Меню Поиск Разместить Избранное Кабинет

Над всей Испанией безоблачное небо | Недвижимость за рубежом

Иберийский полуостров - просто рай земной. Здесь и климат выдался отменный, с жаркими летами и тёплыми зимами, и ландшафтные красоты изобильны, и история насыщена событиями. Всё это богатство не могло не отразиться и не быть выражено в облике, архитектуре и благоустройстве городов, процветающих под безоблачным испанским небом.

На стыке континентов и эпох

Более оживлённого перекрёстка мировых цивилизаций не найти. От Африки Пиренейский полуостров отделяет узкий Гибралтарский пролив, который паром преодолевает за 35 минут. Здесь Средиземное море соединяется с Атлантическим океаном, и именно из испанских портов отплывали экспедиции в Новый Свет и удалённые страны Старого - Юго Восточную Азию. Испанская корона накрыла полмира, а сокровища колоний хлынули в метрополию, обеспечив её невиданный расцвет. Кроме того, через Мадрид и Севилью проходит нулевой меридиан, делящий землю на западное и восточное полушария.

Народы охотно приходили в эти благодатные края, вытесняя друг друга и перемешиваясь, в результате чего родилась испанская нация с ярчайшими традициями культуры - в том числе и архитектуры. В Испании есть всё: остатки карфагенских и финикийских крепостей, руины римских амфитеатров и неплохо сохранившиеся мавританские крепости и дворцы, готические замки и соборы, ренессансные и барочные паласио, католические базилики и арабские мечети, изящные здания эпохи модерна и ультраурбанистика постмодернизма. Хотите примеров - их есть у меня?

По афористическому утверждению Козьмы Пруткова, нельзя объять необъятное, а потому и не станем пытаться. Этому писателю испанская тема была близка, на что указывают строки стиха "Желание быть гишпанцем". Позволю себе вольно перефразировать их: "Тихо над Альгамброй, дремлет вся натура, а в натуре этой спит архитектура?" Итак, четыре андалузских города - Торремолинос, Малага, Кадис и Севилья - поверхностным взглядом российского туриста.

Вертоград многоцветный

Вот уж воистину вертоград многоцветный - это Торремолинос, ведь в переводе с испанского его название означает "башня мельница". Самой ветряной мельницы давно нет (видимо, Дон Кихот постарался), но топоним закрепил память о сооружении. Торремолинос пёстр и многоцветен. Это, по сути, туристический город спутник Малаги, центра одноимённой провинции. Именно здесь расположена развлекательно туристическая и курортная инфраструктура. К тому же и аэропорт находится между Торремолиносом и Малагой.

Город расположен на подъёме в гору, однако его центр удобен для пешеходов, поскольку его планировка выравнивает рельеф. По существу, часть площадей и улиц представляет собой рампу, под которую ушли магазины, первые этажи зданий и вокзал. Железнодорожная станция находится в самом центре Торремолиноса, а потому добираться из городских отелей хоть в аэропорт и Малагу, хоть в другом направлении, на юг побережья Коста дель Соль (Бенальмадену, Фуэнхеролу, Марбелью, Эстепону) очень удобно. Не громыхают и не пересекают городское пространство электропоезда, бегущие под землёй. В перспективе эти линии пригородного сообщения органично войдут в состав строящегося в Малаге метрополитена, как это сделано с пригородными железными дорогами Каталонии и метрополитеном Барселоны. Это вообще испанский подход к организации городского пространства: развивать город не как урбанистическое ристалище для архитекторов объёмщиков, но в комплексе - как единый организм, со спрятанными инженерными и транспортными коммуникациями. Как удобное для пеших горожан пространство.

Торремолинос многоцветен своей архитектурой. Здесь соединились не только разные архитектурные стили и течения сменяющих друг друга эпох, но и конструктивные материалы, разноцветные по своей природе. Природный камень и кирпич, терракота и майолика, мрамор, гипс и лепнина, крашеная штукатурка и монолитный бетон, средневековые витражи и стекло навесных фасадов, художественная ковка и полированный металл хай тека, гофрированный пластик и живые изгороди?

Дворец в стиле мавританской готики Площадь Андалузии

Самая оживлённая улица города - пешеходная, Сан Мигель. Она днём и ночью шумна и запружена народом. По ней бродят туристы, выбирая сувениры и перекусывая в уличных кафе. Улица святого Михаила спускается к морю - вначале полого и ровно, а в конце переходит на ступени, зигзагом ведущие на берег, - их 177. Рядом со ступенями устроен пандус, по которому может спускаться инвалид в коляске и катить сумку колесницу туристу сподручнее, ведь большая часть отелей расположена в первой линии, на берегу. Мигелевка вымощена керамической плиткой, которой с непрерывной периодичностью выложен фирменный узор - какая то лилия, взятая в большую омега-образную фигуру. Каждую ночь улицу моют с шампунем, а потому ходить по ней можно хоть босиком. Все же почему то предпочитают сандалии, босоножки и туфли модных фасонов.

