Меню Поиск Разместить Избранное Кабинет

Рынок теплоизоляции: от качества к количеству | Эффективные утеплители

Состояние и тенденции рынка теплоизоляционных материалов в 2006—2008 гг.

За последние пять лет российский рынок строительных и отделочных материалов вырос практически в два раза. При этом его ежегодный рост составлял 15— 20%. В структуре самого рынка производство теплоизоляционных материалов (ТИМ) демонстрировало самую высокую динамику в Европе. Эти темпы в большой степени определяются ростом доходов населения и ростом инвестиций в экономику. К факторам роста отечественного рынка ТИМ можно также отнести: рост объемов капитального и жилищного строительства, увеличение объемов жилья, требующего ремонта, рост объемов тепловых сетей, нуждающихся в реконструкции, повышение цен на энергоносители, увеличение тарифов на услуги ЖКХ, развитие сектора коммерческой недвижимости, ужесточение правил и требований строительной нормативной базы. Все эти факторы способствуют увеличению спроса и цен на все строительные материалы, включая теплоизоляционные, что дает основание предположить, что в ближайшие годы динамика роста рынка ТИМ сохранится (рис. 1).

Согласно расчетам Госстроя РФ за последние 5 лет ежегодный рост российского рынка ТИМ составлял 15—20% и к 2010?г. может достичь 50—55 млн куб. м. Емкость рынка теплоизоляционных материалов в 2006?г. составила 31,5 млн куб. м, а в 2007?г. увеличится до 36,2 млн куб. м.
В течение последних лет структура производства утеплителей в России приближалась к структуре, характерной для промышленно развитых стран, где около 70% от общего производства ТИМ занимают волокнистые утеплители (рис. 2).

Несмотря на увеличение объемов производства на отечественных предприятиях импорт теплоизоляционных материалов по прежнему растет. Это указывает на постоянный рост спроса на ТИМ, потребность в которых все еще не может удовлетворяться мощностями отечественных заводов.
Экспорт ТИМ увеличивается более быстрыми темпами, чем импорт. Однако по объемам продукции импорт пока еще превосходит экспорт более чем в 2 раза. Российский рынок все еще пребывает в большой зависимости от иностранных поставок.

Доля российских производителей растет

В настоящее время на территории РФ насчитывается около 60 производителей ТИМ, среди них как крупные компании, производящие продукцию под узнаваемыми торговыми марками, так и заводы, производящие продукцию традиционно по российским ГОСТам.

Крупнейшими производителями основных видов ТИМ для российского рынка по прежнему остаются "УРСА Евразия" (19,56%), испанский концерн URALITA GROUP, компания "ROCKWOOL Russia" (14,83% рынка)— российское подразделение датского концерна ROCKWOOL, являющегося крупнейшим в мире производителем теплоизоляции из минеральной ваты, а также компания "Сен Гобен Строительная Продукция" (14,34% рынка) входящая во французский концерн Saint Gobain.

Рост производства ТИМ в России за период 2003–2008 гг. (млн. куб. м) Структура производства ТИМ в России за период 2003–2008 гг. (%)

Значительная часть продаж приходится на продукцию иностранных компаний, развивающих собственное производство на территории РФ. Тем не менее расстановка сил на рынке неуклонно меняется в пользу российских компаний.
Так, в 2006?г. суммарная доля трех крупнейших иностранных производителей сократилась на 1% благодаря вводу новых производственных мощностей отечественными компаниями.

Укрепление позиций

Волокнистые ТИМ

Продукция из стекловолокна представлена компаниями "Сен Гобен Изовер", "Урса Евразия", KNAUF Insulation, "Термостек", "Тисма".

В качестве событий, способных существенно изменить расстановку сил на рынке ТИМ в 2006— 2007гг., можно отметить запуск новой производственной линии на заводе "УРСА" в Серпухове, обеспечивающей рост производства до 40 тыс. т, а также пуск второй линии на заводе "Сен Гобен ИЗОВЕР" в Егорьевске, позволяющей увеличить производство до З млн куб. м. За период с 2005?г. была проведена реконструкция на заводах "Термостепс" в Ярославле, Волгограде, Твери, проведено техническое переоснащение завода в Салавате.

Значимым событием на рынке ТИМ стало строительство компанией ROCKWOOL нового завода минеральной ваты в г. Выборе и компанией "КНАУФ" нового завода по производству стекловаты в Ступинском районе Московской области.

В 2006?г. также была запущена новая линия EUROVEK на заводе "Тизол" в Свердловской области, выполнен монтаж второй линии на заводе "Минплита" в Челябинской области (торговая марка "Лайнрок"), запущено производство на заводе "Изомин" в?г. Ступино Московской области и "Изовол" в Белгородской области, построен завод "Лайнрок" в г, Новосибирске, модернизирован завод "АКСИ", принадлежащий компании "ТехноНиколь". В 2006?г. в?г. Рязани запущен новый завод "Техно", на котором смонтировано оборудование Eurovek/Termo мощностью 70 тыс. т в год, а к 2008?г. планируется запуск второй аналогичной линии. Планируется запуск производств и в Набережных Челнах, и Новосибирске, и на Украине.

