Меню Поиск Разместить Избранное Кабинет

Откровенное Ар—декольте роскоши | Дизайн интерьера

В самом названии стиля ар—деко (или ар деко) отчётливо обозначено тяготение к декоративному искусству. Он вобрал в себя наиболее представительные элементы стилей предшествовавших эпох, а его визитной карточкой служит нескрываемая дороговизна мебели и аксессуаров, обилие ярких цветов и редкостных трофеев. Такой интерьер выражает престиж положения, состоятельность и солидность заказчика. Порождение парижского шика, Ар деко прочно закрепился в среде американских толстосумов и с тех пор не выходит из моды. Сегодня стиль снова на гребне её волны, и интерьеры, исполненные нескрываемой роскоши, очень востребованы. Недёшево, но со вкусом?

Парижское начало с американским продолжением

Как многие другие —измы и ар`ы, стиль ар деко родился в Париже, откуда в первой трети XX века распространился в развитые страны европейской цивилизации, главным образом в североамериканские штаты. В США стиль особенно прижился и пришёлся к месту. Интерьеры в стилистике ар деко знакомы нам по фильмам про чикагскую мафию 30 х годов — например, "В джазе только девушки" (в оригинале "Someone likes too hot". Некоторые действительно любят не только погорячее, но и подороже. Сейчас стиль ар деко переживает свое "второе рождение", хотя никогда и не умирал — роскошь бессмертна. Сегодняшние дизайнеры, архитекторы, декораторы, ювелиры всё чаще обращаются к этому стилю.

Термин ар деко (Art Deco) происходит от сокращённого названия выставки "L`Exposition internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes", то есть "Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств", которая состоялась в 1925 году в Париже. На этой выставке были продемонстрированы последние достижения в области архитектуры, проектирования интерьера, мебели, изделий из металла, стекла, керамики. Так декоративное искусство стало принадлежать народу, причём очень состоятельному.

Переход от Ар Нуво к Ар деко

Знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье спроектировал и построил для выставки павильон "Esprit Noveaux", а самый элегантный представитель флореального течения модерна Рене Лалик создал фонтан из цветного стекла со световыми эффектами и "стеклянный интерьер" павильона Севрской фарфоровой мануфактуры. Для ювелира Рене Лалика эта выставка стала отправной точкой создания известного всему миру "элегантного стиля", в котором использовались сочетания драгоценных материалов с цветными эмалями, глазурями, стеклом. Бренд "Lalique" и сегодня чрезвычайно расточителен, и, несмотря на запредельную дороговизну, вазы и прочие безделицы стоимостью десятки тысяч евро если и не расходятся как горячие пирожки, то продаются весьма успешно.

После парижской выставки 1925 года, давшей название новому стилю, начался стремительный его расцвет, который выступил последней стадией развития искусства эпохи модерна. Как всякий другой стиль, ар деко рождался не на пустом месте — он взял у модерна цвета, усилил их насыщенность, смешал с геометрией конструктивизма, добавил к ним свою страсть к экзотическим материалам и архаичным культурам. Так была составлена новая формула роскоши, не теряющая актуальности и поныне. "Стиль звёзд" особенно прижился в Америке, и в первую очередь в Голливуде. Новое представление о роскоши объединило очень дорогостоящие материалы экзотического происхождения: слоновая кость, эбен и древесину кокосовой пальмы, перламутр, бамбук, кожу и шкуры заморских зверей, рептилий и морских рыб — крокодила, змей и ящериц; акулы, ската и угря. В интерьерах усиленно засиял металл и заблестело стекло.

Стиль ар деко Стиль ар деко

Деко Архитекторы и Ар—декораторы

Стиль ар деко вобрал в себя излюбленные темы и мотивы предшественника — Ар Нуво: извилистые линии, изящные силуэты морской волны, раковины, драконов и павлинов, а также лебединые шеи, изображение фантастических существ, стрекоз и бабочек. Вместе с тем плавность линий модерна подчёркнуто и контрастно оттенена использованием геометрических форм: прямых углов и линий, окружностей и широких плоскостей "чистого" цвета. Именно такое необычное сочетание характерно для интерьеров Деламара, архитектурно дизайнерских разработок Малле Стивенса, ювелирных изделий фирмы "Cartier". Сегодня термином ар деко принято обозначать художественный стиль оформления интерьера, изделий декоративного и прикладного искусства, ювелирных украшений, моделирования одежды, а также дизайна промышленной продукции и прикладной графики.

