Чисто английское удобство | Дизайн интерьера
Добротность и солидность английского быта вошла в поговорку. Как здесь не вспомнить знаменитое изречение "мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи". Интерьер в английском стиле отличает высокое качество материалов и дороговизна деталей. Он создаётся на протяжении долгого времени и рассчитан если не на века, то на очень долгую службу. Это интерьер для настоящих джентльменов и леди - престижный, долговечный и удобный.
Come in, ту камин
Дом британца - его крепость, а центром этого замкнутого и уютного мирка выступает камин. В Великобритании климат мягкий и ровный, круглый год можно ходить в одном свитерке, а потому традиционные английские жилища в большинстве своём не оборудованы центральным отоплением. Пространство дома обогревает камин, мощная тяга которого ко всему прочему и проветривает жилище. Созерцание живого пламени, сидя укутанным пледом в кресле у камина, - просто квинтэссенция и хрестоматийная картинка из английского быта. Дом - крепость с очагом, гостеприимный к дружелюбно настроенным. Come in, please!
Кабинет английского
Классический английский интерьер солиден, добротен и уютен. Прежде всего это относится к гостиным и кабинетам. Это кабинеты, отделанные темными дубовыми или ореховыми панелями, зеленым сукном, ситцем и высококачественными обоями - так называемыми "индийскими бумагами". Такой кабинет обязательно включает в себя солидный рабочий стол и обширную библиотеку. Излюбленный декор - вертикальная полоска, которая используется в обтяжке мебели, оформлении стен и стеновых панелей, рисунке обоев и тканевой обивке.
В наше время английский стиль выражается как в прямом копировании его исторических разновидностей (викторианство, Чиппендейл, Шератон), так и эклектическом решении. Эклектическое направление органично включает в себя дух и черты различных эпох. Мебель в английском стиле собирается из массива, который подвергается минимальной поверхностной обработке - натирается воском либо лакируется. Это позволяет показать текстуру древесины во всей красоте и натуре.
Чиппендейл спешит на помощь
Имеется в виду, конечно же, не пара диснеевских грызунов, а стиль мебели - неотъемлемый элемент викторианского интерьера. Подлинные антикварные предметы меблировки той эпохи стоят больших денег, но стиль на то и стиль, чтобы по высоким образцам изготавливать новодел. Стилизованная под аутентичный чиппендейл мебель спешит на помощь дизайнеру, задавшемуся целью сотворить уголок ушедшей эпохи.
Характерной особенностью мебели этого стиля выступает изящно изогнутый силуэт. Во всех деталях нет чётких жёстких сочленений, а в не затянутых обивкой сохраняется фактура дерева - без массивной полировки, а просто покрытого тонким, почти невидимым слоем мебельного лака. Спинки кресел прорезные открытые, жесткие, богато украшенные резьбой и инкрустацией. Ножки заканчиваются хищной птичьей лапой, сжимающей шар, - меблированная геральдика, символизирующая статус тогдашней Британии как мировой владычицы. Мебель в стиле чиппендейл элегантна и и импозантна, вместе с тем добротна и натуральна.
Стиль получил имя мастера, его придумавшего. Томас Чиппендейл (Thomas Chippendale) родился 5 июня 1718 года в семье краснодеревщика в Отли (графство Йоркшир). Специалисты считают Чиппендейла одним из лучших мастеров мебельного дизайна восемнадцатого века. В 1749-м он открыл свою мастерскую в Лондоне, а в 1754-м издал роскошный каталог, переизданный в 1759-м и 1762-м годах. Этот альбом эскизов мебели, в которых использованы готические, китайские и рокайльные мотивы, вскоре принёс известность и процветание своему создателю. Мебель, созданная по эскизам Чиппендейла, была прочной, долговечной и комфортабельной. Особенно хороши оказались стулья и кресла Чиппендейла, отличительной чертой которых была резная сквозная, так называемая "ленточная" спинка. Любимым материалом мастера было неокрашенное темное красное дерево. Он был прекрасным резчиком и любил украшать свою мебель резным орнаментом. Чиппендейл перенес на английскую почву французский стиль, а его трактовка китайских мотивов до сих пор находит своих подражателей. Стиль Чиппендейла оказал влияние на дизайн мебели в Америке и отчасти в Германии (вспомните 12 стульев мастера Гамбса!). Умер Чиппендейл в Лондоне 13 ноября 1779 года, но один из одиннадцати отпрысков продолжил фамильное дело Чиппендейлов.
