Представление на совете накануне светопреставления | Новые архитектурные проекты
За полтора часа до солнечного затмения завершилось заседание градостроительного совета — его работе не может помешать никакое светопреставление, пусть даже с парадом планет. На обсуждение были вынесены три проекта, предлагаемые для трёх различных районов города — Центрального, Академгородка, Правобережья. Разнились они и в общих чертах, выдаваясь силуэтом, высотностью и цветом
Парное парение в небесах
Современная урбанистика устремилась в небеса, и словно в согласии с законами аэродинамики силуэт высотных зданий бесхитростен, лаконичен и обтекаем — как ракета. Не то из соображений симметрии, не то во избежание одиночества высотки строят дуэтами. Парным выступлением выглядит проект жилого здания с офисным стилобатом, который предлагается построить в районе пересечения улиц Лебедевой и Кирова. Заказчиком выступило ООО "Ситэк Строй", а разработчиком — Алексей Мякота — он и представлял проект на градосовете.
Урбанистика неумолимо неостановима, и в прежде охраняемый исторический ландшафт вторгаются силуэты современных зданий. Так происходит с Караульной горой, "горб" которой начинает порастать гребнем сооружений — от коттеджей до домов средней этажности. Теперь тело самой горы становится фоном для застройки, ведущейся у её подножия. Вопрос предрешённый, и вот на фоне градообразующей горы вырастет ещё пара высоток.
Площадка до недавнего времени была занята ветхими деревянными постройками, выкупленными и расселёнными заказчиком. На сегодня снесено около девяноста процентов строений, при этом исторические памятники типичной деревянной застройки, охраняемые государством (Лебедевой, 61 и 63), остаются неприкосновенными. Участок довольно сложный — вытянутый и поджатый плотным окружением, с перепадом высоты основания и с протекающей по соседству рекой Качей. Предусмотрены два выезда из будущего комплекса, в направлении улиц Кирова и Перенсона, а участки улицы Лебедевой в перспективе и в соответствии с транспортной схемой станут придворовысми пространствами. Транспортные потоки будут направлены по реконструируемым улицам Республики и Вейнбаума, а улица Ады Лебедевой в транспортном смысле исчезнет. Предполагаются пешеходные связи на уровне бассейна "Сокол" и другими расположенными по соседству спортивно тренировочными сооружениями. Чтобы не перекрывать вид из города на гору и обеспечить прозрачность и воздушность, решено возвести здание отдельными башнями, а не пластиной. В архитектурном смысле проект лаконичный и выполнен на высоком профессиональном уровне, которым отмечены объекты Алексея Мякоты. Поэтому вопросов у аудитории в этой части не возникало, а уточнение и обсуждение касалось исключительно транспортной привязки и ландшафтной концепции всего этого участка Центрального района — приречной низины между улицами Горького и Вейнбаума.
Два жилых дома по двадцать этажей, возвышающихся над общим двухэтажным стилобатом, в высоту будут достигать 72 метров. Проектом предусматривается строительство четырёх тысяч офисных и пятнадцати тысяч квадратных метров жилой площади, два уровня парковок на 146 мест. Число парковок коррелирует с числом квартир (134), но возможна их нехватка в связи с офисным предназначением двух нижних этажей. Что поделаешь, проблема транспорта и его парковки по прежнему остаётся главной, а архитектура в обсуждении проектов отступает на второй план.
Паруса над Енисеем
Если предыдущий проект предложено вписать в силуэт горы, то следующий расположится на горе — на крутом берегу Енисея. На территории в шестнадцать гектаров, широко звучавшей в последнее время в среде строителей и проектировщиков как "антенное поле", предполагается возвести целый квартал с поэтичным названием "Парус". Площадка очень видная, даже завидная — возвышается на крутом склоне на сто семь метров над рекой, открывая великолепные панорамные виды на железнодорожный мост и заповедные "Столбы". Прямо напротив — Такмак с "Бобровым логом". Другой лог — "Гремячий ключ" соседствует слева. С западной стороны примыкает дендрарий с институтами КНЦ и нижний Академгородок. Квартал логично и территориально вписывается в микрорайон Академгородка с инфраструктурой Красноярского научного центра и Сибирского федерального университета. На прилегающей территории намечено строительство технопарка и других объектов научно производственной инфраструктуры.
