Нижнее Приангарье: начало пути | Cхема территориального планирования
"Нижнее Приангарье станет мощнейшим индустриальным поясом России. А это означает появление новых рабочих мест, улучшение экономики объединенных в новую территорию районов и новые пути развития региона в целом" - такой итог подвели чиновники на заседании правительства Красноярского края, принимая разработанную схему территориального планирования Нижнего Приангарья.
Однако сейчас содержание схемы промышленных кластеров доступно только в самом общем виде. Что конкретно она содержит, чиновники пообещали обнародовать 1 февраля. Но уже сейчас можно сказать точно, что территория Нижнего Приангарья подвергнется масштабному и глубокому техногенному развитию.
В последние несколько десятков лет такие масштабные проекты не создавались не только в крае, но и в России. То есть опыта у наших проектировщиков могло и не хватить. Может быть, они и справились бы с такой глобальной задачей, но все таки разработку схемы территориального планирования поручили сотрудникам ведущего градостроительного института - РосНИПИ Урбанистики (г. Санкт Петербург). Впрочем, поучаствовать в создании глобального проекта удалось и 20 проектным организациям Красноярска, Новосибирска и Москвы, в числе которых Институт экономики и организации производства Сибирского отделения РАН, Сибирский федеральный университет, Красноярский научно исследовательский институт геологии и минерального сырья и другие.
В итоге получился цельный документ, едва умещающийся на нескольких сотнях страниц, в котором предусмотрено все вплоть до мелочей. Действительно, схема территориального развития включила в себя не только функциональное распределение всех участков и планировочные решения по размещению промышленных объектов, жилых, транспортных и рекреационных зон, но расчет перспективной численности населения. Причем самое главное условие для разработчиков было предусмотреть все на стадии проекта - после утверждения схемы внести какие либо изменения в нее будет очень сложно. "На наш взгляд, проектировщики со своей работой справились, - считает главный архитектор края Константин Шумов. - Практически все заинтересованные министерства края согласовали проект. Таким образом, предусмотрены все экономические составляющие, и сейчас наш край готов к реализации такого масштабного проекта".
Скоро начнется реализация одной из важнейших задач правительства края на ближайшие годы - интеграция Нижнего Приангарья в экономическое пространство края. "Проект разработан в соответствии с положениями программы социально экономического развития Красноярского края до 2017 года, - отметила главный инженер РосНИПИ Урбанистики Джамиля Шалахина. - Эта территория имеет точечный, очаговый характер освоения и расселения - земли лесного фонда занимают 96,5% территорий. В Нижнем Приангарье довольно сложные инженерно строительные и природно климатические условия. Но развитие промышленного района необходимо, чтобы максимально использовать четыре базовых природных ресурса территории: минерально сырьевого комплекса, лесных ресурсов, гидроэнергетического потенциала и водных ресурсов, и земельных ресурсов".
Пути развития
Благодаря обширному инфраструктурному развитию, Нижнее Приангарье получит множество новых промышленных объектов (сеть трубопроводной магистрали нефти и газа, энергетические объекты - ЛЭП 500 и 220) и путей сообщения с "большой землей". Например, восстановят речное судоходство (Енисей - Североморской путь) и будет построена Северо Сибирская железнодорожная магистраль (начало строительства в 2016-2020 годах, протяженность 2002 км), соединяющая Лесосибирско Енисейский промышленный узел с Нижним Приангарьем. Причем охваченные путями окажутся и близлежащие субъекты - Ханты Мансийский автономный округ, Томская и Иркутская области. Благодаря железной дороге получит развитие правобережье Приангарья, где как раз и находятся залежи полезных ископаемых. Это принципиально изменит экономику района в целом и благосостояние местного населения в частности.
Кроме того, у коренных жителей, месяцами оторванных от крупных населенных пунктов, появится возможность не откладывать поездки, например, в больницу, до установления зимника. Все потому, что строительство дорог и мостов через Ангару станет первостепенной задачей стратегии освоения района. Очень своевременное решение, ведь с нынешних 218 тысяч человек, проживающих на территории Нижнего Приангарья, численность населения, по расчетам проектировщиков, до 2017 года увеличится до 248 тысяч.
Кроме того, для реализации заявленного проекта до 2017 года понадобится более 25 тысяч специалистов на постоянную работу и столько же вахтовиков. "Учитывая демографическую ситуацию, в ближайшее время потребуются трудовые мигранты, - отметила Джамиля Шалахина. - Однако в проекте предусмотрено совсем незначительное строительство новых населенных пунктов, придется использовать уже существующие. Это вполне соответствует современным подходам территориального управления". То есть строительство в "чистом поле" будет только вахтовых поселков, основное же расселение планируется в Лесосибирске и Енисейске, Богучанах и Таежном, Кодинске, а также Байките и Ванаваре в Эвенкии.
К вопросу о безопасности
Как только воплотится в жизнь проект развития Нижнего Приангарья, глобальное развитие получит весь Красноярский край. "Здесь сформируются многофункциональные центры федерального и регионального значения, важнейшие объекты энергетической, транспортной инфраструктуры, лесоперерабатывающего комплекса, современные предприятия по добыче и переработке природных месторождений, которые должны обеспечить диверсификацию экономики региона, - отметил председатель правительства края Эдхам Акбулатов. - Причем необходимо, чтобы развитие промышленности не повлияло на экологическое состояние Нижнего Приангарья".
Действительно, если представить весь комплекс предприятий и сооружений, планируемых к возведению в зоне Нижнего Приангарья, то можно без преувеличения говорить не только о "диверсификации" экономики, но и об опасности экологической катастрофы целого региона. Региона, который пока еще остается одним из немногих экологически благоприятных в Красноярском крае. Комплексное развитие промышленности Нижнего Приангарья явно требует столь же комплексного подхода и к оценке воздействия на окружающую среду и социальную сферу жизни. "Хотелось бы понять, как будет выглядеть Нижнее Приангарье после реализации предложенного проекта? - поднял этот вопрос депутат Заксобрания Алексей Клешко. - Это будет выжженная земля, где людям жить практически невозможно, или проект предусматривает возможность сохранения уникальной природы?"
Как оказалось, в ФГУП "РосНИПИ Урбанистики" вопрос об общем состоянии экологии Нижнего Приангарья не рассматривали. "В настоящее время нет института экологической экспертизы индустриального планирования, поэтому комплексно проблема не рассматривается, - отметила Джамиля Шалахина. - Идет согласование по каждому отдельному объекту с учетом накапливающегося вреда для природной сферы". Вот только председателя Правительства Красноярского края Эдхама Акбулатова и министра природных ресурсов и лесного комплекса Андрея Гнездилова такая постановка решения вопроса природосбережения не устроила - в ближайшее время в правительстве будут ждать отчет об экологическом положении Нижнего Приангарья.
Одобрено!
В целом все чиновники представленный проект одобрили. Но только это еще начало пути. Многое сейчас зависит от согласования схемы развития с главами районов, входящих в промышленную зону либо граничащих с ней. После схема отправится на согласование субъектов РФ, примыкающих к Приангарью, - в Иркутскую и Томскую области и Ханты Мансийский АО. По планам, согласование должно завершиться уже к 1 февраля следующего года, и после ознакомления со схемой местного населения проект будет окончательно утвержден.
Татьяна Лапрад