Экологичный хай—тек | Архитектор Норман Фостер
Архитектура и градостроительство придуманы не только для того, чтобы творить обитаемую среду для населения, но и как средство эстетического удивления оного. Издавна зодчие принялись украшать здания колоннами, пилястрами и лепниной, но рациональная эпоха порождает рациональную архитектуру.
Современная архитектура должна выглядеть сочетанием трёх ЭК: быть эксклюзивной, экономичной и экологичной. Примерно такой, как её представляет и предлагает британский мэтр Норман Фостер, понастройвший своих экологичных див не только в родном Лондоне, но и по всему миру.
Сэр бесшабашный башнестроитель
Нормана Фостера не назовёшь безбашенным — на его счету не только стадион "Уэмбли", крупнейший аэропорт мира в Пекине и реконструированный берлинский рейхстаг, но и множество башен, выдающихся буквально — в небо. Его фирма "Foster&Рагtners" — одна из крупнейших архитектурных компаний мира, имеющая реализованные объекты в 48 странах мира. На данный момент её штат составляет 600 человек, а в процессе работы находится свыше ста проектов. Средний возраст сотрудников — чуть за тридцать, вся эта талантливая молодёжь собрана из всех уголков мира, и в офисах компании звучит речь на самых разнообразных языках. Фостер будто прокручивает миф о Вавилонской башне назад — и здания до небес проектирует, и разноязыкие зодчие находят взаимопонимание? Своё творчество маэстро определяет как "экологичный хай тек", где главная цель — не просто дизайн ради искусства, а экономичная и современная организация городской среды, урбанизация ради удобства горожан. Присмотримся пристальнее к грандиозным башням сэра архитектора, тем паче, что одно из следующих творений будет скрести московское небо уже в 2011 году.
Одним из первых впечатляющих небоскрёбов Фостера считается 43 этажное здание Шанхайского банка, возведённое в Гонконге в 1985 году. И ныне 179 метровая башня украшает урбанистический пейзаж Сянгана, воссоединённого с материковым Китаем и переименованного Гонконга.
В середине 90 х по проекту сэра Фостера построено 259 метровое здание "Коммерцбанка" во Франкфурте на Майне. Пока это самая высокая в Европе башня из стекла и бетона с роскошными зимними садами внутри. Стеклянный фасад пропускает до 85% солнечного света — его хватает не только для требовательных растительных экзотов, но и для яркого естественного освещения самых углубленных офисов здания.
Норман Фостер архитектор, лауреат Императорской и Прицкеровской премии.
Талант английского архитектора породил уникальную многогранную башню "Hearst Headquaters" в Нью Йорке — офисное здание с внутренними садами и водопадами, возведенное над зданием 1920 х годов, памятником в стиле ар деко. Так, по принципу матрёшки, современность покрыла и укрыла архитектурное наследие классика внутри хай тека.
Сэр экологический урбанист
Экологическая урбанистика — изобретение не сегодняшнего дня, но по прежнему нова для слуха большинства горожан. Примером успешного её применения может служить британская столица — век назад Лондон задыхался от смога, но с заменой угольного отопления стал чист и прозрачен. Адептом и последовательным разработчиком экологического подхода к градостроительству в целом и архитектуре в частности выступает лорд Фостер, стараниями проектного бюро которого видоизменяется облик многих столиц и и мегаполисов мира. Британец Фостер в первых рядах созидателей новой экологической среды внутри городов.
