Архи-тектонические идеи | Градостроительный совет. Архитектурные проекты
Все вопросы мартовского заседания градостроительного совета были отмечены особенной актуальностью. Тема пересмотра градостроительных норм и приведения их в соответствие со статусом Красноярска как крупного города проходила красной нитью через все выступления и дискуссию. Принятые тридцать лет назад СНиПы и СанПиНы безнадёжно устарели и не соответствуют реалиям современной урбанистики. Очень наглядно это проявилось в обсуждении двух авантажных проектов "Тектоники", внесённых в повестку заседания.
Белые росы, белые росы?
Основным пунктом градосоветского обсуждения значился масштабный жилой массив в одном из живописнейших мест города - между правобережьем и островом Отдыха. Остров давно стал полуостровом благодаря насыпной перемычке в районе Пашенного. Теперь на намытых территориях в этом районе запланировано строительство микрорайона с поэтичным наименованием "Белые Росы". На поэзию настраивает ландшафтное окружение: наконец то самые живописные городские уголки по берегам реки будут заняты не заводами, а жилыми массивами у речных заводей.
Важность территории для города и горожан дополняется тем преимуществом, что именно здесь и в принципе только здесь, в Абаканской протоке есть возможность купаться в реке. В перегороженной от главного русла реки енисейской акватории вода будет прогреваться, а потому развитие именно здесь спортивной и пляжной инфраструктуры имеет большие выгоды и завидные перспективы. Привлекательный городской район должна отличать и эффектная архитектура.
Именно такой проект был вынесен на обсуждение градосовета. Заказчиком выступил "Союз промышленников и товаропроизводителей", а разработчиком - архитектурная мастерская "Тектоника". Докладывал проект ее руководитель - Евгений Зыков.
Эффектное решение
Комплекс "Белые Росы" включает в себя две группы жилых зданий, а также объекты торгово развлекательной, транспортной и социальной инфраструктуры. Все здания, увязанные в комплекс, отличает эффектное архитектурное решение - и в плане композиции, и необычных пока для Красноярска фасадов.
В данном случае, как, впрочем, и в общем, архитектура выступает искусством возможного, а эти возможности предопределил давно разработанный генплан. В основу лег проект детальной планировки, разработанный "Красноярскгражданпроектом", в который "Тектоникой" были внесены изменения - формально незначительные, но кардинально меняющие визуальное восприятие жителей будущего микрорайона.
Два типа зданий квартала представляют собой ортогонально изогнутые шестиэтажные дома, образующие внутренние дворы, и одноподъездные "свечки" этажностью от шестнадцати до тридцати, высящиеся в середине этих дворов. "Скобки" повёрнуты разрывами на Енисей, открывая вид на великолепный природный ландшафт. Кроме того, предлагается организовать сквозные лучи, "пробивающие" урбанистическое пространство и открывающие панораму участками. Сам силуэт группы зданий гармонично перекликается с очертаниями и размерами гористого амфитеатра природного фона.
Железные аргументы разработчиков первоначального генплана были восприняты архитекторами "Тектоники" как непререкаемые - были соблюдены все "красные линии", учтена необходимость сбалансированности социальной инфраструктуры и перспективы развития транспортной магистрали. Именно поэтому школу на полторы тысячи учеников поместили там, где это оказалось единственно возможным, - в удалении от магистрали и воды.
О недостатках градостроительной матрицы, разработанной ТГИ "КГП" для этого участка города, высказался Валерий Крушлинский. К ошибочным решениям можно отнести застройку набережных Енисея одинаковыми архитектурными группами, что обезличивает городской ландшафт, тем более вписываемый в великолепный природный.
Семь Парфенонов, выстроенных в ряд, смотрелись бы нелепо и неинтересно. Глупо дублировать левобережную улицу Дубровинского - точно такую же, но на правом берегу. Нужны новые архитектурные решения - как раз такие, что представила "Тектоника". Неверным решением Крушлинский назвал попытку "приватизировать" жилой группой набережную - все прибрежные зоны должны оставаться общим достоянием, служа широкими транспортными магистралями и просторными променадами для всех горожан.
