Альпийские шалости | Коттедж в стиле Шале
Слова шале и фондю, спустившиеся с альпийских гор, прочно вошли в российский обиход. Ещё бы — от них веет теплом и сытой размеренностью, да и само слово chalet несёт в себе корень, обозначающий тепло. Сытая и безбедная, мирная и размеренная жизнь альпийских бюргеров и буржуа в собственном просторном домике, — вящий символ семейных ценностей, столь востребованных и проповедуемых сегодня. Пропоём и мы альпийским йодлем незатейливую песенку во славу шале и всего того, что их наполняет и окружает.
По долинам и по взгорьям
Свежими впечатлениями от созерцания облика и уклада жизни в горных деревушках альпийских курортов поделились Сергей и Татьяна Молтянские. Они недавно вернулись из поездки в европейские Альпы, сочетавшей отдых и дела, полезное с приятным. Маршрут супругов Молтянских пролегал "вокруг Швейцарии" — по дуге, обнимающей конфедерацию с юга, от французских Альп через итальянский горнолыжный курорт Кортина—д`Ампеццо до австрийского Инсбрука. Они отмечают, что и ландшафты, и вписанные в них городки и деревушки похожи между собой — как, впрочем, жизненный уклад и культурные традиции братских альпийских народов.
Сергей Молтянский: «Простой, безбашенный силуэт двускатных крыш очевидно восходит к греческой классике. Всё натурально и экологично, строго и со вкусом»
От названий тамошних городков и деревушек веет чем то родным: Шамони, Межев и Кортина—д`Ампеццо легко переделать во вполне привычные русскому уху Шамониху, Межёвку и какое нибудь Коркино Запечное. Принципиально знакомой и родной выглядит и традиционная архитектура альпийских городов и весей: массивный и прочный каменный цоколь с деревянными надстройками двух этажей — вполне в духе российского "дома с мезонином". Справедливости ради нужно вспомнить, что взаимопоникновение культур идёт уже не первое столетие, все мы — пришельцы и выходцы из европейской части континента, а само слово "мезонин" происходит от французского maison — то есть "дом". Разница ощутима лишь в благоустройстве палисадников и улочек — то, что для Европы норма, для российской глубинки — пока блажь и пижонство. Правда, и день ото дня крепчающее собственническое сознание россиян укрепляется не только и уже не столько высокими заборами, но и привлекательными живыми изгородями и прочими прелестями начального ландшафтного дизайна.
Шальные деньги французских Альп
При всей простоте архитектуры и быта альпийский бренд незаслуженно и безосновательно продвинут как "роскошный" и "расточительный", а топонимы вроде Куршевеля стали практически нарицательными. Продвижению такого понимания альпийского быта способствовал не только растущий престиж катания на горных лыжах, но и вакханалии, устраиваемые российскими кутилами нуворишами. Купеческая широта некоторых русских душ и привычка сорить деньгами напоказ сослужила плохую службу репутации самих русских затейников и утвердила реноме некоторых курортов французских Альп как баснословно дорогих мест для отдыха элиты. Русские "сделали" Куршевель,ы и тот им отмстил санкциями против части русского олигаршества. Впрочем, не весь столичный бомонд из солидарности отвернулся от неблагодарных французов, а г н Прохоров со товарищи обратили взоры и средства на отечественные, чудесные для катания местечки. Нет худа без добра и художеств без доброй патриотической рефлексии?
Надо сказать, что слава альпийских местечек как невероятно дорогостоящих сильно преувеличена. Цены на отдых на горных курортах французских, итальянских и австрийских Альп вполне демократичны: от полусотни евро в день за номер с питанием до десятки с носа за день для студентов, селящихся компаниями в апартаментах. Разве это деньги?! Снять домик гораздо меньшего комфорта и звёздности где нибудь на Шира или в Шерегеше обходится дороже?