Во главу угла сэр архитектор ставит энергосбережение — использование альтернативных источников тепла, света и электроэнергии. Его здания оборудованы хитроумными системами кондиционирования за счёт использования автоматической саморегуляции температурно влажностного режима. Створки фасадов, управляемые реагирующими на его изменения датчиками, открываются, а воздушные потоки, циркулирующие через обсаженные зеленью уголки интерьера, расположенные в разных уровнях, создают естественную конвекцию. Такой приём позволяет экономить до 20% электроэнергии, потребляемой зданием, примером служит зеркальный "корнишон" страховой компании "Swiss RE" в самом центре Лондона. Другим примером экологического подхода англичанина стоит упомянуть реконструкцию здания немецкого парламента в Берлине. Те же предлагаемые фостеровским бюро башни совмещают в себе офисы, апартаменты и торгово развлекательную инфраструктуру, то есть "три в одном" — работу, проживание и досуг. При этом не надо куда то тащиться через напряжённый столичный трафик, сжигая бензин и дыша продуктами его горения. Внутри небоскрёбов — работа и отдых, стол и кров, сады и детские сады. Это замкнутый микромир на высотном макроуровне, обустройство которого подсмотрено в природе — термитниках и муравейниках. Практично и логично, бионично и технично, экономично и экологично.
Стеклянный "корнишон"
В 2004 году в Лондоне завершилось строительство здания с уникальным дизайном сэра Нормана Фостера. Это здание страховой компании "Swiss RE" является первым небоскребом Лондона с естественной системой кондиционирования и вентилирования. Стеклянные фасады этого чуда бионики открываются подобно сосновой шишке, реагируя на изменение температуры и влажности. Кроме того, оно стало главной достопримечательностью финансового центра британской столицы, ярко демонстрируя идею прогрессивного экологического дизайна и технологий.
Его современная конструкция гармонирует с естественным окружением, нарушая при этом традиционное представление об офисных зданиях, а открывающиеся не только с лучшей в Лондоне смотровой площадки, но и с рабочего места каждого сотрудника виды впечатляют. Радикальный дизайн здания от "Foster&Partners" дал Лондону новый символ, которым он вправе гордиться, и хорошую практику в сфере нового экологического строительства. В народе башню прозвали "огурцом" за гранёные формы и зелёную тонировку зеркальных фасадов. Большинство считает, что этот сорокаэтажный мегакорнишон не портит исторического пейзажа, даже соседствуя с Тауэром и собором Святого Павла. До этого британскую столицу украсило здание "City Hall", тоже с ажуром стеклянно металлических фасадов и башенными формами — его же, Фостера авторства.
На что это похоже?
Новое здание лондонской мэрии весьма необычно и напоминает кому что. Одни усматривают сходство с осиным гнездом, другие считают его похожим на огромный арбуз или яйцо, третьим в его очертаниях чудится бомба или голова. Последнее сравнение геометрически перекликается с предназначением здания: в нём располагается ведомство городского головы британской столицы.
Десятиэтажное "яйцо", облицованное зеркальными фасадами, посажено несимметрично и имеет 17 градусный наклон. При этом основание фундамента вдвое уже центральной части здания. Общая площадь внутренних помещений составляет около семнадцати тысяч квадратных метров, а пространство подразумевает свободную планировку его блоков.
Экономичные, эргономичные, а значит и экологичные задачи решаются в полном объёме "стеклянного яйца" с применением энергосберегающих технологий и материалов. Двойное остекление навесных фасадов пропускает свет и отражает ультрафиолет, сохраняя при этом тепло в зимний период и экранируя его от жары летом. Этому же способствует форма здания, ведь шар имеет минимальную поверхность, а потому теплообмен здания с окружающей средой также минимизирован. Кондиционирование осуществляется за счёт естественной конвекции с возвратом тепла воздуха на выходе через систему противотока. Часть кондиционеров с успехом заменило использование грунтовых вод, и конечно же — теплоотражающий потолок. Ожидаемое снижение затрат энергии на климатизацию этого здания составляет 75% по сравнению с общественным зданием таких же размеров "традиционной" конструкции. Инновационные решения по энергосбережению разрабатывались известной консалтинговой компанией "Arup" (эта компания участвовала, например, в создании здания "Commerzbank" во Франкфурте на Майне) — работы того же Фостера.
