Меню Поиск Разместить Избранное Кабинет

Флоренция Великолепная и не только

1295
08 июня 2008 г.
Архитектура и строительство

Флоренцию часто называют заповедником архитектуры. Несущий в самом названии упоминание богини вечного цветения, этот "цветник из камня" оформился семь веков тому назад и с тех пор мало переменился. В этих дремучих каменных джунглях времён Ренессанса недавно довелось побродить лично, причём без проводника. Собственные впечатления подбиты цифирью немного позже.

Незнайки в Цветочном Городе

Во Флоренцию мы устремились со свежими, не загруженными искусствоведческой и экскурсоводческой информацией головами — в них брезжил смутный фон прочитанного и узнанного много ранее. Потому в своём девственном неведении мы вполне могли бы претендовать на прозвание Незнайками. Город, в свою очередь, может быть Цветочным по праву и по названию, ведь и Florence коннотирует с богиней цветения Флорой, и итальянское Firenze родственно цветам (fiore) и во всех смыслах перевода означает процветание. С мозгами, готовыми к восприятию, и цифровым фотоаппаратом с очищенной картой памяти мы уселись в утренний поезд, который умчал нас в направлении, обозначенном в билете как Firenze S.M.n.

Новелла о Святой Марии

Центральный флорентийский железнодорожный вокзал обозначается в билетах буквами S.M.n. Эта аббревиатура обозначает имя расположенного на привокзальной площади собора — Santa Maria novella, то есть "новая церковь Святой Марии". Новая она весьма относительно — её задумали и начали строить в 1246 году монахи доминиканцы на месте доминиканской молельни X века, также посвящённой Деве Марии. Не всё строилось сразу: в 1279 году были закончены нефы, а во второй половине XIV века завершены колокольня и сакристия. Прекрасный фасад церкви — результат переделки, предпринятой зодчим Альберти в 1456—1470 годах — в самый разгар Высокого Возрождения. Талантливый архитектор создал великолепный портал и всю верхнюю часть церкви с её чёткой ритмикой квадратных плафонов, инкрустированных мрамором. Внутреннее пространство церкви разделено на три нефа пилонами в виде связки колонн, которые поддерживают огромные арки со стрельчатыми сводами. В этой церкви хранится множество произведений искусства XIV—XVI веков, то есть Санта Мария новелла выступает одновременно оплотом высокого религиозного чувства и музеем Высокого Возрождения. Впрочем, во Флоренции каждая церковь и едва ли не всякий особняк изобилует произведениями искусства, творцов которых в изобилии рождала тосканская земля, благословенная Девой Марией и её сыном.

Мосты через Арно

Через Флоренцию протекает река с армянским названием Арно. В принципе итальянцы очень похожи внешне и на армян, и на грузин, и на других кавказцев, а река Арно — на Сену и на Ману. На вторую только величиной, а на первую — ещё и красотой одевающих камнем её берега набережных и перепоясывающих мостов. Они не уступают парижским, петербургским и другим, богато украшены фонарями, скульптурами и лепниной. И под всем этим великолепием снуют туда обратно байдарки и каноэ, управляемые неутомимыми местными байдарочниками и канойщиками. Надо сказать, что все итальянские города индивидуальны и не похожи между собой. Вот в Венеции, например, и мосты иного обличья, и лодочники — все сплошь гондольеры?

