Агитация за агломерацию | Константин Шумов
Тема создания Красноярской агломерации продолжает оставаться в центре внимания и предметом обсуждения в среде профессионалов и широкой общественности. Естественно, возникает масса вопросов и разночтений, противоречивых мнений и суждений, порой простого недопонимания всей сложности структуры и взаимосвязей нового образования. В разработке концепции принимают участие все заинтересованные стороны — экономисты, проектировщики, градостроители, представители бизнес сообщества, но главная роль, направляющая и координирующая, вне всякого сомнения, остаётся за властью. За комментариями относительно стратегии создания и развития Красноярской агломерации мы обратились к главному архитектору Красноярского края Константину Юрьевичу Шумову
Планы амбициозные и генеральные
Геополитические интересы новой России в начале нового тысячелетия поставлены новыми властями во главу угла. Удержать такую огромную территорию таким относительно малочисленным населением, да ещё и неравномерно рассредоточенным по регионам, выглядит задачей невыполнимой, если тенденции центростремительности, миграции и депопуляции Сибири и Дальнего Востока сохранятся. На выполнение задачи переломить ход такого развития событий и нацелены инициативы центральных и губернских властей — такие, например, как создание Красноярской агломерации.
Задача очень непростая и многоплановая — в том числе и в прямом смысле слова, разработки документации территориального планирования. Однако главное в столь масштабных намерениях — это положенная в их основу стратегия социально экономического развития.
Материалистически выверенная стратегия
В предшествующую эпоху политика освоения восточных регионов страны основывалась на централизованном принятии решений, командной системе и плановой экономике социализма. Со сменой формации и принятым курсом на общемировую рыночную экономику многое поменялось, но материализма и Марксова экономического учения никто не опровергал. Экономический базис по прежнему определяет социокультурную надстройку, а потому стратегия дальнейшего развития страны и таких важных её узлов, как Сибирский регион и Красноярская агломерация, может быть только сугубо материалистичной. В основу стратегии закладываются макроэкономические модели, растекающиеся и подпитываемые микроэкономикой на местах и коррелируемые посредством налаженной обратной связи с социально демографическими, инфраструктурными и прочими слоями сложной структуры общества.
По словам Константина Шумова, экономическая матрица края не изменилась с советских времён. Она структурирована географическим рельефом и геополитическим положением, ресурсными богатствами и привязанными к ним отраслями промышленности. К мегапроектам советской экономики вроде КАТЭКа, гигантов гидроэнергетики и приуроченной к ней металлургии добавились новые — такие, как разработка нефтегазоносных месторождений Ванкора и строительство гидроэнергетико металлургических комплексов Нижнего Приангарья. При экстенсивном развитии добывающей и сырьевой индустрии заявлен курс на постепенную диверсификацию краевой экономики — переход от чисто сырьевой направленности к индустрии первичной переработки и более высокотехнологичным производствам. Такова материально экономическая подоплёка концепции и стратегии развития Красноярского края и Красноярской агломерации.
Конституционная монархия Рынка
В девяностых годах прошлого века была допущена принципиальная политэкономическая ошибка. Экономисты прозападного толка стали уповать на Его Величество Рынок, который будет править всем и всеми и расставит всё по своим местам. Однако такой примат рынка как абсолютного монарха обернулся неразберихой и анархией во всех сферах жизни общества. Рынок, конечно же, должен править экономикой, но эта монархия должна быть конституционной — с чёткими правилами игры и ограничениями, накладываемыми властями, выборными и назначаемыми.