Морально этическая идея здания из светопрозрачных материалов состоит в том, чтобы сделать политку городских властей открытой и понятной для граждан. В здании располагается зал заседаний, офисы членов лондонского муниципалитета и чиновников агломерации Большого Лондона. Кроме того, в здании размещается выставочный зал с огромным фотопанно на полу, составленным из напечатанных на плитках аэрофотоснимков города, на которых можно увидеть отдельные здания территории лондонской агломерации — более чем 2300 квадратных километров. Спиральная рампа, ведущая на смотровую площадку на крыше здания, опоясывает все десять его этажей и позволяет наблюдать за работой народных избранников и одновременно любоваться городскими ландшафтами. Чиновник в пейзаже — что может быть более открытым и символично демократичным?!
Эстетическая идея экстраординарна и выступает попыткой соединить времена в пространстве Лондона. Зеркальный овод присел на южном берегу Темзы невдалеке от реки между знаменитыми мостами London Bridge и Tower Bridge. Скошенный силуэт с квадратно ячеистым фасадным остеклением чем то напоминает Пизанскую башню, только очень гипертрофированную в стиле хай тек. Чем то он походит на гигантский, слегка подгулявший глобус — кстати, одноименный шекспировский театр расположен по соседству, равно как и многие другие исторические здания. "O tempora! O mores!" — мог бы воскликнуть великий драматург, однако особого драматизма в сочетании старого и нового в лондонском ландшафте никто и не замечает. Разработка проекта здания и его строительство заняли два с половиной года. Здание мэрии начало работу 15 июля 2002 года, а официальная церемония открытия состоялась 23 июля 2002 года. Здание официально открывала королева Великобритании — значит, её величество не усмотрело никакой крамолы в хай текничной архитектуре и одобрила появление экологичного дива поблизости от своего дворца.
Солнечный рейхстаг
Здание немецкого парламента, построенное в стиле неоклассицизма и руинированое в ходе последних боёв Второй мировой, обрело новую крышу, не потеряв при этом поучительных и назидательных отметин времени — часть его стен сохранила следы от авиационных и артиллерийских ранений. Тёмное прошлое здания дополнено светлым солнечным настоящим.
Обновлённый рейхстаг освещается внутри через прозрачный купол посредством системы из трёхсот шестидесяти зеркал, поворачиваемых компьютером вслед за солнцем. Это позволяет организовать освещение законодательных интерьеров в течение рабочего дня естественным образом. Применяемое в тёмное время суток электрическое освещение озаряет окрестности подобно огромному фонарю. Экологичность нового конструкта дополняется и автономной системой отопления здания, с использованием биотоплива на основе использованных растительных масел. Так что эта "волшебная лампа Allemagne" не только светит, но и греет?
Проект реконструкции Фостеровского бюро победил в конкурсе 1992 года, в котором кроме него участвовало 14 немецких архитекторов — Британия снова одержала верх, причём в прямом смысле — стеклянной кровли. Построенный в 1999 году купол стал одним из самых успешных сплавов традиционного и высокотехнологичного стилей в архитектуре, а кроме того — символом современной Германии с миролюбивой и прозрачной политикой.
Ввиду историко эмоциональной значимости здания было решено открыть рейхстаг взорам немецких граждан и гостей Берлина. Посетители рейхстага могут видеть не только панораму немецкой столицы, но и парламентские комнаты, которые отражаются в зеркальном конусе в центре здания. Здание позволило соединить город и правительство. Благодаря своему эффектному и внушительному внешнему виду рейхстаг имеет большой успех у туристов и стал одной из главных достопримечательностей Берлина.
Ребята, не Москва ль под нами!
От отдельных зданий в родном Лондоне лорд архитектор перешёл к строительству целых урбанистических ансамблей в столицах других стран. Грандиозный проект развивается в новой столице нового Казахстана — Астане. В развёрнутых уже планах архитектора — освоение Москвы, в частности, возведение самого высокого в мире здания — 650 метровой башни "Россия". Хотел вообще километровый небоскрёб, да скромность московского мэра осадила полёт фантазии. Принятый проект здания тянет на полтора миллиарда долларов.