Дама в шали и в шале
Всё смешалось в доме и мире — так, крупнейший российский специалист по разработке швейцарских домиков носит прибалтийскую фамилию. С творческим участием известного дизайнера Ирены Барене уже возведены пять пригородных посёлков в стилистике шале под Москвой, а сейчас проектируются новые уголки в Подмосковье и Подпетербуржье. Столичные сабурбии, конечно, меньше всего напоминают альпийские ландшафты, но что поделаешь — мода зла и непреодолима, а зажиточный столичный люд хочет обитать в уюте и комфорте изысканной простоты швейцарского быта. Солидная публика предпочитает солидный антураж и интерьер?
Популярность шале в среде отечественного среднего класса и выше продиктована устоявшимися ассоциациями с надёжностью сейфов швейцарских банков. По мнению госпожи дизайнера, автора модного бренда "Chalet & Шале", перспективы строительства загородных и пригородных территорий в стилистике шале растут день ото дня — вместе с ростом благосостояния и численности "среднего класса". В одном из интервью Ирена Барене говорит: "Моих заказчиков, — а это, как правило, состоявшиеся в жизни люди, — объединяет одно: нечеловеческое напряжение, постоянные стрессы и, как следствие, — непреодолимое желание расслабиться и отдохнуть. А архитектура шале проста. Эти дома удобны и уютны, их атмосфера располагает к расслаблению, а обстановка сочетает в себе легкость и простоту, комфорт и изысканность. Тут не надо "держать стойку", можно быть самим собой, растянуться в кресле у камина рядом с любимым псом или бродить по саду в потертых джинсах и сандалиях на босу ногу". В общем, шале кофортны и теплы, как накинутая на плечи шаль — тёмно вишнёвая или какая другая?
Альпийская история
Изначально альпийское шале — это просто и надёжно построенное из массивного бруса убежище для скота и человека, которое должно защищать от непогоды в горах. Шале, выстраиваемые в романтических парках восемнадцатого века, представляли собой садовые павильоны в виде сельского домика, который вносил в пейзаж пасторальный оттенок. В общем, шале исторически — это жилище пастуха, пасущего коз и коров на альпийских склонах. По прошествии времени банковский локомотив швейцарской экономики потянул за собой и смежные отрасли, в том числе и курортно развлекательную. Швейцарские сыр, часы и шоколад стали национальными брендами и эталонами высочайшего качества, а традиционные домики шале — символами достойного и комфортного проживания на природе.
Местные хайлендеры стали вдобавок и хайстандардерами — по продолжительности и высоким стандартам уровня жизни Швейцария занимает одно из лидирующих мест на планете. Немалую роль в этом сыграла история: грамотная кредитно финансовая политика и многовековой нейтралитет швейцарских конфедератов сделали своё дело. Да, пожалуй, сама местная природа наложила отпечаток на характер и привычки местного населения: в горах легко дышится, а в пасторальном пейзажном окружении всё настраивает на спокойный и деловой лад, отчего дела идут только в гору — заснеженную альпийскую, естественно.
Отражает повседневные привычки и выражает эстетические критерии местных обитателей и архитектура шале. Домики приземисты и основательны, как черты сложившегося национального характера — приземлённый прагматизм в сочетании с возведённой в абсолют политкорректностью (дружелюбием и вежливостью), не чуждый общеевропейскому стремлению к красоте и веселью.
Простой, как эдельвейс
Неспроста эдельвейс слывёт символом альпийской природы. Его и цветком то назвать трудно — сухая и белёсо седая былинка с опушённым соцветием без цвета и запаха — этакая кошачья лапка, почти гербарий. Однако же именно неприхотливость и неброскость растительного символа Альп как нельзя более точно отвечает рачительному и невычурному жизненному укладу альпиян. Столь же просты и понятны альпийские домики.
Хижина традиционного альпийского шале строилась из местных природных материалов, камня и дерева, в качестве побелки для оштукатуренных стен использовали известь. Всё, что растёт и залегает, а также получается обжигом — известняки доломиты, сосновая древесина и лыко дратва лиственных пород — всё родное и своё.