Выступавшие также напоминали и о важности организации схемы движения в этом месте сложного транспортного узла: Пашенный - "Утиный Плёс" - набережные - остров Отдыха. Этот гордиев узел следует не рубить сплеча, а распутывать, продумав сеть широких дорожных лент и траспортных развязок.
По поводу школы, посаженной там, где это оказалось единственно возможным, высказался Борис Шаталов. Школы, строимые по нормативам восьмидесятых годов, сегодня морально устарели и никому не нужны. Огромная, на полторы тысячи учеников с футбольным полем - под такие школы в городе площадок просто нет. Гораздо проще и целесообразнее вместо такого монстра построить две небольшие школы, без стадионов, а спортивные занятия и мероприятия проводить в межшкольных спортивных комплексах. Если посадить такую огромную школу в единственно возможном месте, то для предлагаемого в качестве одного из вариантов подвоза детей потребуется целый парк школьных автобусов, что усугубит транспортную ситуацию и влетит в копеечку. Ходить школьникам пешком по полтора километра тоже негоже. Вот и получается кругом абсурд и бред - куда ни глянь. А корень и причина этого недоразумения - утверждённые планировочные решения, выполненные по устаревшим на несколько десятилетий нормам. Нужно пересматривать нормативы и строить школы XXI века, которым футбольные поля не нужны. Вопрос стоит шире: надо, чтобы наши сегодняшние планировки соответствовали нормам, потребностям и возможностям сегодняшнего дня. "На основе предложенного генплана "Тектоника" сделала всё возможное и создала градостроительный шедевр. У нас противоречие между нормативами и логикой развития сегодняшнего дня и будущего", - сказал Борис Шаталов.
Проект планировки и застройки квартала "Белые Росы" был рекомендован членами градостроительного совета с учётом замечаний по поводу размещения школы и транспортной схемы. Не вызывает сомнений, что совсем скоро новый архитектурный ансамбль украсит и дополнит красоту этого живописного городского района. Строительство комплекса, по оценкам, начнётся в конце года - начале следующего. Общая площадь жилья составит около 200 тысяч квадратных метров плюс пристройки, магазинчики, детские сады.
Космонавты в ястынском поле
Следующий пункт повестки заседания был не столь масштабным - это административно торговое здание на Ястынском поле микрорайона Северный Советского района. Заказчиком выступило ООО ПСК "Омега", разработчиком проекта - проектное бюро "Просто". Авторы и докладчики проекта - Алексей Иванов и Аркадий Власов.
Объект включает в себя семиэтажное офисное здание, двухэтажное торговое и одноуровневую подземную парковку. Площадка ограничена улицей Мате Залки и перспективной улицей Космонавтов и расположена в глубине квартала, сформированного транспортными магистралями районного значения. Площадь участка 0,7 гектара, площадь застройки около двух тысяч квадратных метров, площадь торговых помещений - 3600, офисных - 9000 и подземной стоянки - 1700 квадратных метров. Таким образом, коэффициент застройки составит 28% при 30 процентном нормативном ограничении. Ёмкость подземного паркинга 50 машино мест, а вместе с наземной стоянкой рассчитана на 169 автомобилей. Это отвечает нормативам 1985 года, но явно недостаточно для нынешнего автопарка. Решить проблему предполагается за счёт строительства по соседству самостоятельного подземного паркинга.
В архитектурном решении здания использованы множественные плоскости, что оживляет силуэт и делает его соответствующим новому району современного крупного города. Предполагаемая площадь озеленения внутри квартала за зданием - около тысячи квадратных метров.
Проект был одобрен с пожеланиями впредь представлять проекты, сопровождая их более подробными поясняющими деталями генплана, картинками и сервитутами окружения.
