Формула города будущего | Архитектор Барселоны Хосе Асебильо Марин
В рамках пятого экономического форума в Красноярске побывал главный архитектор Барселоны Хосе Асебильо Марин, известный своим нестандартным подходом к решению градостроительных задач. На встрече со студентами Сибирского федерального университета он рассказал о принципах, на которых должны основываться современные мегаполисы.
России нужны агломерации
Согласно Хосе Асебильо Марину, в новых экономических условиях необходим современный подход к градостроительству. России нужны крупные города агломерации, которые будут создавать вокруг себя особую среду, обеспечивая все условия для развития промышленности и сферы услуг. Пока единственным российским мегаполисом, соответствующим этому определению, по мнению испанского архитектора, остается Москва. На всей территории страны нет другого большого центра, который смог бы выполнять подобные функции. Между тем такой системообразующий город просто необходим в центральной части России. Однако его появлению должно предшествовать выполнение трех условий - развитие промышленности, открытие на территории крупных научных центров и формирование транспортной сети.
Для того чтобы Красноярск научился извлекать пользу из своего географического положения, необходимо появление трех составляющих: международного аэропорта, который свяжет краевой центр с мировой транспортной сетью, современного университета, ведь одним из основных в обществе будущего станет информационный фактор. Третье условие связано с местоположением Красноярска. От ближайшего крупного города Новосибирска его отделяют 700 километров. Это расстояние, конечно, можно без труда преодолеть на самолете или автомобиле, однако эффективнее связать два этих сибирских центра новым видом транспорта - системой скоростных железных дорог.
Новое время - новые города
Происшедшие за несколько последних десятилетий перемены в экономике не могли не сказаться на облике современных городов. Одни из них стремление быть современными привело к потере собственного архитектурного лица. Другие изо всех сил стараются законсервивровать себя в сегодняшнем состоянии, при этом часто создают помехи для развития промышленности и сферы услуг. В России, по замечанию испанского архитектора, наблюдается прямо противоположная картина, большие города вроде Казани или Москвы за последнее время кардинальным образом изменили свой исторический облик, и теперь мало что напоминает о той атмосфере, что присутствовала здесь когда то. Согласно Марину, при создании городской среды следует соблюдать баланс между сохранением старого и внесением новых элементов.
Не менее важно, чем следить за равновесием старого и нового в облике городов, заниматься созданием ландшафта, в агломерации все архитектурные решения принимаются с обязательным учетом ландшафтного планирования. Причем критерий ландшафта ставится главным, ему подчиняется архитектурное решение, а ни в коем случае не наоборот, когда сначала строятся объекты и лишь затем создается вся полагающаяся в таких случаях инфраструктура.
Дома - айсберги
Современное представления об архитектуре, по словам Марина, очень сильно отличается от тех, что были в ходу лет двадцать тому назад. Ее центральным звеном стало понятие удобства, полезности, без учета интересов городских жителей архитектура сегодня просто не имеет смысла. Проектировщики, которые определяют облик современных городов, должны опираться на четыре фактора: финансы, страхование, недвижимость и предприятия и создавать свои объекты исходя из их оценки.
"Если раньше принято было считать, что здание, построенное в определенном месте, может выглядеть только каким то определенным образом, и никак иначе, то сегодня это представление уже устарело. Если при определении места для объекта прежде мы руководствовались зонированием и старались промышленные здания объединить на одной территории, то сегодня они могут появиться в абсолютно любой части города. Место можно приспособить к содержанию. Это ключевой момент в современном понимании архитектуры", - утверждает испанский архитектор.
Совершенно также в современных условиях не всегда возможно придерживаться генерального плана развития города, подчеркивает Марин, дело в том, что в некоторых случаях он противоречит существующим локальным городским проектам. Между планом стратегического развития и локальными городскими планами должен вестись постоянный диалог, итогом которого станет внесение коррективов в генплан.
Все большее внимание современные архитекторы начинают уделять тому, что располагается на подземных уровнях зданий. По словам Марина, дома XXI века начинают напоминать айсберги. Наступает время гибридной архитектуры, когда в одном здании соседствует большое количество секций, каждая из которых имеет свою специализацию. В любом объекте должны быть уровни, отданные под жилье, офисные площади, площадки, на которых разместятся коммерческие структуры и торговля. Для эффективного размещения этих секций внутри здания необходима вертикальная организация объектов. Следующая составляющая, которая должна быть учтена при формировании концепции города, - плотность населения, еще недавно принято было считать высокую плотность отрицательным фактором, мешающим населению городов. Однако в условиях современного мегаполиса это утверждение перестает быть верным, поскольку низкая плотность населения становится отрицательным фактором с экономической точки зрения.
Сегодня единственным сдерживающим фактором, способным повлиять на увеличение плотности населения городов, является мобильность. В таких мегаполисах, как Москва и Пекин, по словам Марина, следующие 10 лет приведут к большим проблемам с мобильностью населения. Большинство зданий центра Москвы было построено в сталинские времена, все это время город живет и развивается, а инфраструктура остается той же, что много лет назад. Примерно то же самое происходит в Красноярске, численность автомобилей сегодня еще не "дотягивается" до европейского стандарта, но транспортная инфраструктура должна быть готова к тому, что лет через 10 этот показатель достигнет 600 автомобилей на тысячу жителей.
"Одной из острейшей проблем, которые стояли перед готовившейся к Олимпийским играм 1992 года Барселоной, была проблема создания транспортной инфраструктуры, - рассказал Хосе Асебильо Марин. - Все проведенные в ходе работ преобразования дорожной схемы были направлены на то, чтобы увеличить трафик на периферии и уменьшить число автомобилей в центре города. В итоге после реконструкции многие улицы Барселоны получили два уровня. Под землю оказались перенесенными дороги, гаражи и автомобильные парковки".
Города, удобные для жизни
Для того чтобы город смог выйти на новый уровень развития, должны создаваться общественные места. Одним из самых важных элементов современного мегаполиса по Марину становятся его улицы, бульвары и площади, обеспечивающие концентрацию людей.
"Для возведения общественно полезных мест я использовал бы аналогию с акупунктурой, иглоукалыванием, - сказал Хосе Асебильо Марин. - Так же, как в акупунктуре, в преобразовании города очень важно выбрать место и последовательность действий, другими словами, определить, где, что и как мы собираемся изменять. За последние семь лет в Барселоне было возведено 145 общественных объектов. Причем этот грандиозный проект модернизации города реализовывался очень небольшими шагами".
И наконец, в условиях современного мегполиса необходимо увеличивать долю социального жилья. Эту потребность уже поняли развитые мировые города. Так, 80% жилого фонда Сингапура, который сегодня входит в число самых передовых мегаполисов, - это социальное жилье. Барселона в ближайшие 10 лет планирует построить более 100 тыс. кв. м социального жилья, а в крупных городах масштаба Лондона эта цифра исчисляется миллионами кв. м.
Опираясь на эти принципы, любой город окажется способен на превращение, которое несколько лет назад при подготовке к Олимпиаде совершила Барселона, из небольшого города с нечеткой транспортной схемой ставшая современным мегаполисом.
Татьяна Крупко