Гражданин архитектор | Союз архитекторов
В этом году со Всемирным днем архитектуры совпало сразу несколько круглых и "полукруглых" дат, среди которых 70 летие Красноярской организации Союза архитекторов и 35 летие архитектурного образования в крае (КИСИ, КрасГАСА, теперь СФУ). К тройному празднику профессиональное сообщество приурочило целый ряд мероприятий: мастер классы, "круглые столы" в стенах университета, подытоживающая пресс конференция.
Заявленная тема "гражданское общество и архитектор" стала центральной в дискуссии - ведь именно через механизмы гражданского общества архитектор может донести своё профессиональное мнение и активно влиять на развитие городской среды.
Широкие круги вопросов
Построение даже такой абстракции, как гражданское общество, мимо архитектора пройти не может, потому что в таком обществе архитектор - прежде всего гражданин, руководствующийся не только собственным интересом, но и учитывающий мнения других граждан. Правда, демократия в архитектуре и градостроительстве пока зарекомендовала себя не лучшим образом - достаточно взглянуть на городскую пестрядь последних десятилетий. Что хочу, то и наворачиваю - это, конечно, и не демократия вовсе. С другой стороны, профессиональные вопросы широким голосованием не решаются. На то и существуют экспертные советы, куда входят специалисты, которые имеют право давать заключения для последующего принятия решений. При этом решения принимает власть, которую избирают граждане, или правители, назначаемые народными избранниками. Круг замкнулся, и главное, чтобы он не оказался порочным кругом - уроборосом -эзотерическим символом, изображающим змею, глотающую свой хвост. Можно же и подавиться, захлебнувшись от собственного тщеславия в городе, захлёбывающемся от тесноты и транспортных проблем. Значит, соизмерять творчество с общими, общественными интересами просто жизненно необходимо.
Овеществлённое олицетворение власти
Определение "архитектура - это власть" хрестоматийно и закодировано в самом названии профессии: "архитектор" с греческого переводится как "главный строитель". Это согласно определению, но на деле всё обстоит далеко не так. Если благодаря назначенному Наполеоном III просвещённому префекту барону Османну Париж приобрёл чёткую градостроительную структуру, а Санкт Петербург (он же Ленинград) во времена правления монаршего дома Романовых и однофамильца большевика сохранил чёткий силуэт и архитектурную дисциплину, то другим городам повезло меньше.
Александр и Сергей Добролюбовы, архитектурная мастерская «Ардис»
В Красноярске, равно как и в других городах страны, во времена плановой социалистической экономики всё строилось скучным и серым, но зато в строгом соответствии с генеральным планом развития города. До девяноста процентов зданий строилось по типовым проектам, разработанным в недрах огромных, но немногочисленных проектных институтов. И даже тогда автор проекта имел решающее право последней подписи при сдаче объекта и авторского надзора вообще. Сегодня ситуация прямо противоположная: почти всё строится по индивидуальным проектам, разработанным множеством средних и небольших архитектурных мастерских. Все это архитектурное разнообразие за редким исключением не скоординировано генпланом, превратившимся в формальность. В результате мы имеем то, что видим повсюду, - разнобой и чересполосицу. При этом, посетовал руководитель красноярской организации СА Владимир Ульянов, новое законодательство в сфере строительства и градостроительства вообще не содержит в своих строках слов "архитектор" и "проектировщик". Их просто "растворили" в бумажном потоке, лишив юридических прав влиять на конечный результат. При этом все шишки общественного мнения по прежнему достаются им: архитектор имярек сделал не то, не там и не так. Хотя проектировщику даёт конкретное задание заказчик, имеющий все согласования и разрешения от власти. Сегодня именно строительный бизнес определяет архитектурное лицо города, а архитектура (снова согласно определению) олицетворяет овеществлённую власть - власть денег. Может, архитектурное лицо - а может, гримасу ужаса?
Капля архитекторов в гражданском море
Всемирный день архитектуры и среды обитания - праздник весьма специфический, в чём то даже надуманный. Он даже приурочен к первому понедельнику октября, а по понедельникам какой праздник?! Тем не менее он из числа профессиональных, хотя архитектурное сообщество весьма малочисленно в сравнении с теми же коллегами строителями. К тому же архитектура - это кропотливый да еще и творческий труд, который заслуживает торжества хотя бы раз в год.
Мастер классы и лекции известных красноярских архитекторов прошли с аншлагом. Оно и понятно: и разговор предметный, и заинтересованных студентов в университетском корпусе масса. Мастер классы снискали массу восторженных отзывов, а торжественное стояние под "хрустальной пирамидой" выглядело конструктивным и плодотворным. Поздравить архитекторов пришли высокопоставленные чины из профильных ведомств краевой администрации и некоторые представители стройиндустрии. Министр строительства Николай Глушков то ли в шутку, то ли на полном серьёзе пожелал архитекторам побед в борьбе со строителями. Вообще то бороться следовало бы не друг против друга, гильдии архитекторов супротив союза строителей, а сообща - с бездорожьем и прочим разгильдяйством.