Атрибуты и аксессуары викторианского интерьера
Чтобы понять, как и из чего сформировался английский стиль, нужно вспомнить историю. В викторианскую эпоху наука и техника развивались, а мода стояла на месте. Предметное наполнение обогащалось привезёнными из дальних колоний сувенирами и безделушками, и в этом скопище бесполезных вещиц подданные королевы Виктории чувствовали себя уверенно и комфортно. Так желали консервативные придворные, отдавая предпочтение эклектичности - сочетанию рококо, барокко и классицизма. В дизайн интерьера долгое время не привносилось ничего нового, кроме чисто практичных изобретений.
Главная тенденция современного викторианского стиля (как и того времени) - насыщенность деталями. Интерьер наполнен широкими креслами, диванами и шкафами, занимающими чуть ли не все пространство комнат, всегда соседствуют декоративные элементы: тумбочки, табуреты, подставки, подвесные полочки? При этом, несмотря на визуальную тяжеловесность, мебель мобильна, благодаря небольшой массе предметы интерьера легко передвигать с места на место, меняя обстановку.
Остров Альбион неспроста прозвали "туманным", и серо зелёная гамма здесь доминирует. В противовес погодам художники нашли простое решение: использование в декоре насыщенных цветов. Темно зеленый, бордовый, ярко желтый, оранжевый, красный, коричневый возвращают летний солнечный оптимизм, а кресла и диваны, в которых можно "утонуть", и исходящее от камина тепло позволяют хозяину забыть о прошедших буднях и погрузиться в мир отдыха.
Стены викторианского интерьера забраны гобеленами или оклеены обоями со сложным орнаментальным рисунком, часто объемным, напоминающим барельеф. Преобладают геометрические и растительные мотивы: популярно изображение кленовых, дубовых и березовых листьев, папоротников, а также лесных цветов и ягод - ландышей, клевера, земляники. Стены оформляются панелями ценных пород дерева размером в треть или половину высоты. Резьбы нет, но присутствует орнамент в классическом стиле: широкие прямоугольники, пилястры и "лопатки", как и на дверях. Лаком панели не покрывают. Несмотря на то, что слово "гламур" происходит от английского grammar, для викторианского стиля глянцевый блеск абсолютно чужд. Окна в традиционном английском доме выполнены в англиканской готике: высокие, по форме напоминающие перевернутый готический щит. Они рассечены деревянными рамами на шесть-восемь равных частей, закрыты экранами из цветного стекла с орнаментальным рисунком в тон обоям и драпированными гардинами бархата или парчи тёмно зеленого или бордового цвета с золотыми кистями и бахромой.
Картины подвешивают на специальную рейку, сделанную из той же породы дерева, что и панели, на фоне которых она практически незаметна. Объёмные и тяжеловесные рамы обычно выполнены в стиле рококо, но их никогда не золотят и не серебрят. Мотивы резьбы - ракушечно цветочные. Ведь "rococo" переводится как "раковина". Сюжетика соответствует атмосфере помещения: портреты, пейзажи, жанровые сцены, но только не абстракции. Тона произведений - предпочтительно контрастные, чтобы не терялись на общем фоне.
Корпуса настенных часов составные, из нескольких пород дерева, отличающихся по цвету и соединяющихся в сложный рисунок. Допускается обрамление контура в золото или медь. Цифры циферблата - римские, из того же металла, что и обрамление. Маятник обязателен, а кукушка - дело вкуса.
