Импровизация на ориентальную тему | Дизайн интерьера. Дизайнеры Лариса и Виталий Виинапуу
Восточные мотивы востребованы и красноярскими дизайнерами интерьеров. Нашему городу "повезло" оказаться географическим центром Азии, а потому ориентироваться на ориентальную тематику - в самый раз, к месту и местности. Однако при этом для красноярцев одинаково удалён всякий Восток - хоть Дальний, хоть Ближний, а потому этнические мотивы в наших жилищах можно рассматривать как дань романтике и экзотике, как придающие вкус жизни специи. Импровизацию на тему Востока в оригинальной ориентальной стилистике любезно представили Лариса и Виталий Виинапуу.
Совершенно никакой необходимости оформлять всю квартиру в едином стиле не существует. Можно стилизовать кухню в одном ключе, а спальню — в ином. Именно так и поступили дизайнеры в одном из своих проектов, оформив в индийском стиле только одну из спален.
Основной упор сделан на использовании естественных матералов. На стенах это известняк и мазанка, а деталировка заключается в предметном наполнении — это вручную сделанные из металла светильники, набитые и раскрашенные ткани, ковры ручной работы, вышитые подушки. То есть предметы, сработанные простым туземным народом. Сочетание довольно аскетичных стен с безумным в цветовом плане декором — это и есть основные эффекты ориентальности. Для спальни была выбрана вполне европейская кровать, которую тесно и честно "притянули" к индийскому стилю использованием фоторабот, развешанных на стенах в своеобразном кулуаре. По планировке "выскочило" углубление, в котором была создана ниша — восточная арка, уютный уголок, в котором можно почитать книжку или предаться медитации. Это тоже вполне соответствует общему настроению, в духе индийских йогов. Собственно, за счёт техники оформления стен и минимального набора предметной экзотики и создан не храмовый, а уютный жилой интерьер с индийскими мотивами.
Для придания индийского духа была подобрана мебель, выполненная в восточных мотивах, — например, сработанная из массива дерева прикроватная тумбочка. Главный её элемент, гипертрофированная балясина — вполне ориентальных очертаний, а нарочито грубая обработка древесины облагорожена тонированием золотой краской. Применён и такой восточный элемент, как рама — вполне классическая, но подвешенная на верёвочке. Ощущение ориентальности добавляет и фигурка сидящего Будды, но основной индийский колорит вносят фотографии известного фотографа Снеткова, снятые в горах и городах Индостана — в составе целой экспедиции фотохудожников он участвовал в индийской фотосессии. Будуарный столик тоже ориентально стилизован, как и пуфики, — изогнутые очертания опор прекрасно сочетаются с применением более современных материалов.
В числе предметов меблировки использованы вполне космополитические вещи — футуристическое кресло, классический прикроватный и макияжный столики. Они полноправно присутствуют в стилизованных интерьерах. Во первых, это спальня, а не музей и не театр, а во вторых, быт современной, быстрыми темпами развивающейся Индии также стремительно меняется.
Для создания ощущения восточной старины не хотелось применять бутафорские приёмы (специальные покрытия), с помощью которых имитировалась бы старинная штукатурка и покраска. Применялась специальная технология: поверхность стены покрывалась штукатуркой, стягивалась проливом, подкрашивалась краской тёплого оттенка (так называемая "белая шерсть"). Специально допущенные дефекты, как непрокрас, только добавляют своеобразия и создают эффект "мазанки" и рукотворности, ведь в старину совершенно гладких поверхностей практически не было. Такая технология, во первых, не затратна, но позволяет создавать достоверную иллюзию роскоши старого Востока. Во вторых, она натуральна по материалам. В третьих, такие поверхности износостойки — никакая случайная царапина её не испортит и не потребует восстановительных работ, скорее наоборот — новые трещинки лишь усилят старинный шарм, придадут дополнительную винтажность. Пол в спальне — паркетная доска тёмного дерева. Потолки — простая побелка поверх штукатурки или просто по бетону.
Люстры тоже hand made — витражные стёкла расписываются восточным орнаментом на фабрике вручную. Они итальянского производства, это стилистика фьюжн, но Венеция всегда была перекрёстком торговых путей между Западом и Востоком. Большую роль играет текстиль — шторы, покрывала, салфетки, скатерти, ковры. Ковры хоть и разработаны итальянскими дизайнерами, но сотканы в индийском духе и на фабрике в Индии.
Индийский колорит и антураж сродни специям и пряностям, оттуда происходящим, а потому главное в работе над стилизованным в индийском духе интерьером — не перегрузить его ориентальной экзотикой, не переперчить. Для создания настроения достаточно современному и комфортному европейскому интерьеру добавить небольшой, но выразительный акцент — как щепотку перца, корицы или ванили.
Геннадий Рыбаченко