Меню Поиск Разместить Избранное Кабинет

Исправленному верить | Закон о саморегулировании в строительстве

997
18 сентября 2008 г.
Оформление недвижимости

Закон о саморегулируемых организациях, каким бы "сырым", "недоработанным", "не оправдавшим ожиданий", по определению участников рынка, он ни был, принят и вступил в действие. С октября 2008 года начинается переходный период от лицензирования к саморегулированию, который должен завершиться 1 января 2010 года. Но до того, как отрасль начнет работать в новых условиях, у строителей еще есть время, чтобы внести в нормативный документ необходимые поправки.

Закон не доработан, но это закон

Проблемам перехода к саморегулированию в строительстве на III съезде строителей Сибири был посвящен "круглый стол", в котором приняли участие специалисты строительных, проектных, изыскательских организаций из различных регионов СФО и представители страховых компаний. Позицию профессионального сообщества обозначил президент Союза строителей Сибири Михаил Фокин: "Мы рассчитывали, что закон поможет в создании новой системы отношений между строителями и потребителями, а также участниками отрасли в целом, - сказал он. - но законодательный акт, введенный в действие этим летом, не только не принес ожидаемых изменений, но и осложнил ситуацию, поэтому сейчас строителям необходимо совместными усилиями выработать единую позицию по многим требующим решения вопросам".

Не оправдавший ожидания строителей закон вступил в силу, но, по общему мнению собравшихся на съезде, в том виде, в каком существует сегодня, не может стать основой для деятельности саморегулируемых организаций- большинство его положений нуждается в доработке. Представителям сообщества предстоит сформировать предложения об изменениях в нормативном акте. Один из вопросов, решения которого ждут строители, - создание помимо отдельных саморегулируемых организаций комплексной СРО, которая объединила бы компании, занимающиеся строительством, проектированием и инженерными изысканиями. "Исходя из специфики деятельности в Сибири, учитывая, что отдельные территории располагаются очень далеко друг от друга, что усложняет контроль за себестоимостью, мы просили, чтобы СРО были комплексными, чтобы проектные и общестроительные были объединены в одной СРО", - отметил Михаил Фокин.

По словам Михаила Фокина, в настоящий момент отрасль находится на начальном этапе перехода к саморегулированию. "Некоммерческие партнерства образованы в трех территориях - Томской области, Алтайском и Красноярском крае, оставшиеся регионы готовятся к их учреждению. До конца года всем им предстоит подготовить все необходимые документы для создания саморегулируемых организаций, - отметил главный строитель Сибири. - Территории, которые не смогут набрать необходимое количество участников для формирования СРО, объединятся в межрегиональную организацию на уровне Сибири. Сейчас практически все регионы приступили к формированию СРО проектировщиков. Поскольку ни в одной из территорий не набирается достаточного количества изыскателей для создания СРО, решено сформировать единую СРО изыскателей с центром в Новосибирске".

Неподъемный миллион

Еще одна проблема, затронутая участниками "круглого стола", - вступление в СРО малого и среднего бизнеса. Миллион рублей, который в качестве отчислений в компенсационный фонд из чистой прибыли должна внести каждая компания, для малого бизнеса - неподъемная сумма. Как отметили присутствующие, с одной стороны, закон не допускает к строительным работам недобросовестные компании и фирмы однодневки, ведь количество лицензированных организаций в каждом из регионов Сибири существенно отличается от фактически осуществляющих строительно-монтажную деятельность. В Красноярском крае выдано 3825 лицензий, при этом фактически работают 1200 строительных организаций, в Новосибирской области при выданных 4872 лицензиях строительством занимаются 1800 компаний. Эффективно регулировать количество организаций, обладающих лицензиями, невозможно. В саморегулировании же как раз видят тот механизм, который должен очистить рынок от скопившегося балласта. По озвученным на "круглом столе" прогнозам, уже к июню 2009 года с рынка уйдет около 25% компаний, имеющих строительные лицензии.

С другой стороны, установленный размер отчислений в компенсационный фонд закрывает доступ на рынок добросовестным, но небольшим субподрядным строительным организациям. В каждом регионе существуют строительные фирмы, хорошо зарекомендовавшие себя, но не способные внести в компенсационный фонд миллион рублей из собственной прибыли. Особенно это касается компаний, работающих в сельских территориях, где строительство носит сезонный характер. "Организация, работающая на селе, никогда не найдет нужного объема средств для вступления в СРО. Саморегулирование в строительстве у нас свелось к лицензированию, к допуску на рынок, причем в не очень цивилизованной форме", - прозвучало замечание из зала.