Зеркала выбирают в полный рост, с такими же рамками, как и у картин - их ставят напротив камина, окон или дверей. Рядом с зеркалами помещают декоративные деревянные крючки, на которые раньше джентльмены вешали свои шляпы, а сейчас их используют исключительно из эстетических соображений - их украшают, навешивая потрёпанные зонты или антикварные бинокли. Так передаётся дух минувшей эпохи.
Камины выполняют из гранита, черного или красного, и обязательно в классическом стиле. Огонь, как и окна, прикрывают экраном, который можно приобрести в фирмах, работающих над созданием витражей. Сам камин отгораживают металлическим заборчиком около полуметра высотой с готическими шпилями, выкрашенным в чёрный цвет.
От пола до потолка
В викторианском интерьере практикуют два варианта оформления потолка. Первый представляет собой обычную побелку, второй - подвесные панели из дерева на два три тона светлее оконных рам и дверей. Люстра не выпирает из общей гармонии и выполняется малозаметной, из ткани (предпочтительно хлопковой или льняной), совпадающей по цвету с гардинами. Форма светильников - овальная, пирамидальная или цилиндрическая.
Паркет выполняют из разных пород дерева, позволяющих создать сложный геометрический орнамент. Поверх него стелется ковёр круглой или квадратной формы и в половину всей площади пола, красного, зеленого или коричневого цвета с ботаническим рисунком.
Предметы для бриттов сибаритов
Обычно на полу ставятся деревянные подставки для ног и для тапочек, напоминающие небольшой стол на ножках высотой пару тройку дюймов. Сверху кладут стёганые однотонные, как и гардины, с коричневой, желтой, оранжевой или золотой бахромой бархатные или парчовые пуфики с кистями по углам, гармонирующие с цветом ковра.
Уютное освещение комнат обеспечивают торшеры на деревянной, не покрытой лаком или гранитной основе, с мотивами дорического ордера и с таким же абажуром, как и у подвесной лампы, но гораздо меньших размеров. Настольные лампы по фактуре напоминают торшеры, а вазы перекликаются с вазонами. Разница лишь в величине.
Всюду расставлена и развешана экзотика: индийские кальяны из стекла или хрусталя и стали, серебра или золота. Под стать кальянам и вазоны в индийском стиле, выполненные из тех же металлов.
Как типичный английский пригородный дом немыслим без палисадника, так без комнатных растений не обходится ни один интерьер викторианского стиля. Их ставят на пол (не на стол и подоконник), группируя в одном углу. Горшки выбирают преимущественно однотонные глиняные - довольно непритязательные и доступные.
Непременный атрибут викторианского интерьера - крытая урна для прочитанной периодики и ненужных бумаг. Урну не следует выделять на фоне других аксессуаров - она должна быть неприметной.
Каминные и настольные часы кардинально отличаются от напольных или настенных. Делают их из металла с вкраплением драгоценных и полудрагоценных камней, с белым циферблатом и цифрами из того же металла, что и корпус. Их форма - трапеция со срезанными углами, усеченный конус, полуовал. Пепельницы разнообразны, но должны гармонировать с прочими аксессуарами комнаты из глины, гранита, металла, стекла. Деревянные и металлические шкатулки по фактуре должны совпадать с часами. Письменные приборы не выделяются из общего фона и выполнены в том же стиле и из тех же материалов, что и камин, панели и двери. Зато ручки должна отличать роскошь - золото, камни. Под стать им и скатерть - из тёмной парчи с бахромой и с орнаментом, повторяющим рисунок обоев, причём по размерам должна быть меньше площади стола.
Мягкую мебель застилают и обильно заваливают подушечками думками в тон скатерти, причём обязательно с бахромой и кистями. Иногда мебель зачехляют, обнажая только в случае прихода гостей. В одиночестве можно сибаритствовать и поверх чехлов. В викторианстве вообще много нарочитой и показной роскоши, которую принято выставлять напоказ. Таковы нравы и вкусы эпохи?
Геннадий Рыбаченко