Игра в классики | Дизайн интерьера
Несмотря на нередко возникающую путаницу в терминологии, слова "классика" и "классицизм", различные по широте охвата, во многом - понятия очень родственные. Они имеют общий корень не только между собой, но и с жаргонными словечками вроде "классный" и первоклассный. Такова герметическая правда.
Классика как образец - classicus
Классицизм - это стиль, сформировавшийся в европейском искусстве на протяжении XVII - начала XIX веков. Это направление, представители которого обратились к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Своё второе рождение греко римское античное искусство обязано Ренессансу, в переводе и означающему Возрождение. Старыми Мастерами в качестве образцов и сюжетов были выбраны шедевры эллинистического мира, и само название стиля происходит от латинского classicus - образцовый.
Хронология классицизма обычно разделяется на два периода в развитии. Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъём абсолютизма и достигнув пика расцвета во времена "Короля-Солнца", тяготевшего к античным искусствам - изобразительным и пластическим. XVIII век считают новым этапом в развитии классицизма, поскольку в это время он отражал иные гражданские идеалы, основанные на идеях философского рационализма мыслителей античного мира и современного Просвещения. Оба периода объединяет представление о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, стремление к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов. Позднее вектор французских общественных настроений поменял направление на милитаризованное, имперское, но возникший в это время стиль "ампир" ("империя") унаследовал чёткость и подтянутость форм? характерных для классицизма и транслируемого им эллинизма.
Архитектуре классицизма свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометричность интерьеров, мягкость цветов и лаконичность внешней и внутренней отделки сооружений. В отличие от построек барокко архитекторы классицизма никогда не создавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания. В ландшафтно парковой архитектуре складывается так называемый регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют правильную форму, а зеленые насаждения, постриженные в геометрически правильных и симметричных формах (конуса, цилиндра, пирамиды, шара), размещены строго по прямой. Образцом классицизма в ландшафтном дизайне может служить садово-парковый ансамбль Версаля.
Третьим рождением, вернее, очередным всплеском интереса к классицистическим и античным формам можно назвать неоклассицизм, возникший в начале XX века как антитеза декоративной избыточности модерна. Фундаментом неоклассицизма стала опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций.
Все этапы развития классицизма окрашены стремлением к созданию гармоничного и уютного пространства, светлого и воздушного, рационалистически выстроенного и не захламлённого предметами обстановки и элементами декора. Для стиля характерны украшения, повторяющие природные очертания (листьев, раковин и пр.), архитектурные фронтоны, фигуры античного облика. Мебель в интерьерах, подходящих под определение классицизма, характеризуется легкостью и изяществом очертаний, тяготением к прямой линии.
Комментариями на тему классицизма в интерьере нас снабдили несколько ведущих красноярских дизайнеров. По мнению Юрия Казука, прежде всего не надо путать понятия классики и классицизма. Классика - это более широкий термин, которым обозначаются устоявшиеся на протяжении многих веков способы организации пространства - с определёнными пропорциями, сочетаниями форм и цветовыми. Термином классицизм принято обозначать сложившийся в европейском искусстве архитектурный стиль, основанием которого послужила ордерная система эллинистического мира. Это прежде всего симметрия и чёткое следование пропорциям.
"Я не склонен теоретизировать. Я - практик, потому мне проще посмотреть и определить, какой стиль представлен или преобладает в объекте. Первое, что вспоминается в качестве примера, - это Парфенон. В чистом виде классицизм сегодня применяется редко, но его элементы широко используются для создания современных интерьеров. Сам, безусловно, применяю приёмы классицизма, иногда слегка в гипертрофированном виде - для создания определённого эффекта. Классицизм востребован и как элемент оформления частных интерьеров, и особенно - общественных.
В отношении материалов, используемых для изготовления элементов отделки и декора, могу сказать, что сейчас допустимо всё - пенополиуретановые молдинги и капители, штампованные из бетона рельефы, поскольку прежние методы их создания утрачены, а нынешние технологии позволяют изготавливать их экономично и массово. И традиции сохраняются, и возможности расширяются".
По словам Ларисы Виинапуу, стиль классицизм в интерьерном дизайне основан на ордерной системе и классических пропорциях "золотого сечения". Обобщённым термином "классика" называют многие стили (барокко, рококо, ампир, модерн), и это обоснованно, поскольку система древнегреческих ордеров вошла в них как гармоничная составляющая. В своих проектах, подчеркнула дизайнер, она широко использует классические элементы - колонны, пилястры, фризы, традиционные орнаменты и скульптуру, хотя создаваемые интерьеры к классицизму в строгом понимании отнести нельзя. Колористика помещения и обстановки в духе классицизма выстраивается как на контрасте, так и в близкой цветовой гамме, при этом цвета природные. Очертания мебели, выдержанной в таком стиле, строги и геометричны - как греческие скамьи, а материал для их изготовления предпочтительнее использовать природный - массив натуральной древесины. Ведь главная особенность классицизма - стремление достичь гармонии с природой.
Комментарий Евгения Матонина во многом повторял сказанное другими дизайнерами, но получился более конкретным в части применяемых отделочных материалов.
