального значения, а земля по соседству находится в муниципальном распоряжении. Оттого и получаются такие парадоксальные и трагические ошибки. Надо разрешить противоречие и координировать такие решения впредь.


В отношении проблем исторического центра Красноярска чаще других со стороны населения поднимается вопрос об уплотнительной застройке, носящей характер "точечной". Общественное мнение будоражит пример Москвы, власти которой заявили о запрете такой практики, но ведь сказать - не значит сделать. А как обстоит с этим дело у нас в Красноярске?

Точечная застройка, по мнению Бориса Муравьёва, - явление неизбежное, если учитывать состояние жилого фонда. Важно добиться такого положения дел, чтобы объекты точечной застройки рассматривались не по отдельности, а в комплексе с окружением, ландшафтным и архитектурным. Конечно, такая задача усложнит жизнь застройщикам и может удорожить их проекты, но зато позволит избежать серьёзных просчётов в формировании гармоничной городской среды. Так что в практике точечной застройки (как и во многих прочих волнующих население проблемах) точку пока ставить рано. Скорее многозначительное многоточие…

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский дом»