Самостоятельные шаги к качеству | Закона о саморегулируемых организациях (СРО)
В конце прошлого года Государственная Дума поставила точку в жарких спорах по поводу закона о саморегулируемых организациях (СРО): в ноябре данный законопроект был принят Госдумой в третьем чтении, а с 6 декабря вступил в силу.
Особенно актуален этот федеральный закон для строительной отрасли, так как предполагается, что 1 июля 2008 года будет отменено лицензирование в строительстве и основным методом контроля станет саморегулирование. Обернется ли это хаосом в одной из самых ответственных и не терпящих ошибок отраслей либо станет панацеей, покажет время.
Смена "караула"
Обсуждение и согласование закона о саморегулируемых организациях шло четыре года. Такая затянутая процедура принятия законопроекта связана с тем огромным количеством вопросов, которые возникли у многих участников рынка после чтения первого варианта закона.
Во первых, изначально закон о СРО предполагал обязательное членство бизнес структур в саморегулируемых организациях, что, по мнению участников рынка, привело бы к монополизации, т.е. возникновению в каждой СРО группы крупных компаний, диктующих условия всем остальным участникам данного сегмента рынка. В новой версии законопроекта членство в СРО является добровольным, хотя при этом оговаривается, что другими федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства для осуществления отдельных видов предпринимательской или профессиональной деятельности.
экспертное мнение
Предполагается, что учредителем такой саморегулируемой организации в строительной сфере в нашем крае станет Союз строителей. Конечно, не все члены Союза строителей края автоматически войдут в новую структуру, потому что СРО — это и солидная финансовая ответственность, и внутренняя система взаимоотношений, и регулирование споров между членами организации. Если вступление в Союз строителей Красноярского края носит уведомительный характер, то вступление в новую регулируемую структуру будет иметь разрешительный характер, т.е. без подтверждения своего соответствия нормам и правилам саморегулируемой организации стать ее членом будет невозможно. Членство в СРО предполагает получение сертификата соответствия ISO 9000 на производимую продукцию и предоставляемые услуги. Причем далеко не все, кто имеет на сегодняшний день сертификат, следят за качеством своей продукции. Для вступления же в саморегулируемую структуру всем предприятиям придется подтвердить сертификацию. Поэтому уже сегодня многие организации стали совершенствовать систему качества, что, безусловно, является положительным моментом.
Во вторых, бизнес не устраивало то, что количество участников объединения в составе саморегулируемых организаций не могло быть более 10. Доработанный проект закона предусматривает объединение в составе СРО не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное. Также новый законопроект определяет СРО как некоммерческую организацию, которая предполагает наличие стандартов и правил, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Кроме того, СРО должна обеспечить дополнительной имущественной ответственностью каждого ее члена перед потребителями посредством введения требования о страховании (минимальная страховая сумма каждого члена не может быть менее чем 30 тыс. рублей в год) и (или) посредством формирования компенсационного фонда, который первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее 3 тыс. рублей на каждого члена. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО.
В третьих, еще одна проблема, напрямую касающаяся строительной отрасли, связана с тем, что до сих пор не разработан и не утвержден технический регламент, без которого невозможен четкий механизм формирования саморегулируемых организаций. А без этого механизма, в свою очередь, не будет заинтересованности застройщика вступать в СРО, платить за это деньги. Ведь взамен он не получит ровным счетом ничего. При создании СРО никаких правовых последствий для строительных компаний не будет: ни по ограничению доступа на рынок, ни по привлечению денежных средств. Также не стоит ждать каких либо льгот при работе с третьими лицами, т.е. с банками, страховыми структурами.
Ну и, конечно же, наибольшие опасения строителей вызывает отмена лицензирования. Это и не удивительно: закон предполагает достаточно резкий переход от привычного административного метода контроля, каким является лицензирование, к новому, еще не апробированному рыночному регулированию предпринимательской деятельности. По мнению строителей, отмена пусть и не идеального инструмента регулирования приведет к снижению качества строительства за счет появления на рынке непрофессиональных игроков и случайных людей.
