Интерьер двух "F": фьюжн и функциональность | Дизайнер Евгений Матонин
Городские пространства всегда чем нибудь стеснены, не исключение и жилые объёмы городских квартир. Потому стремление заказчика и задача дизайнера — использовать это замкнутое пространство максимально функционально, "раздвигая" его рамки посредством специальных приёмов и визуальных решений. Современная жизнь чаще всего не предполагает "чистоты" стиля, а потому востребован фьюжн, как соединение наиболее удобных и удачных элементов разных направлений. Именно такой интерьер, функциональный и смешанный, разработан известным красноярским дизайнером Евгением Матониным.
Избавление от коридорных страстей
Задачу сотворения комфортного и функционального интерьера предваряли довольно масштабные работы по перепланировке типовой квартиры в серийном панельном доме. Предстояло избавиться от бессмысленных и неудобных коридоров и вовлечь высвобождаемые пространства в рационально эксплуатируемую жилую зону. Исходная квартира была четырёхкомнатной — такой она и осталась, но за счёт избавления от неиспользуемых коридоров и перетасовки предназначения комнат и помещений увеличена площадь кухни и ванной. Зал остался в прежних размерах, а использование пространства остальных помещений было оптимизировано. Прежнюю кухню поменяли местами с одной из комнат, к которой посредством демонтажа стены присовокупили высвобожденную коридорную площадь. За счёт проходного коридорчика, площадь которого продолжает служить зоной прохода, пространство кухни столовой заметно возросло — и в метраже, и, главное, зрительно.
На месте бывшей кухни сделали детскую комнату — маленькую, но компактно уютную. За счёт того, что был урезан коридорчик, и объединения с санузлом увеличилась площадь ванной — более чем в полтора раза. В гостиной открыли скрытый ход, служивший раньше входом в квартиру — это была вторая по счёту генеральная перепланировка квартиры. В результате предыдущего переноса входной двери к кухне прибавилась довольно вместительная галерея. Спальня и вторая детская комната остались в прежних пределах — их стены несущие и перепланировка не представлялась возможной.
Сложности были с подводом воды в связи с переносом кухни и удалении от водопроводного стояка. Решение осуществлено за счёт небольшого наращения толщины стены, скрывающей подводящие трубы. Это, может, не суперфункционально, зато удобно. Результатом перепланировки стала оптимизация жилого пространства и максимально функциональное его использование. Избавленная от коридорных страстей квартира прибавила в полезном объёме и приятном комфорте.
Сплав италии с Японией
Основная задача состояла в том, чтобы вскрыть как можно больше пространства и сделать его максимально функциональным. Эта макси затея решалась с применением довольно минималистических приёмов и стилистики фьюжн. Fusion дословно переводится как "слияние, сплавление", и в выбранном ключе были соединены элементы направлений, очень разделённых культурно и географически, но близких по аскетичности цветового и фактурного решения — японского "перегородочного" стиля и двухцветного, контрастного по колористике апеннинского дизайна. Итальянский, вернее даже венецианский акцент добавлен посредством панорамных видов "Сиятельной" на стенах гостиной. Интерьер в целом решён в светлых тонах, с небольшими цветными нюансировками разных комнат. Светлая цветовая доминанта зрительно раздвигает пространство и добавляет ему воздушности. Это способствует основной задаче — сделать весь объём функциональным, избавив его от "пропащих" зон.
Обопнувшись у порога
Прихожая получилась очень узкая — всего 1,3 метра, и потому вместо массивного шкафа первоначально хотели установить открытые стеллажи, чтобы зрительно высвободить пространство. Однако потом всё же установили по всей длине узкий шкаф — высотой 2,65, длиной 2,40 метра и глубиной 45 см. Без шкафа в прихожей никак не обойтись, но он не должен вытеснять и заменять собой прихожую. Предпринятым способом удалось достичь компромисса и обеспечить соседство обеих составляющих, хотя и в зауженных размерах. Во всяком случае, в прихожей имеется пространство, чтобы обопнуться у порога и упрятать плащи и куртки в шкафу.