Участок технического назначения, прежде принадлежавший Енисейскому пароходству, передан ООО "Стройтехника", которое в союзе с "Ассоциацией выпускников политехнического института" намеревается комплексно освоить данную территорию и преобразить этот пустующий участок живописнейшего из берегов города. Концепцию планировки микрорайона разрабатывали в НТЦ "КрасноярскНИИпроект" под руководством Валерия Крушлинского, которого можно признать главным архитектором Академгородка. Он лично представлял концепцию аудитории.
Проект предусматривает возведение целого комплекса зданий общей площадью 37 тысяч квадратных метров, включающий жилые дома, рестораны магазины, школу на 900 учащихся и детский сад на 312 ребятишек. Школьная проблема в Академгородке давняя и острая и строительство современной большой школы с бассейном и стадионом обеспечило бы потребности всего района. Заказчик вышел на муниципальные власти с предложением строительства школы на полторы тысячи учеников и просьбой в содействии получению участка, ныне занятого профилакторием "Автомобилист". Договариваться с собственниками таких лакомых участков без административной воли стало сложно, если не невозможно.
Силуэт застройки микрорайона задуман ассоциативным с корабельной тематикой: три 22 этажных здания должны напоминать мачты корабля, а примыкающие здания социальной инфраструктуры, делового и торгово развлекательного назначения, объемлют высотки более приземистыми очертаниями. Высотный ансамбль будет перекликаться с одинокой 19 этажкой на западном окончании нижнего Академгородка и симметрично задуманной "свечкой" такой же этажности, которую планируется построить в Студгородке.
Застройщик предполагает использовать комбинированную технологию домостроения: усовершенствованные панели, нарезаемые нужными размерами, и скрепляемые фундаментами из монолитного железобетона. Поскольку речь шла пока только о концепции застройки, то архитектурные и конструктивные детали не затрагивались. Прозвучало пожелание проектировщику и заказчику более грамотно, чем на представленном эскизе, выдержать цветовую гамму и не экономить на конструкционных материалах, поскольку такой живописный участок негоже заполонять коробками вроде 97 й серии.
По уверениям разработчика и заказчика с подключением к инженерным сетям в настоящее время проблем нет. Электрические мощности будут запитаны от Студгородка, воду обеспечит расположившийся рядом водозабор, а относительно тепла успешно ведутся переговоры с "Красэнерго". Не вызывает у них трудностей и строительство коллектора предварительной очистки стоков, хотя в особой водоохранной зоне к этому вопросу стоило бы приглядеться пристальнее.
Больше вопросов вызывала транспортная привязка микрорайона к району и городу. Дороге, ныне ведущей к насосной станции, суждено стать магистральной, и кроме того, предусмотрен выход от микрорайона, перпендикулярный улице Киренского и соединяющийся с ней в районе остановки "Лесная". Предлагается соединить квартал и с расположенным далее по ходу комплексом "Гремячий лог", засыпав участок оврага. Однако такой объём земляных работ вряд ли вызовет оптимизм у составителей городского бюджета, а главное — у жителей Академгородка и радетелей сохранения уже внутригородских лесных массивов. Ведь они сокращаются подобно шагреневой коже, а вместе с ними ценность и престиж селения в этом экологически чудесном районе города. Если вырубка городских лесов продолжится, то очень скоро Академгородок станет неотличимым от Северного и Взлётки, а обсуждаемая железобетонная "каравелла" встанет на прикол не на лесистом берегу, а на лысой горе?