Очень явственно и наглядно стихийный и неуправляемый рынок проявил себя в строительстве и градостроительстве. Государство, решая тактические задачи, совсем запустило стратегические — финансирование разработки территориального планирования было недостаточным, инфраструктура продолжала отставать от бурного всплеска строительства жилой и коммерческой недвижимости, которую принялись строить все желающие и могущие, без оглядки на разрешения, нормы и регламенты. На протяжении пятнадцати лет такой практики сложился тот урбанистический кошмар, в котором мы сейчас существуем: стоим в автомобильных пробках, задыхаемся в стеснённых пространствах улиц и кварталов, страдаем от жуткого дефицита мест в детских дошкольных учреждениях и перегруженности школ. Одна из главных причин этого коллапса — дискоординация общественных интересов и частных возможностей, приведшая к инфраструктурному и коммуникационному дисбалансу. То, что в большом городе ощущается острой проблемой, в городах малых можно назвать катастрофой — по словам Константина Шумова, во многих из муниципальных образований края упразднены не только отделы градостроительного планирования, но даже сама должность главного архитектора города. Ситуация напоминает времена феодальной раздробленности на Руси восьмивековой давности, и задача собирания государевыми службами документации территориального планирования и координации градообразующей экономики и градостроительной политики как нельзя более актуальна.
Время собирания земель
В такой аналогии с древнерусскими событиями не следует понимать задачу собирания земель русских буквально, хотя процесс укрупнения и слияния некоторых регионов экономически целесообразен и имеет место быть. Ярким и удачным примером можно назвать не столь давнее объединение Эвенкии, Таймыра и Красноярского края в существовавший прежде субъект федерации — так центробежные тенденции сменились центростремительными на региональном уровне. Такой же центростремительный аспект важен и в идее создания Красноярской агломерации, согласно которой новый социально экономический кластер станет центром притяжения инвестиций и миграционных потоков русскоязычного населения из депрессивных регионов европейской части и ближнего зарубежья. Это скорее можно назвать временем собирания сил, идей и людей.
Впрочем, в непрямом смысле задача собирания земель как нельзя более актуальна — в части разработки детальной и соответствующей современным условиям документации планирования территорий. Именно этой масштабной работой сейчас занимаются службы территориального планирования и ведущие градостроительные организации города и края. Значимость такой задачи подтверждена и материально: объём средств, выделяемых краевыми властями на эти стратегические цели, существенно увеличен: 219 миллионов рублей в текущем году против 119 миллионов в прошлом. Важность такой работы и в том, что без наличия территориально планировочной документации с 1 января 2010 года по закону строить будет ничего нельзя. Таким образом, задача собирания территориальных планов в единый пакет не только предваряет всякое строительство, но и служит основой стратегических планов развития региона и страны в целом.
Генеральный планшет
В качестве иллюстрации можно привести сводный план территорий, на которых вскоре должна возникнуть Красноярская агломерация. Этот планшет, на котором нанесены генеральные планы развития территорий, разработанные главным образом в ТГИ "Красноярскгражданпроект", исчерпывающе полной картиной назвать пока нельзя. Это скорее рабочий эскиз, этюд большой работы, которая будет закончена в течение довольно продолжительного времени. Это стратегически важный набросок, который обретёт полноту после выработки стратегии развития.
Константин Юрьевич Шумов, главный архитектор Красноярского края
Для детально проработанного генплана агломерации требуется провести очень большой объём работ, включая разработку инфраструктурной схемы, оценки потенциала предприятий и кадров, выработку приёмов и принципов перераспределения населённости районов внутри агломерации. Очень важно решение комплекса вопросов, связанных с уставным капиталом, поскольку перед предпринимателями на уровне местных властей пока возникают большие сложности. Эти проблемы и призвана решить будущая агломерация — в плане своеобразного консалтинга и координирования совместной политики внутри равноправного объединения территорий. Главам администраций районов, входящих в Красноярскую агломерацию, предложено подписать соглашение о совместной деятельности по развитию агломерации, которым вводится процедура согласования действий муниципальных образований с координирующим центром.
Особое значение придаётся продовольственной безопасности региона, в связи с тенденцией тотального перевода земли сельхозназначения в зоны жилой застройки. Департаментом сельского хозяйства буквально на днях разработан перечень земель, перспективных в плане развития агропромышленного комплекса и не подлежащих ни при каких обстоятельствах переводу назначения. Это "пояс безопасности" агропромышленного сектора экономики агломерации.