Высокий цокольный этаж всегда возводился из камня, чтобы не только надежно защищать дом от холода, влаги, снега, но и строить фундаменты и стены цокольного этажа на любом горном склоне. Кроме того, это и центр тяжести строения — да и странно было бы предполагать деревянный низ и каменный верх.
Все верхние этажи классического шале (как правило, первый и мансардный) собирали из массивного бруса хвойных пород (сосна или лиственница). Дерево со временем под воздействием ветра, снега, дождей, солнца и холода окислялось, морилось, темнело, становилось просмоленным. Фасады, обращенные в сторону непогоды, обшивались щепой или дранкой, поэтому они выглядели не очень презентабельно. Это тоже весьма рачительно и традиционно — кто ж на них смотрит! Зато восточный, обращенный к солнцу фасад, делается самым красивым и смотрит на долину и восходящее солнце. Его стены штукатурили, красили белой известью, украшали яркими росписями, декорировали выступами, балконами и резьбой. Мотивы росписи, как правило, представляют религиозную сюжетику: Дева Мария, Троица, рождественские сценки с хлевом и овечками, поклонения волхвов, и святые, хранители домашнего очага: Флориан, Леонард, Георгий, Себастьян и великан Кристоф. Нередко на фасадах начертаны девизы, остроумные пословицы типа: "Строительство дома могло бы быть бесценным удовольствием, если бы не было так разорительно". Таков парадный фасад, исполненный благообразия и благочиния.
Такова простая и незатейливая архитектура шале: массивный и основательный каменный цоколь, белённый известью первый этаж, бревенчатый или брусовый верх, мансарда с простой и покатой двускатной крышей, глубоко нахлобученной на дом и выдающимися краями укрывающей стены от дождя, выполненные из дерева балконы, потемневшие потолочные балки внутри и тёплый, обволакивающий уютом интерьер. Всё это шале — и ничего лишнего.
С милым и в шале рай
Стилевой облик шале, по мнению Сергея Молтянского, сложился исторически. Это дом в горном селе с белёным первым этажом и потемневшим деревом на втором уровне. Классика жанра: чёрный верх — белый низ, и от сложившихся канонов никто не отсту?пает. Непременны и неизменны невысокие двускатные крыши, столь любые рассказчику как профессионалу кровельщику. Их простой, безбашенный силуэт как то очевидно и зримо восходит к греческой классике и ордерной системе, что строго и со вкусом. В альпийских городках крыши не крыты черепицей, как на адриатическом побережье и в центральной Европе, а покрыты простым ровным настилом, традиционно прикрываемым дратвой или просто выкрашены. Деревянные балконы поддерживают деревянные балки, карнизы очень широкие — здесь метровые, надёжно укрывающие стены от дождя. Всё натурально и экологично.
Сохраняется и охраняется сложившаяся ландшафтно архитектурная среда: в Кортина—д`Ампеццо, например, запрещено строить что нибудь новое — организовано что то вроде заповедника. Так не перегружается пейзаж, а реконструируемые здания и новодел выполняются в тех же объёмах — по крайней мере, в тех же силуэтах и пропорциях. Без строительства новых гостиниц не обойтись, ведь это зона сплошного курорта, по сути это не города даже, а гостиничные комплексы с живущим по соседству персоналом. Но при этом всё, что строится, даже многоэтажные многозвёздные гостиницы, строится как можно гармоничнее общей картинке и в доминирующей стилистике. Разве что начинка несколько иная, соответствующая повышенным требованиям заезжих VIPов.
В облике альпийских городов элемент хаотичности застройки выпукло заметен — всё таки городки старинные и их планировка произрастает из средневековья. Однако этот элемент стихийности нивелируется и смягчается единообразием двускатных крыш, даже домов разной этажности. К тому же альпийский городской пейзаж с его кривыми неширокими улочками всё время упирается в природный, а ухоженность и благоустроенность усиливают это удвоенное очарование природы архитектуры.