По словам президента Союза строителей России Виктора Забелина, поскольку СРО несет материальную ответственность за каждого из своих членов, она определяет условия членства в организации. Это может быть наличие квалифицированного персонала, материально-технической базы, средств для проведения того или иного вида работ, также ей предстоит решать, каким быть размеру членского взноса. "Если небольшая строительная компания способна выполнять работы, но ей не под силу членские взносы, на собрании можно решить принять ее и установить более щадящий взнос. Если размер компенсационного фонда устанавливается законом, то членские взносы определяет сама СРО. Взносы в компенсационный фонд делаются только раз, если здания, построенные организацией, не будут разрушаться, то он сохранится".

Вывод, который сделали участники обсуждения, - пока правительством не определен перечень видов работ, влияющих на безопасность строительства, допуск к которым обязаны получать члены СРО, примерно 80% предприятий малого бизнеса не сможет работать на рынке.

Каким быть компенсационному фонду?

Не меньше замечаний у делегатов съезда вызвал вопрос о размере и порядке формирования компенсационного фонда. Закон предусматривает отчисления в компенсационный фонд каждого члена СРО в размере миллиона рублей или 300 тыс. рублей при условии страхования им строительных рисков.

Высказывалось предложение снизить его до размера 100 тысяч рублей. "Мы отстаиваем меньшие отчисления в компенсационный фонд, - заявил Виктор Забелин, - предлагаем оставить его в размере 100 тысяч рублей. Сегодня страховые компании не спешат осваивать новый вид страхования, пока у них нет информации о размерах рисков. Со своей стороны, мы не хотим этой страховки, потому что прекрасно понимаем - это дополнительные расходы, которые не могут не привести к увеличению себестоимости строительных работ. Таким образом мы еще увеличим и без того высокую цену квадратного метра".

Присутствовавшие на съезде также указали на необходимость доработки закона о целевом капитале, о порядке его формирования и расходования. Для того чтобы освободить этот капитал от налога на добавленную стоимость и от налога на прибыль, изменения должны быть внесены и в налоговое законодательство.

Не обошли стороной при обсуждении и вопрос организации контроля над деятельностью саморегулируемых организаций. "Мы очень настороженно отнеслись к тому положению в законе, по которому надзорные органы получат право проведения плановых и неплановых проверок, - рассказал Виктор Забелин. - Мы настаиваем на том, что проверка СРО надзорными органами должна проходить один раз в два года".

Необходимо объединяться

В своем докладе на съезде министр строительства и архитектуры Красноярского края, почетный президент Союза строителей Сибири Николай Глушков отметил, что закон о СРО принят и вступил в действие, поэтому сегодня профессиональному сообществу необходимо сосредоточиться на выработке требований к саморегулируемым организациям. По его словам, "переход строительной отрасли к саморегулированию - лишь формализация процессов, тех, которые происходят в строительстве. Пример тому - роль региональных союзов строителей, которые, по сути, явились предшественниками саморегулируемых организаций. Не случайно закон регламентирует не только создание саморегулируемых организаций, но и преобразование в СРО союзов строителей. Что дадут населению саморегулируемые организации? Потребители смогут получать открытую, оперативную, достоверную информацию о застройщиках и подрядчиках, членах саморегулируемых организаций; дополнительные гарантии обеспечения материальных обязательств в случае возникновения ущерба; учитывая возможность рассмотрения споров с участием дольщиков в третейском суде - оперативное рассмотрение подобного рода споров".

По мнению Николая Глушкова, последствия от введения нового законодательного акта для отрасли будут значительными. "Саморегулирование не может не привести к переделу строительного рынка, - сказал министр. - Процессы, которые сегодня запускаются в связи с переходом на саморегулирование, сродни важнейшему событию из истории новой России. Его результаты будут сравнимы только с последствиями приватизации 1992-1995 годов. Приватизация означала передачу имущества, в том числе государственного, в частную собственность. Это был первый и самый важный этап перехода к рыночной экономике. Сегодня мы ожидаем второй этап интеграции - передачу функций контроля и регулирования от государства непосредственно строительному бизнесу".

В ходе обсуждения участники съезда не раз сетовали на отсутствие в зале разработчиков закона (приглашенных, но не приехавших в Белокуриху), которым можно было бы адресовать накопившиеся вопросы. Итогом работы "круглого стола" стало принятие проекта обращения к государственной думе и президенту РФ Дмитрию Медведеву, в котором перечислены замечания и поправки съезда к закону о регулировании в строительстве. Кроме того, участниками форума высказано предложение о создании министерства строительства при правительстве РФ, которое смогло бы выполнять функции контроля за работой СРО и выработки единой технической политики.

Татьяна Крупко

Источник: Журнал "Сибирское строительство"