Это единственный из всех стилей, у которого нет чётких стилевых рамок, его создатели черпали свое вдохновение из самых разных источников. Столь же безгранично введение роскошных материалов, исключительных фактур и текстур. Художники декораторы обратили взоры на роскошество стилей прежних эпох и взяли на вооружение их приёмы и антураж. Поль Ириб и Жак Эмиль Рульманн по новому увидели стиль Людовика XVI, Жюль Леле "приспосабливал" под европейские вкусы искусство Востока, а для Андре Гру моделью служила мебель эпохи Реставрации. Один из основоположников стиля, знаменитый Ле Корбюзье написал об ар деко: "Его создатели строят шикарный дворец, чтобы показать, как цветочный бутон, украшавший некогда ручку зонтика, красуется теперь на спинке кресла". Сам мэтр при этом оказался будто бы ни при чём?

Ретро—коктейль

Ар деко раскинул стилистические объятья в широком диапазоне выразительных средств, ассимилировав все возможные формы ретро. Этот багаж старьёвщика послужил толчком для индивидуальных решений. В ар декоративном арсенале можно встретить элементы ампира, этнические африканские и египетские мотивы, соединение живописных находок постимпрессионистов, экспрессионистов, сюрреалистов с формами дальневосточного искусства. Стиль ориентирован на индивидуальное, отрицающее всё поточное, что сейчас называется неудачным словечком "эксклюзив", и нацелен соединить несоединимое. Вновь вошли в моду витражи и мозаика. В едином интерьере могут сочетаться компоненты разных стилей: мебели, тканей, ковки и бронзового литья, фарфора, стекла, керамики. Важно соединить их и создать "стильный" интерьер, который отличался бы индивидуальностью и вместе с тем респектабельностью.

Фрустрированная индивидуальность

Именно стремление к выражению индивидуальности, как художника, так и заказчика, выступило локомотивом продвижения ар деко. Стиль возник и развивался в трудные годы "потерянного поколения" между двумя мировыми войнами, времени духовной растерянности, пустоты первых послевоенных лет, предчувствия ужасов грядущей мировой войны, разочарования в современной цивилизации и утраты эстетических идеалов. Эта фрустрированная Европа между войн описана в романах Ремарка и Хемингуэя, живописана на полотнах Макса Эрнста и Сальвадора Дали, озвучена музыкой Онеггера и негритянским блюзом. Альтернативой этим настроениям и стал появившийся стиль ар деко, который был призван создавать иллюзию благополучия и "роскошной жизни". Это был последний "шикарный стиль" европейских столиц, сознательно ориентированный на благополучное прошлое.

От Дали до Далиды

Даже после мировых войн, после восстановления экономик и общественного оптимизма стиль ар деко не утратил популярности. Такова психология человека: всякий хочет быть здоровым и богатым, а не бедным и больным, а во многих культурах демонстрировать благополучие (в меру, конечно) не считается зазорным. Даже художники бунтари вроде "безумного гения" Дали по прошествии времени обратились к католическим и буржуазным ценностям. Во всяком случае, интерьеры собственного дома художника в Кадакесе являют собой яркий образец стиля ар деко, обильно сдобренного сюрреалистическими объектами и полотнами мэтра.

Даже эстетика диско 80 х оказалась не чужда эстетической направленности ар деко. Роскошные блондинки, диско дивы вроде Далиды и Аманды Лир (кстати, близкой подруги, натурщицы и ученицы Дали) — телесное воплощение и олицетворение эстетических чаяний и устремлений ар деко. Да и нынешние эстрадные звёзды тяготеют к показной роскоши — их "спецодежда" сверкает золотом и бриллиантами, переливается шелками и стразами. Как у Игоря Иртеньева: "Я Аллу люблю Пугачёву, когда словно тополь стройна, в неброском наряде парчовом на сцену выходит она?"