Очень важным моментом схемы Константин Шумов отметил размещение перспективных транспортных узлов. Недавно Красноярский край выиграл конкурс Правительства РФ на размещение портовой зоны особого типа — на очень выгодных условиях, с преференциями и налоговыми послаблениями. Это даст возможность развить на территории очень серьёзный транспортный узел, имеющий важное значение не только в масштабах страны, но и общемировом. Чаще этот грандиозный проект именуют мультихабом, объединяющим авиаперевозки (грузовые и пассажирские), авто и железнодорожный транспорт и соответствующую инфраструктуру (складские и офисно деловые зоны, жильё для обслуживающего персонала). Эта транспортно логистическая схема закладывается в качестве одного из главных узлов экономики будущей агломерации.
Ожидать сейчас детального плана развития агломерации без выработки стратегии преждевременно. Её разработкой сегодня занимаются департамент экономический краевой администрации и недавно созданная корпорация "Красноярск 2020". Она должна быть согласована на федеральном уровне, если мы хотим добиться долевого софинансирования местных и федерального бюджетов, учитывать баланс интересов местных монополистов и программы социально экономического развития муниципальных образований. Без этого экономического базиса разработка генплана агломерации теряет всякий смысл. Ожидается, что такая стратегия будет выработана и принята в течение полугода.
Честно государственное партнёрство
В условиях сложившегося и продолжающего развиваться рынка очень много говорят о частно государственном партнёрстве как основе экономики. Роль государства не сводится только к регулированию рынка через принятие соответствующих законов, в сегодняшней структуре российской экономики удельный вес государственных монополий неуклонно растёт — в том числе через механизмы частно государственного партнёрства, приобретения государством крупных или блокирующих пакетов акций. Вопрос также стратегический, поскольку естественные монополии в нашей стране играют первую скрипку и определяют всю ценовую структуру рынка. Крупному бизнесу отводится роль крупных партнёров государства, среднему и малому — составления устойчивого экономического костяка общества. Главное в вопросе ЧГП — это чтобы отношения носили характер честно государственного партнёрства, на что направлены усилия и законодательные инициативы высшего руководства страны и края.
Регламенты, отвечающие месту и времени
Эта законодательная и нормативная база частно—государственного партнёрства в строительном бизнесе должна соответствовать и месту, и времени. Страна огромна и разнообразна, как в ландшафтно—географическом отношении, так и по климатическим условиям, а потому унифицированный набор нормативов и регламентов утрачивает здравый смысл. Универсальными могут быть только основополагающие требования, предъявляемые к безопасности и комфорту строящихся объектов. Местная специфика должна быть учтена и закреплена местным законодательством, равно как и скорректированные в духе времени и соответствии современным технологиям регламенты — например, параметры и требования, предъявляемые к проектированию школ, детсадов и общественных зданий. Что касается построенных и давно эксплуатируемых построек, то их модернизацию можно проводить в ходе реконструкции городских кварталов и районов — постепенно, но неизбежно.
Своя специфика местных норм и регламентов диктуется и климатическими условиями региона. Соответствующими санитарно гигиеническими и теплофизическими параметрами должны обладать не только материалы и конструктивные решения, но и дополняющая фурнитура — кровли и панели, окна и двери. В отношении последних, например, известно, что около семидесяти процентов существующего рынка по теплофизическим параметрам не в полной мере отвечает местным климатическим условиям. Показателен и канадский опыт, которым поделились недавно приезжавшие специалисты — консультанты по малоэтажному строительству. Применяемые ими теплоизоляционные материалы примерно на 80% позволяют сокращать потери тепла, а ведь в Канаде климат даже мягче нашего. Пусть это обходится дороже, но, во первых, запас прочности не помешает, а во вторых, затраты впоследствии окупаются. Понятно, что регламентирующие и лицензирующие органы не могут диктовать застройщикам, из чего строить — вот это должен определять рынок через саморегулирующие механизмы спроса предложения. Что касается региональной нормативной базы, то она будет разработана к началу 2009 года. Ожидается, что примерно через год качество строительства станет отвечать самым высоким требованиям места и времени. По убеждению главы краевого департамента архитектуры и строительства, примерно к этому же времени будет окончательно оформлена стратегия, сформулирована концепция и подготовлена полная документация развития Красноярской агломерации.