Евгений Зыков, архитектурная мастерская «Тектоника»
Более кулуарным получился "круглый стол", проведённый в послепраздничный вторник в Доме архитектора. Его вёл Константин Шумов, приведший в самом начале цитату из старинной книги, свидетельствующую о том, что встарь зодчего уважали и называли не иначе, как "господином архитектором". Конечно, в гражданском обществе всё смешалось, и сегодня архитектор - и гражданин, и товарищ, и господин (в непрямом, правда, смысле). Разговор касался как профессиональных, так и общегражданских вопросов о роли архитектора в современном обществе.
Не стоило ожидать столпотворения и на объявленной архитекторами пресс конференции, созванной в среду в университете. Пришли те, кому интересно и у кого ещё теплится иллюзия на гражданственность населения. Ведь надежда на развиваемое гражданское общество, как на единственный механизм в диалоге профессионалов, бизнеса и власти, пока жива. Можно заметить, что, несмотря на малость числа пришедших, разговор получился полезным - хотя бы с мировоззренческой точки и расстановки оценок в собственной голове. Ведь капля камень точит?
Путь спасения гармонии
Архитектура - не что иное, как фасад общества и экономики этого общества, зеркало времени, на которое нечего пенять? Чем гармоничнее взаимоотношения внутри общества, тем симфоничнее звучит архитектурная партитура. И кому, как не виртуозу "застывшей музыки" - архитектору - подсказывать власти в роли дирижёра правильную мелодию и звучание в унисон.
Власть в российском обществе, согласно Конституции, избирается демократически, а потому, если она не прислушивается к экспертному мнению, существует механизм обратной связи. Механизм сложный и не всегда эффективный, поскольку общественным мнением легко манипулировать, а весь накал гражданского недовольства уходит в пар и гудок. Так выглядят общественные слушания по значимым объектам последнего времени. К сожалению, они проводятся не до, а после принятия решений и на стадии рытья котлована, к тому же носят не обязательный, а рекомендательный характер.
Аркадий Супоницкий, архитектор
Нет пока полного понимания и согласия внутри самого архитектурного сообщества. Вот что, например, заметил по поводу проведённых в СФУ мастер классов архитектор Евгений Зыков: "Студенты не дети, сами должны понять, что к чему. Раньше, во времена нашего обучения было всё понятней - какая архитектура хорошая, а какая правильная". На мастер классах каждый выступавший показал настолько субъективный взгляд на архитектуру, что можно было заподозрить, что они все сговорились вывалить на студентов кучу заведомо противоречивой информации. Если попытаться найти в происшедшем минус - он в том, что мы спорим между собой перед посторонними. На "круглом столе" Аркадий Супоницкий привёл классный пример - как хирург спорил с анестезиологом, а пациент еще не был под наркозом. "Так и мы, архитекторы, выглядим в глазах народа: очень разные, непримиримые, обиженные друг на друга и на жизнь. Надо понимать нам, какие слова говорить друг другу в закрытой от посторонних комнате, а какие слова говорить публике". Так что иногда информация оказывается избыточной. И не всякий неспециалист способен разглядеть за этими деревьями лес.
Профессионализм внутри архитектурного сообщества, несомненно, высок и в своё время позволил отстоять исторический облик любимого города. На том же "круглом столе" Аркадий Супоницкий сказал, что оказывается, в семидесятые годы на плане центра Красноярска всё было снесено и стояли сплошные высотки. Спасли, однако, всем миром.
Призывы к согласию внутри цеха озвучены и мэтрами. Так, Владимир Шадрин сказал, что "нет грамотного заказчика" и что "в институте средовому подходу не учили, а учили делать шедевр, а это неправильно: надо иногда остаться незаметным, чтобы оставить в роли то, что нужно". Александр Добролюбов напомнил, что важна чёткая собственная позиция. Он, например, на строительстве своих объектов настаивает на своих решениях, и никто не смеет их менять. И привёл пример с главным архитектором Зеленогорска Леонидом Хохлаковым, который отстоял в центре парк вместо очередной коробки "АЛПИ". Ее построили, но поодаль от озера и лесного массива. Примеры такого рода пока единичны, но, сообразовавшись в экспертное сообщество и внедрившись в структуру гражданского общества, можно исключения сделать правилом, обязательным для всех. Когда в товарищах согласье есть, то и гражданское общество развивается, и роль гражданина архитектора в нём возрастает?
Геннадий Рыбаченко