Татьяна Молтянская: «Аккуратные невысокие заборчики, неброские уличные светильники, узкие мощённые булыжником улочки и тротуары — там всё как в доброй сказке»
По впечатлениям Татьяны Молтянской, небольшая разница в облике альпийских деревушек соседних стран всё же присутствует. Во Франции фасады окрашены поярче и декор побогаче — рождественские венки и украшения сменяются летними гирляндами и цветочными вазонами. Стриженые живые изгороди, сформированные кроны туй и красноречиво названные "альпийские горки" (альпинарии, рокарии) с сезонно цветущими рододендронами и прочими кустарниками дополняют картину, сливая рукотворную среду с нерукотворным окружением. Особый шарм привносят горные речушки, пополняемые карстовыми и талыми водами — их бурные журчащие потоки хрустальной воды оживляют пейзаж, делая его ещё более сказочным.
Татьяна рассказала, что когда впервые посетила Шамони, то словно попала в сказку. Аккуратные невысокие заборчики, неброские уличные светильники в форме шаров, стриженые деревья с кронами из оставленных лишь толстых веток — они смотрятся эффектно даже без листьев, просто с почками и шишечками. Узкие мощённые булыжником улочки и тротуары — метра три шириной, на которых сложно разъехаться встречным автомобилям, отчего по многим из них движение одностороннее. Всё ухожено — всё как в доброй сказке. При взгляде с соседней горы чёткого прямоугольного рисунка улиц не просматривается — их искривлённые завитки скорее образуют узор вроде каракулевого. При этом по ним умудряются проезжать огромные туристические автобусы! Никто назад не сдаёт — развернуться невозможно, а всё движение — только вперёд и закольцовано кругами. "Попав после Шамони в более ухоженный и престижный Межев, от увиденной архитектуры я просто ошалела", — говорит Татьяна. Оно и понятно — город отстроил миллионер, предназначавший его для ближнего круга друзей и родственников. Там шикарно отстроенный центр, тоже не новодел, а уже почти с вековой историей, вокруг которого нарастала и продолжает прирастать фешенебельная курортная инфраструктура. При этом, в принципе, нет никакой сегрегации — все туристические потоки регулируются классностью сервиса и соответственно его стоимостью, а отдых в Альпах вообще отличается демократичностью и доступностью в весьма широком диапазоне состоятельности отдыхающих.
Впрочем, наружность часто обманчива, и стиль шале можно охарактеризовать как изысканную простоту. За грубоватым и простоватым экстерьером альпийских домов скрывается весьма комфортный интерьер. Перекличка фасадов и внутренностей дома осуществляется за счёт деревянных потолков с нарочито нескрываемыми потолочными балками потемневшего дерева. Это своего рода шик, стиль, винтаж. Непременным атрибутом выступает камин или очаг — как притягательный центр домашнего уюта, "точка сборки" интерьера. Во внутреннем убранстве много древесины и плетения — мебель, стеновые панели, паркет. В общем, хоть с милым и в шалаше рай, но в шале рай с ним гораздо более приятен?
Ошалевающая Сибирь
Ничто не мешает, а наоборот — всё способствует продвижению моды на строительство в духе шале в нашей замечательной местности. Издавна повелось называть предгорья Саян "сибирской Швейцарией" — красота местных ландшафтов сподвигает. Пресловуиые эдельвейсы и прочая субальпийская флора — для нас никакая не экзотика. Эти невзрачные символы альпийского благополучия прекрасно произрастают на крутых склонах берегов Енисея — в том же Академгородке или на холмах возле Базаихи. В таких ландшафтах шале впишутся и пропишутся максимально гармонично. Про строительство гостиничной инфраструктуры перспективных горнолыжных курортов вроде Ергаков и говорить не приходится — сам бог велел возводить здесь шалевидные домики. Такие уже построены и прекрасно смотрятся на Гладенькой в Хакасии, не за горами, а посреди них строительство подобных коттеджей и в прочих живописных местностях нашего славного города и края. Ошалевай, Сибирь!
Геннадий Рыбаченко