К месту и ко времени | Архитектор Борис Шаталов
В мире всё относительно, а потому споры об искусстве "высокой" архитектуры в городском контексте, оторванные от почвы, не имеют никакого смысла. Хотя в современной урбанистике говорят об изотропии городского пространства, городские районы неоднородны и наравномерны по многим параметрам - ландшафтно географическим, социально экономическим, исторически сложившимся. В каждом конкретном районе уместна та или иная архитектура. О таком подходе к территориям мы говорили на примере проекта застройки микрорайона "Слобода Весны-5" с руководителем проектного бюро "А 2" Борисом Шаталовым.
Новая эпоха, технологии, требования
Материализм, как исторический, так и диалектический, сходится в одном: всё строится на базисе экономики, в том числе и города со своей инфраструктурой и архитектурой. Не исключение и Красноярск, в особенности новые районы восточного левобережья.
Градостроительная ситуация в районе Аэропорт Взлётка складывалась не сразу и не просто. Южнее микрорайона Слобода Весны-5 находится 2 й микрорайон Аэропорт - такой же площади. Когда он начинал осваиваться, была другая страна с другой экономикой. Было две мощности, привлечён Банк реконструкции и развития, проложены сети, территория нарезана на лоты и продана желающим. В результате получилось шестнадцать разношерстных квадратов: одни застроены и заселены, другие ещё только в начале строительства. Такой же разнобой и в архитектуре: индивидуально спроектированные здания с колоннадами и башня небоскрёб будут соседствовать с типовыми панельными коробками 97 й серии, на углу прилепился "АЛПИ", а через два дома щемится недостроенный "Детский мир". Такой вот пёстрый памятник эпохе.
Сейчас другая эпоха и другие памятники. Не за пятнадцать лет, а за шесть семь единовременно одним застройщиком выстраивается большой квартал, который сначала на стадии "Проект Планировки" разрабатывался Красноярскгражданпроектом, а затем - одновременно двумя другими проектными организациями. Детально прорисованный и спроектированный микрорайон будет построен в сжатые исторические сроки - за четыре пять лет. Это по сути овеществлённое отражение новой эпохи и новой экономики.
Требования к архитектуре всегда определялись временем, местом и запросами. Архитектор работает в рамках своей формации, экономики и ориентируется на заказчика. В этом смысле архитектура - одно из самых материалистических искусств. Послевоенный модернизм родился на потребности строить много, быстро и недорого. Изменились и запросы, и возможности, в том числе технологии - поменялась и архитектура. Сегодняшнее зодчество, часто определяемое как постмодернизм, конечно же, неоднородно в массе, но во главу угла ставит всё тот же прагматизм, но в более качественном и комфортном исполнении. Таким же вызовам и реалиям отвечает и ситуация, сложившаяся на сегодняшнем красноярском рынке.
Заказчик нового типа
Новые времена с новыми требованиями и подходами вывели на рынок заказчиков нового типа, вернее, внесли свои коррективы в практику домостроительного производства. Рынок подсказывает не только, где и сколько строить, но и для кого. Спрос на индивидуальное спроектированное жильё эконом класса растёт одновременно с расширением среднего слоя, а потому перспективен. Социально экономическое обоснование будущей застройки выходит на передний план, и учитывать его в перспективных планах - обязательное условие и фундамент будущего успеха. Всё большее число заказчиков это берет на вооружение.
Заказчик проекта застройки микрорайона Слобода Весны 5, ЗАО "Сибагропромстрой" проводил рабочие совещания с двумя проектными организациями - иркутской ("Промстройпроект") и красноярской ("А 2"). Оба разработчика указали на нецелесообразность строительства выше 25-26 этажей, и заказчик согласился с их выводами. Мотивировка простая и ясная: район не относится к разряду элитных и градостроительно "дорогих", а выход за отметку 75 метров приведёт к резкому, скачкообразному удорожанию строительства. Любые материальные потери скажутся на полноте комплексного экономического обоснования и завершённости района, что также входит в концепцию его комплексного освоения. Работа проектировщиков с заказчиком в том и состоит, чтобы помогать в осознании, понимании и решении задач, которые он себе ставит. Квадратный метр площади в зданиях большей этажности обходится как минимум на 30% дороже, их строительство спряжено с трудностями административного свойства - в Красноярске пока не так много подрядчиков, имеющих лицензии на подобное строительство. Кроме того, не стоит забывать про сейсмические риски: всем памятны трёхбалльные толчки, ощущавшиеся в этом районе несколько лет назад, и прогнозы на их повторение в будущем с амплитудой до шести баллов. "А 2" и иркутяне встретили понимание заказчика, и экстремумы будущего проекта были удачно отсечены.