СРО: прозрачность и ответственность
Основными же доводами правительства в пользу отмены лицензирования являются сложность процедур получения и переоформления лицензий, незащищенность прав хозяйствующих субъектов при взаимодействии с лицензирующими органами, а также закрытость и непрозрачность самой процедуры. Другими словами, правительство не устраивает туманность механизма выдачи строительных лицензий, которая создает благоприятную почву для коррупции, а также препятствует развитию конкурентной среды. Эту проблему может решить саморегулирование, так как СРО обязана раскрывать в СМИ и представлять в электронно цифровой форме информацию о себе, источники формирования своего имущества, способы обеспечения ответственности своих членов перед потребителями и иных третьих лиц, о годовой бухгалтерской отчетности и результатах аудита. Т.е. все аспекты деятельности саморегулируемой организации должны быть прозрачными.
Учиться, учиться и учиться?
мнение
Разработчики законопроекта уверены, что саморегулируемые организации позволят в достаточно сжатые сроки:
- выработать адекватные текущей экономической ситуации в стране правила и стандарты предпринимательской и профессиональной деятельности, а также правила деятельности саморегулируемых организаций — предпринимательских и профессиональных сообществ;
- создать эффективные механизмы контроля за соблюдением таких правил и стандартов;
- повысить ответственность субъектов саморегулирования, усилить их заинтересованность в конечных результатах своей деятельности;
- создать эффективные механизмы выявления недобросовестных, неквалифицированных участников в целях удаления их с соответствующих рынков;
- способствовать уменьшению правонарушений и преступности в сфере предпринимательства и профессиональной деятельности;
- существенно уменьшить численность занятых в регулирующих, контрольных и надзорных органах государственного аппарата;
- снизить коррупционную нагрузку на бизнес.
Естественно, Российская Федерация является далеко не единственной страной, обратившейся к саморегулированию. Стран, где СРО работают давно и успешно, немало. Конечно, бездумно копировать достижения других государств не стоит, но поучиться у них имеет смысл, так как примеров работоспособной системы, которая контролирует сама себя, в России пока нет.
Наиболее успешно саморегулируемые организации, к которым относятся негосударственные профессиональные объединения и ассоциации, функционируют в США. Основной целью саморегулирования в Америке является формирование и разработка единых норм и правил. Например, Ассоциация производителей бетона, которая объединяет научных разработчиков, проектировщиков и производителей бетона, а также тех, кто производит ремонт бетона и демонтаж зданий, учитывая все интересы своих членов, формирует и разрабатывает новые единые требования к бетону и к технологиям. Таким образом она регулирует эту часть отрасли. Стоит заметить, что ассоциации не занимаются допуском на рынок строительства монолитных зданий и сооружений. Допуск - прерогатива государства. Задача ассоциации - борьба за качество. Для американского заказчика гарантией качественной работы подрядчика является членство в профессиональной ассоциации, так как в США и ряде других стран ответственность участников рынка, как правило, основана на механизме "репутации" и риске потери профессии или лишения возможности работы на рынке. Именно поэтому в Америке саморегулирование служит благоприятной средой для развития предпринимательства, поддерживает экономические реформы. Также ассоциации помогают нованных на достоверной информации, в создании демократических систем, влиянии на общественную политику.
Будет ли российское саморегулирование таким же гарантом качества, покажет время. Первый шаг к административной реформе уже сделан - принят проект федерального закона "О саморегулируемых организациях". Главной целью данного законопроекта является развитие рынка услуг, рост его эффективности за счет повышения качества работы членов саморегулируемых организаций. В идеале саморегулирование будет построено на "здоровой" конкуренции, т.е. на внутренних стандартах качества работы членов СРО, требования которых не ниже, а выше тех, которые предъявляются государством. Власть же в рамках действующего законодательства выступает в роли последнего рычага воздействия в тех случаях, когда усилия собственно саморегулируемой организации срабатывают не в полной мере. Это значительно упрощает механизм контроля государства за качеством товаров и услуг.
Однако еще остается немало нерешенных проблем, таких, как неготовность многих участников предпринимательской деятельности к отмене лицензирования, неясность механизмов формирования саморегулируемых организаций и в целом неготовность на данном этапе развития российской рыночной экономики к саморегулированию. Конечно, однозначные выводы делать пока слишком рано: с момента принятия закона прошло чуть больше месяца. Поэтому остается надеяться, что реализация закона о саморегулируемых организациях пойдет по верному пути.
Татьяна Мазурова