Галереи архитектурные и художественные Галереи архитектурные и художественные

Давка у Давида

Одним из символов города, овеществлённых в мраморе, вот уже пять веков служит Давид работы Микеланджело. Творение Буонаротти обрело популярность во флорентийском народе с момента изваяния и установления на одной из городских площадей. Задача была титанической не только по размеру мраморной глыбы, но и по причине её дефектности — недостаточная толщина каменного блока отпугнула многих ваятелей, но не амбициозного Микеланджело. Он, по собственному выражению, "всего лишь отсёк всё лишнее" и явил миру и граду шедевр. С тех пор ранний, но хорошо сложённый еврейский юноша, будущий победитель великана Голиафа и царь иудейский, высится на постаменте среди площадного столпотворения. Сейчас уже не сам, а точная копия — оригинал красуется в музее. Даже Давидов клон притягивает внимание огромного числа навещающих Флоренцию туристов, всяк из которых норовит запечатлеться на фоне карбонатно кальциевого исполина. Пятиметровое изваяние чрезвычайно стеснено — не по причине публичной наготы или размеров тела и некоторых его частей, а просто тесно стоять в довольно узком, похожем на ущелье уличном пространстве, да ещё и в людском потоке и коллективе других мраморных скульптур. На мой взгляд, картина выглядит весьма негармоничной: на тёмном, охристо коричневом фоне зданий белоснежные фигуры смотрятся как бледные незагорелые тела посетителей бани в тёмной раздевалке. Да ещё и близко расставленные, все мужеского пола — предбанник да и только! А ещё эти толпища вокруг, щёлкающие вспышками фотоаппаратов и гудящие на всевозможных наречиях. В общем, давка у Давида произвела странное впечатление — копия шедевра в музее имени Пушкина смотрится куда лучше?

Семь веков Палаццо Веккьо

После окончания междоусобных распрей и гибели побеждённых гибеллинов победившие гвельфы сровняли с землёй вражеские башни и взялись строить новый, хорошо укреплённый дворец замок, предназначенный для заседаний городских властей. За построенным в 1299 году зданием по праву закрепилось название Палаццо Веккьо, то есть "Старого Дворца", хотя имён у него была уйма: Palazzo Priori и Signori, Commune и Popolo — то есть Дворец Приоров и Синьории, Коммуны и Народа. С середины шестнадцатого века здание ратуши именуется Palazzo Vecchio — и точка.

Ранее, до сооружения этого здания правители города, приоры (старшины цехов), собирались в "Башне Каштанов" (Torre della Castagna), в высокой и плоскостенной, лишённой каких бы то ни было украшений, но крепкой и неприступной. Новое здание муниципалитета построено ещё более мощным и высокобашенным, и приобрело дворцовые черты — в плане декора бойничными зубцами и навесными карнизами. Оскалившаяся зубчатым завершением башня простёрлась в высоту на 94 метра, открывая прекрасный панорамный обзор и обеспечивая дозор за неспокойными окрестностями.

Автором здания считают местного зодчего Арнольфо ди Камбио. Здание трёхчастное, но создаёт впечатление монолита, целиком вырубленного из скалы. Оно увенчано широким карнизом с зубцами и навесными бойницами — маникулями, а за полукруглыми проёмами скрыта внутренняя галерея. Во дворец можно проникнуть только через внутренний двор, вход в который соседствует со статуей Давида, мраморного охранника мэрии — голого, но с пращой.

Галереи архитектурные и художественные

Не всякая галерея — собрание картин, как не все коллекции живописи развешаны в галереях. Часто полотна развешивают в залах, на стенах лестничных маршей и прочих помещениях зданий. Традиционно в архитектуре галереей называют длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны или столбы, а иногда ещё и балюстрада. Этимологически галерея перекликается с галерами, по бортам которых длинными рядами сидели гребцы. Производным от галереи словом "галёрка" стали называть верхний ярус зрительного зала, протяжённый и отгороженный аркадами или рядами балясин. В барочной архитектуре сложился новый тип галереи — обширного зала со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен. Во дворцах знати на стене напротив этой череды окон размещались коллекции живописи. Так в определении галереи слились воедино архитектурный и художественный смыслы, и именно такими примерами служат две самые знаменитые флорентийские галереи — Питти и Уффици.

Снаружи здание галереи Уффици являет первоначальный архитектурный смысл термина "галерея": именно своей альгамброй — арочно сводчатой колоннадой, стилизованной под мавританскую готику, здание обнимает прилегающую площадь. Чтобы обозреть выставленные в музейных галереях художественные сокровища, потребовалось бы как минимум полдня, но мы таким временным ресурсом (да и настроением) в тот день не располагали, потому ограничились созерцанием фасадов и площади знаменитого музея — да простят нас Старые Мастера!

В названии Уффици звучит нечто официальное, да и скорее всего оно замысловатым этимологическим образом связано с латинскими корнями office и officinale ("кабинет" и "аптечный"). Во Флоренции медицинская тема вообще витает в воздухе — вспомнить хотя бы династическую фамилию местных герцогов — Medici.