Новые времена, новые жанры
Для современных красноярских проектировщиков крупный градостроительный объект - жанр новый. За последние несколько лет на градостроительных советах были представлены три четыре проекта такого масштаба, как "Слобода Весны".
"Красноярскгражданпроект" работает над проектами планировки (раньше именуемыми ПДП - проектами детальной планировки) довольно интенсивно, и сейчас работа такими крупными градостроительными мазками над общей картиной города ведётся. Кроме "КГП" крупными территориями судоремонтного и судостроительного заводов занимается проектное бюро "Ардис". Несколько фирм прорабатывало район Белые Росы, основываясь на подготовленных институтом ПДП. До этого целыми кварталами занимались "А 2", "Ардис", Студия"Z", проектные бюро Александра Банникова, Сергея Бальцера, Андрея Ратушняка и другие - это кварталы "Кода", "Городок", "Ковчег", БЦ 7, "Лендер" и т.д. Сегодня масштаб комплексного проектирования возрос от отдельных кварталов до целых микрорайонов. Генеральный план, составленный и развиваемый Красноярскгражданпроектом, используется в дальнейшем ровно так, как его и следует использовать - как отправную точку, как основу для более детальной проработки. На предварительной стадии ведущее градостроительное проектное учреждение определяет планировочную структуру кварталов, направление главных и основных дорог внутри кварталов, направление сетей, сервитуты и "красные линии" - своего рода "скелет", на который последующими проектировщиками будет наращиваться "телесная", архитектурная составляющая. Это классическая последовательность работ, эстафета от специалистов по территориальному планированию до архитекторов объёмщиков, ведь генплан, как любой план, - это плоский чертёж, который в дальнейшем претерпевает развёртку по вертикали.
План "Гражданпроекта" определил ёмкость объекта - плотность заселения и технико экономические показатели. Взяв за основу план ПДП и смоделировав его в объёме, специалисты А 2 стали в него "заходить" и убирать все невозможности - в ориентации зданий, организации проездов и прочих деталях. Такая работа сродни работе скульптора: отсечь всё лишнее и получить наиболее удобную, эргономичную и экономичную форму.
Иной подход
В генеральном плане города, разработанном в недрах ТГИ "Красноярскгражданпроект", ПДП района выглядел иначе. Слобода Весны согласно этому плану мало чем отличалась от соседних участков территории района Аэропорт Взлётная: с такой же логикой, такими же связями, с разнотипными зданиями переменной высотности. Высотность некоторых зданий согласно проекту должна была достигать тридцати трёх этажей. При этом транспортно парковочная схема выглядела довольно напряжённой, инсоляция значительного числа квартир в заданном демографическом составе не могла быть обеспеченной, организация инженерной инфраструктуры и благоустройства, требования по аэрации и инсоляции придомовых территорий также не могли быть выполнены без заметных планировочных новаций.
Время вносит свои коррективы и заставляет искать более "чистые" и экономичные целесообразные решения. В основу предложенного подхода легла идея лаконичной и массивной доминанты - двух "великих стен" единой этажности и дугового сечения, облекающих большое дворовое пространство наподобие атолла. Между двух гигантских "подков" расположена школа и дошкольные учреждения. Массивные 26 этажные здания низводят масштаб размещённых внутри большого общего двора трёх пятиэтажек до уютного вида домиков, утопающих в дворовой зелени. Вместо множества подземных паркингов с несколькими десятками въездов выездов под всей площадью двора предлагается общая подземная площадка с несколькими уровнями и общим, магистральным въездом. При этом автомобильные и пешеходные потоки максимально разведены внутри дворового пространства, а всё оно пронизано удобными и логичными связями.
Внутридворовое озеленение предполагается осуществить на основе расчёта световых пятен, смоделированных суммированием инсоляции в разное время суток, а дополнительную аэрацию (продувание двора) призваны обеспечить "проколы" - сквозные проёмы в "стенах" высотой в два три этажа. Этим же приёмом снимается возможный эффект ощущения замкнутого пространства, а также упрощается пересечение территории двора.
Внешняя сторона "стен" решена крайне лаконичными средствами: белая сплошная поверхность, почти лишённая рельефа, лоджий и балконов, - вместо них продлевается комнатное пространство. Балкон на высоте двух десятков этажей не имеет смысла и не прибавляет ощущения комфорта и безопасности. Несмотря на поражающий воображение масштаб застройки, автомобилям, проносящимся по прилегающим автострадам, отведены всего секунды, максимум 1-2 минуты на восприятие этой крупной формы.
Лоджии и балконы располагаются с внутренней стороны зданий, причём также до высоты десяти этажей. Выше этой отметки и внутренняя часть мега зданий выполнена лаконично - она просто выпадает из обзора. При этом нижняя часть фасадов проработана более детально в расчёте на восприятие пешеходами.