Торгово офисная Шелениана
Территория Красноярска последовательно высвобождается от предприятий индустрии, как тяжёлой, так и лёгкой. Прежде промышленные районы постиндустриального города застраиваются жилыми, офисными и торгово развлекательными комплексами. Вот и корпуса прекратившего существование комбината "Шелен" перестраиваются под офисные здания и супермаркеты. Несколько очередных железобетонных коробок будет реконструировано по заказу ООО "Красс Экс" и ЗАО "Партнёр" под торговлю стройматериалами, мебелью и продуктами. Проект был разработан творческой мастерской "Атриум" и скрупулёзно подан на градостроительном совете.
Ирина Смирнова, докладчица из числа членов этого молодого коллектива разработчиков, начала издалека, со структурно функционального анализа районов города и транспортной схемы на этом участке. Именно на транспортную доступность и выверенность логических связей внутри района был сделан основной упор, что было впоследствии одобрено членами совета, ведь архитектурные изыски в реконструкции и переназначении объектов такого свойства — далеко не главные вопросы. Внешняя непритязательность архитектуры переориентированных и перестроенных корпусов цехов компенсируется утилитарностью назначения и подхода к реконструкции. Железобетонные каркасы этих коробок сохранили большой запас прочности, а потому их просто намереваются переодеть в новое фасадное остекление и переначинить изнутри. При этом остекление предлагается сделать не зеркальным, что приумножало бы серость и унылость окружающей застройки, а благородно и элегантно чёрным. Проектная высота здания не превышает одиннадцати метров, и главная архитектурная задумка — визуально выровнять этажность окружающей застройки и добиться гармонии с расположенным по соседству сиреневым зданием ДК текстильщиков.
Площадка расположена за цирком, в самом начале улицы Вавилова, и граничит с железнодорожной насыпью. Территория бывшего комбината "Шелен" уже начала осваиваться под новые задачи несколько лет назад: пионером новой шеленианы стало офисное здание по Вавилова, 1. Появившееся первым, оно и предопределило путь развития и стиль оформления всего района реконструкции, экранируя всю возможную за ним архитектуру. Пионер всем и каждому и пример, и заслон?
Площадь реконструируемых под торговлю зданий цехов составляет около тридцати шести тысяч квадратных метров. Строительство предполагается вести в две очереди: основная — около двадцати тысяч, а затем — ещё пятнадцать тысяч квадратных метров и около трёх тысяч в небольших вспомогательных строений участка (их планируется переоборудовать под офисы). Продумана с запасом ёмкость прилегающих к комплексу парковок: основная парковка вдоль большего здания — около шестисот мест, причём она имеет разрыв в виде посадок стриженых вязов. Общее число машино мест на парковках по всей территории достигает тысячи двухсот, что с лихвой покроет потребности не только торгового комплекса, но и соседствующих с ним офисных зданий.
Транспортная схема призвана максимально развязать дорожный узел в этом районе, она будет дополнена несколькими светофорными группами, свяжет магистральные улицы Вавилова и практически малозагруженную Семафорную с проспектом имени газеты "Красноярский рабочий", расширив их до трёх четырёх полос. Возможно вовлечение в схему местного и общегородского транспорта расположенной вблизи железной дороги через связывание эстакадами с ней заново осваиваемой заводской территории.
Эстетическая и ландшафтная привязка проекта предлагается через дополнительное озеленение и благоустройство всего района и размещение по ходу приближения к комплексу малых архитектурных форм. Вот так в принципе из слияния малого рождается большее и комплексное. Задача, может, и не столь амбициозная и даже рутинная, но в этом и состоит работа архитектора — связать обитаемое пространство в единое целое. Собравшиеся похвалили заявившую себя и наконец то появившуюся на градосоветах архитектурную молодёжь, отметив дотошность проработки и крайне серьёзное отношение к докладу.
Все три проекта, представленные вниманию градостроительного совета, были одобрены его членами, с небольшими пожеланиями доработки и последующего развития со скорейшим воплощением. С их реализацией Красноярск укрепится на пути развития как постиндустриального, образовательно делового центра с грамотной респектабельной застройкой и логической инфраструктурой.
Геннадий Рыбаченко