Цветочный город без цветников История архитектурной дуоминанты

Медичи а капелла

Очень много во Флоренции связано с фамилией Медичи, особенно с герцогом Лоренцо Великолепным — сами имена Флоренция и Лоренцо звучат как идеальная рифма. Династия Медичи прочно укоренилась в тосканской земле и густо проросла во все европейские монаршие дома и ветви власти, не только светской, но и духовной — многие папы состояли в близком родстве с кланом флорентийских правителей. В общем, семейство Медичи много добилось, и многих добило — златом, оружием, ядом, сделав при этом Флоренцию не просто главным городом Тосканы, но и равным по великолепию Риму, а в культурном плане — колыбелью Высокого Возрождения. Именно здесь творили свои шедевры многие Старые Мастера — от Джотто с Тинторетто до Леонардо с Микеланджело. Творениями последнего напичканы не только многочисленные музеи, галереи и церкви, но даже сами улицы и фасады домов, их слагающие. Многое, но не всё наследие Буонаротти сотворено в городе на берегах Арно: начатая им, но незавершённой осталась усыпальница правящего семейства — широко известная капелла Медичи при недостроенном соборе Сан Лоренцо. Зато саркофаги почивших герцогов украшены аллегорическими скульптурными изображениями Дня и Ночи под неусыпным нежным взором Мадонны с младенцем. Микеланджело был тогда на пике популярности, что называется нарасхват, а потому после его отъезда в Рим завершать капеллу пришлось менее гениальным зодчим, ваятелям и живописцам. Однако мраморные фигуры на скате капеллы Медичи считаются одними из самых удачных работ мастера и высшими маяками изобразительных искусств. Немалую поддержку, в том числе материальную, художнику оказали Медичи — без этого сопровождения Микеланджело а капелла звучал бы менее убедительно.

Бра Бру Бри

Любопытно, что фамилии самых знаменитых куполотворцев итальянского Возрождения начинаются почти одинаково: Браманте, Брунеллески, Бернини? Двое упомянутых первыми в бригаде зодчих, творивших практически в одно время и в одном месте, приложили руку к проектированию и возведению главного флорентийского собора — Санта Мария дель Фьоре (Святая Мария Цветочная). Правда, это детище ренессансных гениев лучше всего смотрится издалека, со стороны: пышный барочный шатёр, изукрашенный позолоченной бронзой и увенчанный шпилем, живописно высится над всем городом. Однако в непосредственной близости впечатление смазывается: базилика посажена внутри квартала с плотной застройкой, отчего создаётся ощущение каменного мешка — словно храмовое здание поместили в огромную каменную коробку или колодец. Собор производит ощущение огромного, циклопического здания, давящего своей массой — кажется, что даже ватиканский Сан Пьетро уступает ему в габаритах. Даже высоко задрав голову, великолепного купола не рассмотреть. Кроме того, благородная бронза с кармином храмового шатра, на мой взгляд, плохо сочетается с простоватой двуцветной окраской фасадов — охристо розовый мрамор, чередующийся с белым, с выпуклой словно накрахмаленные кружева, резьбой и лепниной, делает их похожими на раскрашенные шероховатой плакатной гуашью транспаранты к первомайской демонстрации. Оговорюсь: это мои, сугубо личные впечатления и ассоциации. Почти всем нравится?

История архитектурной Дуоминанты

Duomo — другое название собора Santa Maria del Fiore, задуманного как архитектурная доминанта города, соперничавшего в те годы с Пизой и Сиеной за первенство в Тоскане. Немалую роль в те времена играла и культовая архитектура: чем величественнее собор, тем обоснованнее претензии на статус тосканской столицы. Дуомо был замыслен наиболее грандиозным и должен был вмещать всё тогдашнее населении Флоренции — около девяноста тысяч человек. Вместимость получилась втрое меньшей, но грандиозность и внушительность замышленного удалась. Флоренция посрамила города конкуренты, затмив великолепием и роскошью своих дворцов и храмов — в том числе своего главного собора.