Взято не с потолка
Чтобы объединить и одновременно зонировать помещения, дизайнер немного "поиграл" с потолками, выполнив их в разных уровнях с использованием гипсокартона. Те части, которые работают на проходную зону, снабдили точечным освещением, таким образом, немного их приопустив. Те части, которые можно было не опускать, оставили на уровне бетона. Приёмом "ходящих" и плавно переходящих уровней потолков осуществляется визуальное зонирование помещений после удаления излишних стен — при этом пол везде остался ровным, без служащих подобной же задаче зонирования настилов и подиумов. Пришлось опустить часть потолка в кухне, чтобы разместить вытяжку с гофротрубой.
В части бывшего коридора, в новом варианте задействованной в зоне кухни гостиной, чтобы сместить эту проходную зону, применили натяжную тросовую систему — не встроенную, а подвесную. Тем самым была обозначена зона разноуровневых потолков — этими двумя нитками трековой натяжной системы задана ощущаемая зрительно условная граница помещений. При разграниченности интерьерных модулей общее пространство сэкономлено за счёт убранных стен и перегородок — при этом функциональность не только соблюдена, но и практически возведена в абсолют. Такое решение не "взято с потолка", а наоборот — взяло и вовлекло потолки в достижение общей задачи.
Гостиная с вёслами
Пространство вдоль стены гостиной максимально занято Г образным диваном, со встроенным в него журнальным столиком. Чтобы оживить и разнообразить большую поверхность стены за диваном, удалось уговорить хозяев разместить на ней большое текстильное панно с фотопринтом венецианского вида набережной площади Сан Марко с гондолами и вёслами. Это готовое панно почти в монохромном исполнении с нанесённым абстрактным текстом. Неяркий, прозрачный пейзаж иллюзорно добавляет дополнительное пространство и создаёт ощущение панорамного вида, просматриваемого из окна. Гостиная с лодками и вёслами смотрится если не веселее, то просторнее и воздушнее.
Итало японская аскеза
Спальня функционально и пространственно не изменилась. В ней был встроен большой шкаф, который закрыл дальнюю стену. Таким приёмом решены сразу две задачи: обеспечен вместительный объём, позволяющий хранить и скрыть вещи и предметы, а также утеплена промерзавшая ранее внешняя стена. Поверхности стен просто обработаны и отштукатурены с применением обычных шпатлёвок Nivelin и штукатурок "Ротбанд", которые потом оклеены виниловой паутинкой, защитным слоем стеклообоев и просто окрашены. Таким манером выполнены все остальные стеновые поверхности квартиры. От предложенного использования обоев, которых сейчас большой и качественный выбор, заказчик отказался — сказалось стойкое предубеждение против их наклейки и возможной необходимости регулярной подклейки. Здесь важную роль играет психологический настрой клиента, хотя обои сейчас очень востребованы и набирают популярность: возможности выбора и комбинирования высоки, так же, как и их качество и разнообразие основ и текстур. Цены на высококачественные обои сейчас колеблются в диапазоне от тысячи до трёх тысяч рублей за квадратный метр. Варьируются и орнаменты, и ширина рулонов, что делает их очень удобными в применении.