Архитектурно градостроительный проект, получивший название "Москва Сити", включает не только башню "Россия", потенциально самое высокое сооружение в мире, но и кучу небоскрёбов почти в "едином пучке". Общая территория "Большого Сити" составит почти тысячу гектаров, общая площадь застройки, включая деловой центр, — 17,55 миллиона, в том числе 8,64 миллионов квадратных метров жилой площади, восемь миллиона квадратных метров площадей под общественные нужды и миллион — коммунально производственной застройки. На территории смогут проживать до 134 тысяч человек. Столичная гигантомания и бешеные деньги, Москвой концентрируемые, постепенно превращают город в чудовище. Но, как высказался Гаррис из джеромовских "Троих в лодке?", Сити и не такое сожрёт! Правда, он имел в виду лондонский Сити?
Башня спроектирована лордом архитектором. Если одноименная гостиница "Россия" считалась самой вместительной в мире, то после её демонтажа славное имя будет носить одна из высочайших в мире башен. Вернее даже, троебашенное здание — оно будет представлять собой три конусообразные башни, объединенные в одну. Тут впору вспомнить, что божий русский народ любит троицу и трёхглавых Горынычей не страшится. По периметру стеклянные корпуса украшены сечением, а на стыках — переплетающимся металлическим узором. Общая площадь строения составит 500 тысяч квадратных метров, из которых 200 тысяч будет находиться под землей. Большую часть 10 подземных этажей займет паркинг. В башне расположатся гостиницы, офисы и апартаменты для постоянного проживания.
Планируется, что строительство завершится к началу 2011 года. Как сказано выше, для строительства башни "Россия" потребуется около полутора миллиардов долларов. Если поделить эту сумму на проектную площадь, то получится около трёх тысяч долларов за квадратный метр —это гораздо меньше нынешних цен на недвижимость в Первопрестольной!
Долго ли будущая башня прослывёт самой высокой — вопрос времени и темпов строительства. Тем же Фостером спроектирована "башня тысячелетия" в Токио — 170 этажей и высотой 840 метров. Её планируют возводить практически одновременно с московской. Рвутся в небо и арабы с достраиваемой башней "Бурж Дубай" — её проектная высота составляла 640 метров, но корректируется перманентно в сторону увеличения — то до 750 метров, а то и того больше. Кто быстрее, выше, стильнее? Вопрос престижа, однако?
Школа высшего фостерства
Кстати, свято место после сноса гостиницы "Россия" тоже пусто не будет — стараниями того же Фостера там вырастет нечто особенное. Лорд вообще предпринял атаку на центр Москвы: его бюро разработан проект реконструкции музейного комплекса зданий на Волхонке. Будет оптимизировано пространство, включающее старинные и современные здания и подземные сооружения, а сама территория музейного городка станет исключительно пешеходной — с аллеями и клумбами. Так что музей имени Пушкина скоро втрое увеличит выставочные площади. Получится, что и Пушкин — наше всё, и Фостер — к нему дополнение. Ай да Фостер, ай да сукин сэр!
Таков современный подход к архитектуре в отдельности и градостроительству в целом. Город выстраивается подобно экологической системе или, по крайней мере, её фрагменту — по примеру огромного термитника, термоизолированного от внешней среды, логически взаимосвязанного внутри, с прочным конструкционным решением и пропорционально гигантскими размерами. Или наоборот — в компактной форме яйца, гриба дождевика или осиного гнезда, позволяющей оптимизировать энергозатраты и создать внутри максимально комфортную среду минимальными средствами. В том числе визуально изобразительными — не так уж и неказистым выглядит всякое эко диво работы сэра Нормана Фостера.
Геннадий Рыбаченко
Фотографии Руслана Латыпова
и Ольги Смирновой