Как и многие нынешние архитектурные достопримечательности Флоренции, Дуомо был заложен на рубеже тринадцатого четырнадцатого столетий на месте прослужившего в течение девяти веков и практически обрушившегося предшественника.
Строился собор около шести веков под руководством как минимум шести архитекторов, благословлённый папской рукой. Легат папы Бонифация VIII заложил первый камень в основание здания 9 сентября 1296 года. Мэтр из местных, Арнольфо ди Камбио разработал проект и начал строительство стен. Он спроектировал три широких нефа, оканчивающихся под куполом восьмиугольной формы, причём средний неф был расположен на месте старой церкви Санта Репарата. Со смертью зодчего в 1302 году строительство замерло на тридцать лет, и в 1331 году гильдия шерстеторговцев взяла на себя попечение над строительством, назначив главным архитектором небезызвестного Джотто. Именно он начал строительство кампаниллы и колокольни, но успел возвести только первый её ярус. Его смерть в 1337—м и чума 1348 годов отодвинули башнестроительство на долгие десятилетия. С 1349 года работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с Таленти, который закончил кампаниллу и расширил площадь строительства. Через десять лет его сменил на посту ди Лапо Гини, разделивший главный неф арками на четыре квадратных участка. Он умер через лесять лет.

Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве, Арнольди, д'Aмброджо, Фьораванте и Орканья, внесли свою лепту в окончание строительства храма. К 1418 году оставалось только закончить купол — его возвели под руководством Брунеллески.
Собор был освящён в 1436 году, но фасад завершали ещё долгие четыре с половиной века: по приказу Медичи его разбирали и перестраивали. Лишь в 1887 появился существующий ныне фасад, авторство которого принадлежит Эмилио ди Фабрису. В окончательном варианте собор имеет форму латинского креста, три нефа, два боковых трансепта, полукруглую апсиду и резную колокольню. По её поводу император Карл V изрёк: "?такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам". Вся наружная поверхность собора представляет собой сплошную резьбу по мрамору, что делает его похожим больше на произведение кружевницы, а не коллектива зодчих и ваятелей.

Цветочный город без цветников История архитектурной дуоминанты

Наиболее древними являются южные ворота, созданные Пизано. Они составлены из двадцати восьми панелей с барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя и основные добродетели. Двое других ворот созданы Лоренцо Гиберти. Северные ворота, созданные в 1401—28 годах, также содержат 28 панелей с изображением новозаветных сцен, заключённых в рамы и выполненных в готическом стиле. Восточные ворота, созданные в 1425—52 годах, являются самыми известными. Они разделены на десять золочёных панелей без рам, живописующих библейские истории. Это творение Гиберти высоко оценил сам Микеланджело, назвавший их "Вратами рая". Сейчас оригиналы хранятся в музее Дуомо, а их место заняли аутентичные копии. Кстати, копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт Петербурге. Надо заметить, что обе наших столиц — вполне итальянского фасона города, ведь и Кремль с Красной площадью, и многие ансамбли Санкт Петербурга созданы итальянскими архитекторами — Брама со товарищи, Росси с Растрелли и прочими фра.

Цветочный город без цветников

Цветущая Флоренция — только в названии, во всяком случае, исторический центр города цветочными клумбами и зелёными насаждениями не избалован. Редкие вкрапления скверов и парков не меняют общего впечатления, и город как таковой ярок раскрасками и расцветками, но не цветками и ветками. Эта особенность Флоренции коренится в средневековье и последовавшем Возрождении, в стеснённых пространствах городских кварталов места газонам и садам не нашлось — всякий хозяин крохотного участка максимально застраивал его полезной недвижимостью, и эта сгущённая чересполосица оказалась размежёванной лишь узкими уличными проходами. Так организовывалась и развивалась нормальная средневековая стихия — зачастую примерно так же происходит застройка современных российских городов. Что это — возрождение возрожденческих традиций или реинкарнация феодальных душ в тела современных буржуа? Вопрос задан риторически, а ответ обусловлен исторически.

История так распорядилась, что Флоренция стала заповедником архитектуры, в котором рукотворные "цветы из камня" практически выместили живые цветы и кусты. Впрочем, не только Флоренция, но и многие итальянские и европейские старинные города. Естество и искусство очень часто выступают противоположностями и антагонистами, и Цветочный город без цветов — лишнее тому подтверждение?

Геннадий РЫБАЧЕНКО
Фотографии Леонида ЖБАНОВА

Источник: Журнал «Сибирский Дом»