Высоты и высокая напряжённость
В 2004-м строительная фирма "Омега" заказала "Тектонике" проект десятиэтажного административно торгового здания, строительство которого планируется вести на участке при пересечении улиц Высотной и Телевизорной, как раз напротив здания администрации Октябрьского района. По прошествии времени заказчик вновь обратился к разработчику с предложением доработать первоначальный вариант для того, чтобы сделать архитектуру более актуальной, а застраиваемое пространство использовать максимально функционально.
С внесением изменений в архитектуру здания ситуация сильно упростилась, поскольку в новом, доработанном варианте удалось уйти от двух сеток к совершенно простой конструктивной схеме. Всё приведено к единой ортогональной сетке, а кроме того, удалось добиться большей компактности здания. Упростилась и программа эксплуатации здания. Если раньше здесь планировалось размещение административно торгового комплекса с очень расширенными торговыми и развлекательными функциями (кинотеатрами и прочими досуговыми заведениями), то сейчас торговля сконцентрирована в первых этажах. Повышена ёмкость подземных автостоянок: если раньше под парковку отводился только цокольный этаж, то доработанный вариант предусматривает подземный паркинг с четырьмя уровнями, каждый из которых рассчитан на шестнадцать автомобилей. Таким образом удалось выйти на нормативные параметры, рекомендованные городскими властями - комплекс вмещает 150 автомобилей.
В архитектуре комплекса использован достаточно простой приём: два объёма, наклонённые фасадами в противофазе, объединены атриумом. История возникновения этого атриума такова: в разрыве между двумя корпусами в направлении улицы Хабаровской прекрасно просматривается Николаевская сопка, и для того, чтобы максимально использовать это ландшафтное преимущество, был предложен прозрачный конструктив. Такой очень "европейский" вариант - с наклонными фасадами и связывающим два корпуса стеклянным атриумом - вполне осуществим в сегодняшнем Красноярске - во всяком случае, "Омеге" это по силам.
В отношении правильности землепользования и посадки здания в этом участке застройки имело место некоторое недоразумение. Скорректированные градостроительные планы были предоставлены уже после того, как был выполнен проект, а потому предполагаемый коэффициент застройки составляет 0,78, что значительно больше, чем предусмотрено в градостроительном плане. При помощи необходимых манипуляций и процедур, на которые согласился пойти заказчик, - в частности, дополнительных прилегающих участков - эту незадачу удалось разрешить. Коэффициент понизился до плановых 0,37, а границы отведённой территории расширены до границ улицы Высотной и переулка Телевизорного. Если воспринимать логику эффективного и отвечающего всем нормативам землепользования, то за счёт прирезанных территорий возможно осуществить обустройство дополнительных парковок и озеленения, причём в пользу последнего - ведь парковки ушли под землю. Кроме того, примыкающие к выделенному участку территории в направлении зданий прокуратуры заказчик тоже не против озеленить и благоустроить.
Был задан вопрос о судьбе пролегающей под этим участком на глубине семи метров ливневой канализации. В отношении ливнёвки ещё до привязки данного проекта, в 2004 году был также разработан проект переноса. В настоящее время ведётся корректировка планов и все необходимые согласования по её выводу. Вопрос непростой, поскольку стеснённость как инфраструктурными коммуникациями, так и "красными линиями" на этом участке чрезвычайно высока. Об этом решительно напомнила представитель горархитектуры, дотошно интересуясь результатами завершения всех необходимых согласований (с градостроительными планами и экспертизой) и напоминая заказчику и разработчику о необходимости проведения процедуры землеотвода и проектирования в полном соответствии с заведённым порядком, а не "задним числом", постфактум. Замечания вызвали наземные парковки, выходящие за границы "красных линий", отсутствие благоустроенной пешеходной зоны вдоль оживлённой магистрали улицы Высотной и просторных проходов к соседним зданиям - Октябрьского суда, прокуратуры, института. В ответ на эти замечания проектировщик пояснил, что все расчётные и удовлетворяющие городским нормативам автостоянки размещены в подземных уровнях комплекса и в пределах отведённой площадки, а все дополнительные, примыкающие наземные парковки размещать поверх "красных линий" не возбраняется - их привязка носит временный и легко устранимый характер. В отношении озеленения и упрёков в стремлении "изнасиловать" участок, максимально выжав из него каждый квадратный сантиметр, было приведено подтверждение соблюдения всех нормативов в доработанном проекте - пусть даже выровненных путём дополнительного землеотведения и согласований. Брутально, так сказать, в брутто формуле всё нормально - соответствует принятым нормам. Опять же, к вопросу о нормативах - пора их пересматривать.