Материализация шика

Сварное каркасное железо, хромированное и никелированное, засверкало в решётках, дверях лифтов, перилах, каминных причиндалах, уличных фонарях и мебели, вошедших в тридцатых годах в ар декорированный быт Европы и Америки.
В отличие от растительных тем модерна в стилистике ар деко стали доминировать геометрические формы и орнаменты, прямые линии, абстрактные композиции, узоры с ориентальными мотивами. Очень характерно изображение обнажённых женских фигур с развитой мускулатурой и в экспрессивных "изломанных" позах. В чистом виде ар деко сохранился только в Америке, в интерьерах и архитектуре — одним из наиболее ярких примеров можно назвать нью йоркский небоскрёб "Chrysler" с геометрическим шишковатым завершением Последний десяток лет ар деко пребывает на гребне модной волны вообще по всему миру. Он — само воплощение моды, глянца и гламура, выражение эстетического ряда состоятельного сословия.

Стиль ар деко Стиль ар деко

Стремление к эксклюзивности и экзотичности наиболее ярко выражается в выборе материалов: ценных и редких пород дерева (дуб, орех, палисандр, эбен, махагон), инкрустированного перламутром, янтарём, костью, кораллом и другими поделочными камнями, с вкраплениями стразов и бриллиантов; декоративного мрамора, дорогой кожи, горного хрусталя в светильниках и витражах. Для этого направления характерно сочетание высокотехнологичных материалов и всевозможных фактур — атласа, плюша, кружева, стёганых поверхностей с использованием примитивных африканских мотивов, архаики египетского и микено минойского искусства. Богатые орнаменты сочетаются с геометрической строгостью пропорций и обширными плоскостями чистого цвета.

В отделке поверхностей применяются наиболее качественные материалы. Полы выполняются паркетом ценных пород древесины, полированным камнем, высококачественным керамическим композитом. Поверхности стен отделываются высококачественными составами штукатурки, деревянными панелями в тон мебели, оклеиваются дорогими обоями или забираются текстилем.

Драпировки играют большую роль в придании интерьеру присущей ар деко нарочитой декоративности. Ткани несут характерный для стиля геометрический орнамент, часто с ориентальными или античными мотивами.
В том же декоративном ключе подбирается освещение: роскошные люстры и жирандоли с подвесками из горного хрусталя или какими нибудь "кристаллами Сваровски", торшеры и настенные бра со стеклянными или текстильными плафонами и абажурами. Сочетание блестящего полированного металла, сверкающих подвесок и мягкой матовой фактуры текстиля играет на контрасте и гармонично дополняет общую атмосферу luxury.

Русский советский и новорусский шик

Стремление к благосостоянию не было чуждым и элите советского общества, в том числе и для партийной номенклатуры. В России ар деко проявился в работах скульпторов Данько, Ефимова и Веры Мухиной. "Советский ар деко" материализовался в произведения из фарфора, металла, стекла с необычной для того времени обобщенностью и геометризацией формы. Вполне в духе ар деко развивалась роспись текстиля, выразившаяся в пышной декоративность набивных ситцевых тканей. В конце XX века ар деко вновь привлёк внимание дизайнеров и модельеров авангардистским подходом к роскоши. Оказались востребованы приёмы стиля: простота линий, качество материалов, идеальные пропорции, смелые контрасты и яркие цвета.

В стилевом ключе ар деко сегодня создаются интерьеры дорогих отелей и ресторанов, бутиков, элитных квартир, вновь вошли в моду "ателье художника", "павильон коллекционера" и просторные студии лофты. Вернулись и представительные американские интерьеры 30 х годов, давно ставшие символом респектабельности и успеха. Это рациональный, тяготеющий к графичности так называемый стиль "чикагского кабинета": мебель и панели красного дерева с черными лаковыми вставками, солидная кожаная мебель, художественная роспись с изображением урбанизированных пейзажей Нью Йорка далёких тридцатых и нынешние. Ар деко возрождается не только в оформлении интерьеров, но и в дизайне ювелирных украшений, одежды, рекламной графике. Роскошь вечна и вездесуща, а потому эту песню не задушишь, не убьёшь. Оду радости во славу роскоши.

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский Дом»