Евгений Матонин архитектор — автор проекта
В спальне установлена стандартная широкая кровать итальянского дизайна и производства. В тон фурнитуре хотели подобрать и обрамление створок шкафа купе, но пришлось выбрать алюминиевый профиль, поскольку тёмной фурнитуры в городе не оказалось. Кровать — главный элемент спальни и потому диктует все цветовые и стилистические решения. В ней задан лишь намёк на японский стиль — в основном цветовым подбором и грубыми, прямоугольными очертаниями драпировки и подушек. В тон и в стиль подобраны японского вида перегородочные переплёты, хотя, признатся Евгений, островная стилистика немного "притянута за уши". В общем как компонент общего сплава фьюжна она работает неплохо, а этничность прочерчивается лишь поверхностно. Все эти дверки "бумажной" наружности перекликаются со светильником, отдалённо напоминающим о дальневосточных мотивах. Плафоны светильников тканевые, по фактуре и цвету смахивающие на рисовую бумагу, а каркас выполнен из металла с декором тёмных деревянных деталей. Под стать кровати и светильнику выполнена полочка — строгая и минималистичная, шпонированная тёмным деревом. Спальня небольшая и вмещает кровать, две прикроватные тумбочки и телевизор — в общем, ничего лишнего — как и должно быть в спальне.
Интернациональный свет
Светильники и настольные лампы, размещённые в спальной комнате, достаточно контрастные, австрийской фирмы Kolarz — они не серийного производства и выполняются по каталогам после поступления конкретного заказа. Эти светильники отмечены индивидуальностью и элегантностью исполнения. В разных частях квартиры светильники разные — обеспечивающие точечное, кулуарное и общее освещение. Гостиную освещают центральный светильник Veroca 2 "B—Lux", натяжная осветительная система 150 system "TRADDEL" — оба итальянского производства, а также германский торшер "Nave". Точечные светильники также очень функциональны — размещены над кухонным гарнитуром, а в гостиной они спарены — причём это не двойной точечный светильник, а два разнонаправленных световых потока. Один светит на диван, а второй высвечивает видовое панно на стене за ним. Натяжные системы также очень функциональны: часть светильников направлена на проходную зону, другая — на заднюю стену. Они регулируются и передвигаются на 360°, но такое вряд ли потребуется часто — настроенные, они светят туда, куда надо, а потому крутить их и передвигать нет никакой нужды. Кухня и детская озарены итальянским светом — "Linea Light", а комната мальчика — испанским, фирмы "LEDS". Такой вот получился интернационал — свет со всего света?
Оранжевое детство и зеленоватое отрочество
Две детские комнаты, предназначенные для разнополых детей разного возраста, имеют различное цветовое решение. Комната, предназначенная для десятилетней девочки, чуть более оживлённая — в ней задана оранжевая гамма, но не яркая, а по акварельному размытая и приглушённая. Шкаф, стол, диванчик в бежево оранжевых тонах, такие же шторки, небольшие точечные светильники со стеклом, очень функциональные — так создана компактная зона для игр и занятий. Не очень вписывается в общую картину пианино, но что поделаешь — музыкальное искусство потребовало эстетических жертв. Никаких особенных предметов и тканей заказывать не пришлось — просто ансамбль был подобран в одном ключе и в одной гамме из имеющегося в наличии ассортимента.
Вторая комната, прежде служившая кухней, очень невелика по площади и предназначена для подростка тинейджера. Чтобы совсем не обкрадывать пространство подростковой обители, за счёт внутреннего объёма ванной к комнате прирезан небольшой кусок, в котором разместили встроенный шкаф. Комната небольшая и прямоугольная, почти квадратная, сохранила простор и одновременно оборудована скрытым в стене вместительным встроенным шкафом. Здесь всё очень функционально: рабочая зона с компьютерным столом, диван трансформер размером 1,4 метра — достаточный, чтобы спать ребёнку, спрятанный в стену шкаф, в котором можно спрятать с глаз долой все вещи. В принципе, здесь ничего больше разместить не представлялось возможным. Комната решена в зеленовато салатовых тонах, настраивающих на спокойный и учебный лад. Молодо — зелено, а потому цвет подростковой именно таков. Здесь фьюжн представлен с элементами хай тека — добавлены техногенные, словно "выпученные" светильники, выполненные из стекла и металла.