За счёт повышенной единой этажности зданий иначе "играют" их стилобатные части - выполненные в три четыре этажа, пристроенные к массиву и обрамляющие арки проходов, они создают дополнительную объёмность и "скругляют" ощущение "шахтности" двора. За счёт стилобатов, яруса балконов и лоджий и лаконичного завершения создаётся трёхуровневый визуальный объём, лишённый монотонности и привносящий комфортное ощущение внутризамкового пространства. В совокупности все эти приёмы составляют иной, новый для Красноярска подход к комплексному освоению значительной территории.
Плюсы минимализма
Предлагаемый подход к организации крупного участка городской территории имеет свои большие достоинства и незначительные недостатки. Жизнь в городах - штука весьма компромиссная и в принципе - дело добровольного выбора. Организация жилья и сопутствующей инфраструктуры в большие комплексы позволяет добиться большего уровня социально бытового комфорта и большей экономичности строительства. Выбранная этажность зданий укладывается в отметку 75 метров, имеющую конструктивную и экономическую значимость - для того, чтобы строить выше, потребуются дополнительные согласования и затраты. Предлагаемое решение позволяет сохранить на требуемом уровне высокую плотность застройки при меньшей этажности. Явных приоритетов этажности домостроения рынок не показывает: на любые квартиры находится покупатель. Нет никакой возможности заставить приобрести квартиру на двадцать шестом этаже - спрос регулируется рынком и наоборот. Кому комфортнее жить ближе к земле, выберет квартиру на нижних этажах или поселится в пригородах. Кому нравится перспективный и панорамный вид на окрестности, приобретёт апартаменты на самом верху.
Касательно пластики действуют всё те же приоритеты, а за счёт лаконичности фасадов снаружи и более оживлённого внутриквартального оформления удаётся выиграть в комфорте. Существует мода на те или иные формы, которая диктуется временем и которая также проходит со временем. Минимализм, аскетизм и лаконизм относятся к ценностям из разряда вечных. Общий характер и предназначение объекта сам подсказывает, что нужно, а что является излишним. Тектоника зданий такого масштаба является главным выразительным средством, поэтому часто рука сама останавливается - деталь "не рисуется". Выразительные средства архитектуры модернизма не опираются и не ссылаются на архетипы прошлого. Здания не прячутся, не камуфлируются и не пытаются казаться чем то иным. Сегодня, разрабатывая рабочую документацию, архитекторы А 2 продолжают поиск пластических средств - впоследствии: белые стены могут получить цветовые пятна, пиксельную раскраску и прочие разрывающие монотонность элементы. Такие визуальные приёмы придания транспарентности и психологической комфортности замкнутому пространству - тоже из арсенала минимализма.
То же касается и рельефного решения комплекса зданий. Рельеф застройки - пластически очень важная вещь, но воспринимается по разному в кварталах разного типа застройки. Он ощутим в случае пяти и даже десятиэтажных зданий, но совершенно нивелируется среди двадцатипятиэтажных. Рельеф застройки и силуэт района виден только с дальних точек или с высоты птичьего полёта. Житель района его не видит и не ощущает. Кроме того, и не с каждой удалённой точки силуэт микрорайона будет просматриваться одинаково.
Силуэт переменной этажности и ровная линия застройки с изгибами пластики, а не пластикой крыш не хуже и не лучше друг друга - это просто разные пространственные решения. Выбор в пользу одного из решений определяется расставленными приоритетами. В случае с обсуждаемым проектом это было создание единой комфортной среды с логически выверенными взаимосвязями внутридворовой территории. Жителю мегаполиса важнее, не пластическое решение завершений крыш где то под облаками, а довольно приземлённая, вернее даже подземная прагматика: вместо нескольких разрозненных парковок с множеством въездов иметь настоящий завод паркинг с очень технологичной и экономичной основой и мощными пропускными потоками. Каждый метр такого паркинга используется максимально эффективно, что сказывается на общей стоимости жилого комплекса в целом. Архитектура современного города - это не нечто осеняющее, а прежде всего прагматика, основанная на социологии и математике. Пожертвовав этажностью, удалось создать огромное, живое, пластически разнообразное, функционально и точно зонированное пространство, в котором жители этого маленького анклава, по сути "маленького города в городе" могут нормально существовать, зайдя за эти стены и заняв своё место под солнцем, которого здесь много. Такой выбор и такой подход вне рамочного разграничения минимализма и максимализма - скорее оптимальный, в смысле соотношения желаний и возможностей, их соотнесения с местом и со временем.
Геннадий Рыбаченко