Проект административно торгового комплекса был в целом одобрен членами градостроительного совета - с рекомендацией незначительных изменений и доработок в рабочем порядке.
Формула успеха
Она звучит лаконично: грамотный заказчик + талантливый проектировщик + благожелательно настроенные власти = удачно расположенный объект. Взаимоотношение сомножества удачных объектов, правильно увязанных между собой транспортной инфраструктурой, инженерными коммуникациями и достойными удобствами и благоустройством, - это и есть грамотно построенный современный город.
Любой город строится по принятым правилам и нормам, но для разных регионов и величин населённого пункта они разные. Крупный и развивающийся город концентрируется и уплотняется - достигнутая критическая масса заставляет устаревающие нормативы пересматривать время от времени. Нормативы - не догма, и стремление во что бы то ни стало цепляться за строгое их соблюдение становится тормозом для последовательного развития мегаполиса. Нормально - это то, что оптимально, функционально, комфортно и компромиссно.
Выступивший с репликой на эту тему Юрий Суздалев с горечью отметил, что бытует впечатление, что лучше всего разбирается в ситуации экспертиза, городская архитектурная управа, но не проектировщики - они вроде бы ничего не понимают! Сколько было критики в отношении расширения улиц городского центра - и что в результате? Улицы раздвинули за счёт спиленных деревьев и сужения газонов, отчего движение ощутимо разгрузилось, а зримой просторности улиц прибавилось - без всякой тоски по корявым тополям, росшим здесь прежде.
Нормативную базу нужно корректировать - сегодня это становится очевидным и понятным всем. Делать это возможно и нужно на основе диалога власти с архитектурным сообществом. Разрабатываемый "Красноярскгражданпроектом" ПДП должен не только увязывать в единый комплекс социальную и жилую инфраструктуру, но и учитывать возможность размещения в тех или иных районах города навеваемых временем архитектурных доминант. Примерами такого рода можно назвать сорокаэтажку медиахолдинга возле Октябрьского моста и кафедральный собор, строительство которого намечается в районе нового административно делового центра города.
Примером принятия действенных региональных нормативов может служить Москва. Разработанные с учётом нынешних реалий правила изменили облик столичных новостроек: въезд в подземные паркинги располагается прямо вблизи фасада, а не за пятнадцать метров от него; расстояние между зданиями меньше чем 50 метров. В остальных городах Требования СЭС остались прежними.
Прозвучало предложение разработать такие изменения в свод правил новую нормативную базу для нашего региона и утвердить их законодательно, как это сделала Москва. Для этого предложено создать рабочую группу, в которую войдут представители Красноярской организации Союза архитекторов, Красноярской ассоциации проектировщиков, Союза строителей, ведущих градостроительных институтов. В местной корректировке СанПиНов, закреплённых федеральным законом, нет ничего крамольного, и в таких изменениях заинтересованы все стороны. На основе изучения московского опыта предлагается выработать предложения и выйти с ними в администрации края и города. Понятно, что такая рабочая группа, комитет может быть организован только на общественных началах. Но именно общественное начало должно играть свою роль, особенно в связи с политикой, направленной на формирование в стране гражданского общества. На основе предложений рабочей группы, утверждённых администрациями, формируется техническое задание на детальную разработку - и город начинает строиться и расти нормально, то есть по отвечающим реалиям и требованиям современности нормам.
Геннадий Рыбаченко