Отмечена тенденция активного наращивания производственных мощностей несколькими производителями стекловаты. Об этом свидетельствуют планы дальнейшего расширения мощностей URSA и ISOVER и появление нового завода компании KNAUF Insulation, что указывает на перспективу дальнейшего увеличения их доли на рынке. Однако производителей минеральной ваты значительно больше, и инвестиционная активность в этом сегменте рынка существенно выше. Следует ожидать дальнейшего усиления конкуренции на рынке минераловатных ТИМ в связи с ростом мощностей и активизации производителей стекловаты и строительных пенопластов.

Если рассматривать рынок волокнистых материалов в целом, то в последние годы в структуре поставок продукции на рынок четко обозначилось сокращение объемов импорта, что связано с вводом в действие на территории России крупных мощностей ведущими мировыми производителями. Однако это обусловливается падением импорта преимущественно стекловатных ТИМ, тогда как объем ввоза минераловатной продукции продолжает возрастать.

Развитие новых производств каменной ваты существенно тормозится ограниченными возможностями производителей оборудования. В связи с этим можно ожидать создания и развития инжиниринговых центров в структуре таких компаний, как "ТехноНиколь".

Строительные пенопласты

Строительные пенопласты занимают сегодня третью (после стекловаты и минваты) позицию в общей структуре потребления ТИМ.
Самыми быстрыми темпами начали вводиться линии для производства экструдированного пенополистирола (ЭПП), известного на рынке благодаря продукции компаний "Пеноплекс", Dow Chemical, URSA и BASF. Его стали активнее применять в строительной теплоизоляции, в первую очередь в фундаментах и во внешнем утеплении стен. В 2007?г. доля ЭПП в структуре потребления теплоизоляции должна составить 5,3%. По их оценкам, сейчас в России работает уже свыше двадцати производителей ЭПП. Высокая инвестиционная активность производства ЭПП связана с тем, что по вложениям и времени реализации оно менее масштабно, чем производство каменной ваты или стекловаты. Кроме того, упростились условия вхождения в отрасль— появилось относительно дешевое китайское оборудование. Если стоимость итальянских или немецких линий составляет от 2 млн евро, то китайских— всего 100—600 тыс. долларов.

Динамика российского рынка строительных пенопластов за 2003–2008 гг. (млн. куб. м) Строительные пенопласты

В 2006?г. компания "ТехноНиколь", специализирующаяся на производстве кровельных, гидроизоляционных материалов и теплоизоляции, запустила сразу две линии общей мощностью более 550 тыс. куб. м в год. К 2009?г. компания планирует выпускать 2 млн куб. м ЭПП.
В 2007?г. экструзионную линию в России запустила корпорация Dow Chemical, запускает новый завод и корпорации URSA. В группе производителей экструзионного пенополистирола расширяет мощности компания "Пеноплекс— Холдинг", в т. ч. введен завод в Перми.

В октябре 2007 года запущена первая линия завода TERMIT в Красноярске, к концу года компания планирует запустить вторую линию, доведя мощность завода до 200 тыс. куб. м в год.
Темпы сегодняшнего роста рынка пенопластов определяются запуском новых производств, однако трудно предсказать, сможет ли рынок принять сразу такие объемы. Возможно усиление лоббисткой активности производителей ЭПП по расширению сегментов применения материала. Тем не менее динамика рынка скорее всего сохранится до конца 2008?г. (рис.3).

Качественные ТИМ

Новейшую историю рынка ТИМ России можно условно разбить на несколько периодов. Первый период— до 2002?г. Число производителей каменной ваты низкого качества больше, а премиум продукция представлена только иностранными производителями. После 2002?г. определилась общая тенденция по использованию качественных ТИМ на рынке, произошло изменение строительных традиций в пользу новых материалов. Начиная с 2003?г. происходит рост инвестиционной активности с производством качественных ТИМ и переходом в инвестиционную гонку в 2005— 2007гг. Лидером гонки на сегодняшний день является компания "ТехноНиколь".

Перспективы подотрасли— тенденции сохраняются

Среди характерных тенденций, определяющих состояние российского рынка стройматериалов и его дальнейшее развитие, эксперты выделяют:

  • ввод новых производств и в меньшей степени модернизацию старых;
  • завершение процесса консолидации производственных активов предприятий, что оставляет на рынке относительно небольшое количество самостоятельных игроков.
  • рост объемов отечественного производства и увеличение его доли относительно иностранных производителей;

Сегодняшняя динамика развития рынка такова: чтобы удержать позиции на рынке, требуется постоянное увеличение объема продаж. Однако темпы наращивания производственных мощностей позволяют ожидать скорого исчерпания этого потенциала, что станет началом нового этапа, связанного с резким обострением конкурентной борьбы. Однако ее накал может существенно снизиться при условии увеличения размещения госзаказов на отечественных предприятиях и определенной приверженности покупателей к отечественной продукции.

Тенденции российского рынка ТИМ отражают фактор принципиального значения — переход из фазы развивающейся экономики с ее императивом дешевизны в фазу развитой экономики, где основным критерием является качество. В сложившихся условиях активные структурные процессы на рынке теплоизоляции будут продолжаться.

Илья Глазунов

Источник: Журнал «Сибирское строительство»