Колонны, полуколонны, фризы, карнизы, багеты, молдинги, обрамления арок и проёмов - все эти готовые формы сегодня в основном делаются из полиуретана. Каталоги этих изделий, предлагаемых сегодня, очень представительны. Натуральный камень (мрамор) - это дорого и тяжело, а гипсовая лепнина не отвечает требуемому качеству. Пластик в этом смысле удобнее, легче и менее затратен. В покрытии стен в интерьерах в стиле классицизма, различные штукатурки, венецианские, псевдоклассические, которые имитируют фактуру камня, фрески. Используются обои с классическим орнаментом: с вензелями, полосками, золотистые, бордовые и светлых тонов. Для пола в классицизме более всего подходит дуб, причём предпочтительнее паркет, а не ламинат - тот, кто делает классику, ценит добротность. Применяется также камень и керамическая плитка, чаще всего полированная.
Предметы обстановки в стиле классики также отличаются добротностью и строгостью форм, хотя мебель в стиле барокко, рокайль и ампир, тоже представляют подвиды классики, занимающие свои ниши. Фактура мебели в стиле классики чаще прелставляет собой полированное дерево.
Цвета - приглушённые и натуральные: беж, мрамор, дерево - никакого канареечного цвета в классицизме быть не должно. Конечно, цвета могут быть и тёмными, например, обои с золотистыми элементами - для будуара, кабинета.
Драпировки дверных и оконных проёмов выполняют либо из лёгких материалов типа органзы, либо плотных. Присборенная рюшами штора и плотная портьера, ставшие непременным атрибутом консерваторских и театральных залов, - это классика. Популярная ныне "римская штора" - это по сути выпрямленный вариант классической. Ламбрекены и оборки - это уже развитие классики, барокко и "махровый ампир".
Выбор светильников для создания интерьера в классическом стиле тоже определяется конкретными задачами. Мраморные чаши и торшеры в греко римском стиле, массивные люстры с хрустальными подвесками, ковка и бронзовое литьё - материал для изготовления тоже выбирается натуральный и добротный.
В классическом интерьере в комплексе играет всё: люстры, шторы, стены, пол, меблировка - подбираются дизайнером с учётом пожеланий заказчика и синтезируются в едином пространстве. В чистом виде классицизм редко востребован, чаще его характерные элементы применяются в совокупности с заимствованиями из других стилей или как основа. Сегодня больше востребованы смешение стилей и эклектика - такой жанр чаще называют фьюжн.
"В античности и классицизме обязательно использовался натуральный камень. Главным образом это мягкие камни типа мрамора, известняка, оникса и т.п., - говорит директор "Студии плитки" Виталий Андрианов. - У нас, кстати, нет совсем культуры использования камня в интерьере и последующего ухода за ним. Ещё один популярный природный материал - это обожжённая глина в виде плитки с ручной росписью или без росписи. Наконец, это мозаика из мрамора и смальты (цветного стекла), из которой выкладывают искусные панно. Многие мозаичные вещи прожили тысячи лет. Между прочим, в Ватикане все иконы в Соборе Святого Петра сейчас делают из мелкой мозаики. Непосвященный человек не догадается, что это не живопись. Папа содержит очень сильную и богатую традициями школу мозаичников. Создание интерьера в духе классицизма предполагает привлечение искусных мастеров с большим количеством ручной работы. Мастера должны расписывать, выкладывать мозаику или драпировать и т. д. Соответственно, на сотворение такого интерьера уйдёт больше времени и средств. В настоящее время производители почти перестали делать плитку в классическом стиле. Фабрики исключили классику в пользу современной плитки типа "минимализм" и прочее. Из ярких представителей "классики" можно назвать фабрику Tagina. Классическая коллекция плитки - это плитка в сочетании с мозаикой природных цветов или выполненная под какой нибудь камень (мрамор, оникс). Обязательно наличие объемных элементов. На углах не должно ничего запиливаться, а все углы выкладываются специальными объемными элементами. Могут присутствовать колонны, какие нибудь животные из керамики, часто используются какие либо панно. Мойку предлагают врезать в столешницу, выложенную из плитки. Если ступени, то обязательно с объемными элементами с флорентийскими носиками. Очень хорошо в интерьере использовать материал - клинкер (это просто обожженная светлая глина естественных цветов, которая обжигается в печи при 1300ОС в течении 36 часов). Кстати, если говорить про последние коллекции, ряд итальянских фабрик выпустил в конце прошлого года плитку под оникс и к ней декорацию в виде бордюра и панно в греческом стиле. Коллекции так и называют "Onyx". Мы образцы выставили, но на этот материал наши соотечественники пока еще не реагируют. Думаю, что начнут реагировать только к концу 2008 года. Должны сначала увидеть за границей и в Москве. И новая коллекция Tagina из белой плитки с росписью золотой краской "Berenice". Актуально в классическом стиле и сочетание белого и золота. Ещё одна тенденция от классики - полуполированный керамогранит становится очень популярным. Это тоже влияние классики, ведь в античности и позже не было таких станков, позволяющих делать идеальные полы, поэтому полы слегка неровные и с блеском - например коллекция "Tibet" Pamesa (Испания)". Таковы детализированные комментарии специалистов на тему классицизма и классики. Классика как жанр вечна и востребованна, но чистота жанра отходит на второй план - в подверженном взаимопроникновению культур и традиций, сложном современном мире менее рафинированным и более демократичным, даже полидемократичным становится и искусство. В том числе и прикладное - как дизайн интерьера. Маяки классики продолжают светить и просвечивать через всё многообразие и стилевое нагромождение материального мира. Вечные ценности бессмертной классики.
Ната Харичкина