Кухонная лирика
Итальянская кухня глубоко проникла в российский обиход. Речь не только о макаронах, спагетти и прочей пасте, но и о мебельном оформлении домашнего очага. Так и здесь: кухонный гарнитур и стулья — итальянского производства, фирмы Aran. Встроенная техника и кухонная машинерия выбрана заказчиком самостоятельно раньше.
Кафельная плитка — тоже итальянская, поставлена "Студией плитки", фартук выполнен коллекционным кафелем Mini design, поставляемым ее компаньонами по каталогам, со всеми бордюрами и прочими милыми мелочами. Напольный керамогранит четырёх цветов подобран из ассортимента фирмы "Элитстрой".
Если оконные проёмы всех остальных комнат занавешены традиционными текстильными шторами, то окна кухни оборудованы роллошторами, что также позволяет не скрадывать пространство выпуклой пышностью драпировок обычных штор. Свободное кухонное пространство имеет особое значение — оно даёт свободу полёту кулинарной фантазии и размаху готовящих пищу рук.
Гигиенический простор
Ванная, совмещённая с санузлом, также организована очень функционально. Никакой этнической стилизации здесь нет — зеркало, стиральная машина, привычный блестящий белый европейский санфаянс, хромированный металл, плитка на стенах и полу. Кафельная плитка — из той же коллекции, что и фартук на кухне, на полу — керамогранит — такой же, что икухонный. Вся сантехника, кроме ванны и душевой кабины, которые уже были установлены прежде, — итальянского производства, Porcher Sanline фирмы Global. Верхнее освещение, направленное на зеркало, — также австрийского производства. В нише как раз за раковиной из смежной комнаты выступает встроенный шкаф, служащий для хранения вещей мальчика подростка. В результате перепланировки площадь ванной комнаты увеличилась практически вдвое — с трёх с половиной до шести квадратных метров, таким образом, королевство гигиены стало не столь маловато — есть где разгуляться и поплескаться.
Британский кот
Как водится, первым в новые апартаменты запускают кота — эти независимые домашние твари выступают первопроходцами и теневыми хозяевами квартиры. Водится пушистая бестия и здесь — без кошачьего присутствия не обошлось. Упитанный, как положено по экстерьеру, кот британской породы здесь полноправный хозяин. Интерьер озаряется его широкой чеширской улыбкой и оглашается требовательным мявом. Полосатый британец — настоящий хозяин своего дома — своей крепости. Кот, конечно, не элемент интерьера, но привносит свою английскую толику в общий итало японо австрийский фьюжн, минималистический и функциональный.
Послесловие о функционализме
Функционализм как стилевое направление был заложен в 20—30 х годах XX века немецкой школой дизайна Баухаус. Его апологеты проповедовали полное отрицание излишней декоративности предшествовашего модерна. После конца Веймарской республики основоположники бау?хауса, как, например Мис ван дер Рое, эмигрировали в Америку, положив начало тамошнему дальнейшему развитию прагматичной архитектуры и сопутствующего ей дизайна интерьера. Функционализм в дальнейшем получил развитие благодаря разработкам Ле Корбюзье и Оскара Нимейера, а в дизайне мебели —стараниями Ричарда Старка и других.
Философия стиля исчерпывающе выражается девизом: "форма определяется функцией". Дом — не что иное, как "машина для жилья", поэтому интерьер строится по принципу максимальной функциональности. Мебель может иметь прямоугольные лаконичные формы или смягченные пропорции, когда кресло в точности повторяет линии спины и рук сидящего. В любом случае мебель, выполненная в этой стилистике, всегда узнаваема, её отличают ясные и законченные формы. Обивочные материалы (кожа, кожзаменитель или текстиль) идеально облегают наполнитель, балансируя на грани между мягкостью и упругостью. Это также функционально — наиболее удобно для позвоночника и "пятой точки". Всё для пользы дела и тела — ничего лишнего, всё прагматично и рационально. Таков канон функционализма.
Геннадий Рыбаченко