Легенда о стиле | Дизайн частного интерьера
Говорят, что есть вкус и есть стиль. Если первое чувство даётся человеку от рождения и затем может быть развито, то со стилем проще - в каждом направлении свои каноны и образцы, следуя которым можно сотворить гармоничное произведение и произвести соответствующее впечатление. Это справедливо для любой сферы человеческого творчества, в том числе и дизайна интерьера. Профессиональные дизайнеры обладают высоким вкусом и прекрасным чувством стиля и способны создать интерьер, наиболее полно отвечающий запросам и характеру заказчика. Нелегко только бывает разобраться в нагромождении стилей, но можно попытаться.
Уходящая эпоха, ускользающая натура
Интерьер - это не изнанка архитектуры, а скорее внутренний мир зданий. Традиционно интерьер всегда выступал гармоничным продолжением внешнего облика здания, а его разработкой занимались архитекторы. Сегодняшние профессиональные дизайнеры интерьеров - это люди с архитектурным образованием. Это по определению архитекторы объёмщики - только работающие с внутренними пространствами.
Как и архитектура, интерьерный дизайн неотделим от истории, и каждая эпоха оставляла стилевые черты с характерным предметным наполнением - мебелью, аксессуарами, драпировками. Этот набор и выступает одной из главных составляющих всякого стиля: эпоха уходит, а стилистика и стилизация присутствуют, воссставая из глубин книжных шкафов и музейных залов на очередном витке моды. Понятно, что обставляются новые интерьеры не антикварными экспонатами, впрочем, совсем не лишними для аутентичности обстановки, а качественным новоделом и выполненным в духе того времени реквизитом.
Главное же во всяком стиле - соблюдение выверенных пропорций и внутренних связей. Правда, все стилевые особенности смешались в домах Облонских и перемешались волею судеб и вольной фантазии дизайнеров. Такой смешение - тоже стиль: эклектика, фьюжн (сплав). Как и в металлургии, в интерьерном дизайне примеров удачных сплавов немало, а к сталеварам в перечне профессий можно добавить стилеваров.
Эклектика, фьюжн, confusion
Чистота жанра и выдержанность стиля - явление, ставшее очень редким. Каждый последующий стиль вбирал в себя основы и черты предшествующих - ничто не вечно под луной и ничто под ней не ново. Это можно назвать диалектикой, но в ходу и в фаворе такой термин, как "эклектика". Слово происходит от греческого eklektoks - способный выбирать, выбирающий, а само понятие эклектики введено греческими мыслителями античности и применялось лишь в философии. Если в научных дисциплинах эклектичность теорий вовсю критикуется, то в искусстве она иногда плодотворна и даже описывается понятием "высокая эклектика". Главное, чтобы соединить элементы разных стилевых направлений максимально гармонично, и тогда искусство окажется действительно высоким. Способность выбирать лучшее из многообразия и соединять это в своём творчестве - великое подспорье для всякого художника, будь то живописец или скульптор, архитектор или дизайнер. Комбинирование приёмов и предметов разных эпох, этнических традиций и течений в искусстве - это и есть эклектика в определении искусствоведов.
Часто в качестве синонима понятия "эклектика" употребляют заимствованное слово "фьюжн". Fusion с английского переводится как "сплав, слияние", а в применению к стилю означает сочетание разнородных и разнонародных предметов. Повторюсь, что это сочетание должно быть наиболее гармоничным, иначе фьюжн превратится в конфьюжн или конфузию (confusion - смятение, конфуз). Оконфузиться в творчестве, думается, не хочется никому.
От модерна до постмодерна
Разночтения в определении стиля главным образом упираются в терминологию, неимоверно разросшуюся словами и их сочетаниями. С исторически сложившимися египетским, греческим, романским стилями и готикой вроде всё понятно, так же как и с более поздними барокко и рококо. Дальше в лес - больше и ветвистее чащи. Понятиями "английский" и "колониальный" стиль можно описать всё, что угодно - лишь бы присутствовали редкости и безделушки на каминах и комодах. Термин "классика" вообще понимается тысячью вариантами, а слова "модерн" и "постмодерн", несмотря на единый корень, не соседствуют ни по времени, ни по стилистике. Модерном принято называть направление искусства рубежа XIX-XX столетий, и в искусстве того времени сушествовало немало течений со своими названиями: Ар Нуво, Флореаль, Югендстиль? Постмодерном вообще принято обозначать всю свалку стилей и измов, представленных в настоящее время. Поди разберись, но придётся. Начнём с вечного - Классики.
Геннадий Рыбаченко