Слабое звено
В последнее время нередко слышны разговоры о проектировочном цехе Красноярска как о "слабом звене". Тема выглядит весьма надуманной и спекулятивно раздуваемой — возможно, конкурентами извне. Квалификация и мастерство красноярских архитекторов находится на высоком уровне, о чём свидетельствует признание на всероссийских и международных конкурсах и фестивалях. По мнению Константина Шумова, существует некоторая проблемность в материально технической части проектирования и недостаточной проработанности отвечающих современному состоянию дел технических условий и лицензирования, что не связано с архитектурно идейной стороной проектного дела, а сама ситуация в ближайшем будущем выправится. Настоящим слабым звеном сегодня можно назвать муниципальных и государственных заказчиков, которые зачастую изначально не понимают, чего хотят, или желают "посадить" объект в неподходящем по условиям и инфраструктурной обеспеченности месте. В этом смысле частные заказчики на высоте, о чём свидетельствуют цифры по вводу жилой и коммерческой недвижимости, возводимой крупными строительными фирмами. Мотивация максимального извлечения прибыли понятна и естественна, но это недопустимо делать за счёт безопасности и комфорта тех, кому эта недвижимость предназначена. Конечно, и в этом случае расставить всё по местам может рынок, но не такое простое дело — решиться снести неудачный и приносящий убытки объект. Это ведь не карточный домик, но пока, к сожалению, некорректно поставленная перед проектировщиками задача напоминает разработку воздушных замков. Ужесточение соблюдения требований к разрешительной документации и нормативной базе и призвано навести порядок на стройплощадках и в городских кварталах. Проектировщики точно не подведут.
Край как зона стабильности
Красноярская агломерация может стать привлекательной для мигрантов из соседних и отдалённых регионов в силу многих факторов. Главный, конечно, экономический, и перспективы бурного развития добывающей и перерабатывающей промышленности обещают создание множества рабочих мест и неплохие заработки. Вслед, а то и опережающими темпами развивается жилищное строительство, причём в зоне будущей агломерации запланировано строительство жилья самых разнообразных потребительских и стоимостных качеств. Главное, чтобы качество строящейся недвижимости было достаточно привлекательным и отвечающим высоким стандартам комфорта, чтобы народ поехал в Сибирь не только за деньгами, но и за удовольствиями жизни. Рынок и здесь призван навести порядок и расставить выгодные приоритеты.
Очень важным представляется создание позитивного образа региона, как сейчас принято говорить — осуществлять "положительный пиар". В обывательском сознании многих потенциальных мигрантов наш край — место ссылки каторжан, где по улицам бродят медведи, а зимой птицы замерзают на лету. Между тем регион располагает целым рядом неоспоримых преимуществ. Красноярский климат ненамного суровее столичного, а разнообразные ландшафтные красоты не уступают кавказским. Территория сейсмически устойчива, паводки, ураганы и смерчи здесь — явление весьма редкое, а поблизости нет никаких конфликтных зон и неспокойных территорий. Одновременно и плюсом, и минусом выступает равноудалённость от всех сторон света — добираться до востока и запада, юга и севера одинаково долго и дорого, но в интересах, и, наверное, в планах государства решать эту проблему — введением ли региональных льгот или специальных транспортных программ, или просто увеличением зарплаты. Ближайшее будущее покажет.
Сообщать об этих преимуществах региона — задача перед СМИ всех уровней, способствующая созданию положительного образа края как действительно стабильной и комфортной для проживании территории. Однако телевизионщики в погоне за рейтингами популярности больше вещают о пропавших детях, маньяках и прочей чернухе, которой везде можно накопать немерено. Выходит, что и работу со средствами массовой информации стоит координировать со стратегическими задачами и амбициозными планами, причём без всякого лукавства с любой из сторон. Все приятные стороны жизни в Красноярском крае не придуманы и для нас очевидны. Мы же здесь живём и зовём присоединяться к нам людей издалека.
Геннадий Рыбаченко