Улица Сан Мигель переходит в площадь Европы. Сама площадь - это транспортное кольцо (именуемое в Испании ротондой), на котором во флагштоках установлены флаги государств Евросоюза - в виде символизирующего ЕС кольца из звёздочек. К этой ознаменованной ротонде примыкает бульвар, все рослые деревья которого тоже окольцованы - массивными бетонными круговыми скамьями, облицованными голубым кафелем. Каждое из деревьев помечено названием страны, вошедшей в Европейское сообщество. В облицовке каждой из скамей есть плитка с гербом и названием государства, причём работа выполнена на опережение - здесь представлены и Кипр, и Литва. Есть и запас: некоторые из деревьев не поименованы, а одно посвящено Андалузии - его скамья инкрустирована богаче, плитками с гербами Малаги, Севильи, Кадиса и других городов автономии.
Если улица Сан Мигель, тротуары и набережные вымощены керамической плиткой, то площади Европы и Андалузии выложены полированным мрамором, чередующимся с матовым камнем попроще, - и красиво, и богато, и не скользко.

Старинные кварталы Торремолиноса тесно срослись и местами проросли современными зданиями, причём это выглядит вполне гармонично. Если старинные здания, построенные в стилях классицизма и модерна, не выше четырёх пяти этажей, то жилые и гостиничные "свечки" насчитывают девять - шестнадцать. Город на пригорке не стремится слишком выпирать в небеса? Торремолинос не только многоцветный, но и многоцветниковый. Обилие цветущих кустарников и цветочных клумб, балконы и стены, увитые плетями жасминов и бугенвиллей в пышном цвету, рощицы бананов и заросли гибискусов, и пальмы, пальмы, пальмы - всё это характерно для большинства приморских, и не только, городов и городков Испании.

Малага и малагцы

Малага - заглавный город провинции, крупный транспортный узел и морской порт. А главное - удивительно красивый город, гармонично сочетающий в себе классику и современность. В нём проживает около шестисот тысяч горожан, что делает Малагу очень крупным по европейским меркам городом.

Малага взбирается кварталами от моря на гору. И именно там находятся её исторические достопримечательности - две крепости, одна из которых носит название Хибральфаро, что означает по арабски "гора с маяком". Так что Гибралтар не одинок в названии и обозначенной в нём функции. В Малаге нет чёткой границы между старой застройкой и современной - здания разных эпох срослись в единые кварталы, а современные магистрали и виадуки соседствуют с католическими храмами и роскошными особняками со столетней историей. И повсюду рослые пальмы?

Малага - город очень озеленённый. Вдоль берега тянутся бульвары с аллеями высоченных деревьев, стрижеными кустарниками и цветочными клумбами. Ухоженные пышные скверы разрежают урбанизированные пространства с завидной регулярностью. В Малаге, как и во всех других городах Испании, невероятное количество памятников, которые встречаются чуть ли не каждые сто метров, а на бульварах - ещё вдвое чаще. В гипсе и мраморе, бронзе и чугуне запечатлены скульптурные портреты святых, поэтов, музыкантов, писателей, художников, героев и, конечно же, многочисленных королей. Они взирают с высоких постаментов и колонн, низких тумб и фонтанов, а очень часто расположены на уровне земли и среди прохожих. Такая вот многообразная признательность и памятливость иберийцев. Одно слово - молодцы эти малагцы!

Современные здания Малаги не отличаются умопомрачительной высотностью - испанским городам это в принципе несвойственно. Два десятка этажей - это предельная планка испанских зодчих, выше которой они запрыгивать не стремятся. Наверное, это правильно - чего от такой замечательной земли отрываться! К тому же здания такой высотности не выпирают из живописного гористого ландшафта, а гармонично и соразмерно в него вписаны.

Город под горой Средневековая крепость Хибральфаро (фото справа)

Город с трёхтысячелетним стажем

Кадис называют самым старым городом Европы. Мифы гласят, что его основал Геракл, а археологи говорят о том, что его начали строить финикийцы в одиннадцатом веке до нашей эры. Так или иначе, но история Кадиса насчитывает уж три тысячи лет. Древние греки называли его Гадир, римляне - Гадес, а нынешнее название происходит от арабского Quadiz. Такая интернациональная в веках популярность Кадиса обусловлена его выгодным географическим положением. Кадис расположен на островке Леон, соединённом насыпным перешейком с материком, это порт, окружённый со всех сторон водами океанского залива. В Кадисе проживает около 160 тысяч горожан - больше островок не вмещает. Это плотно застроенный и необычайно красивый город, в котором соединились средневековые кварталы, ренессансные здания и современные проспекты. Живописные набережные с песчаными пляжами, теснящиеся кварталы с величественными соборами и очаровательным старинным Генуэзским парком делают Кадис романтическим городом мечты.

В значительной степени город обязан своей привлекательностью многолюдным площадям, таким, например, как площадь Сан Хуан де Дьос, над которой возвышается мэрия, белое здание неоклассического стиля с развёрнутым в сторону порта фасадом. Впечатляющи площади Плаза де лас Флорес, Канделария и площадь Испании, на которой рядом со зданием провинциального совета воздвигнут памятник Либеральным кортесам. Неподалёку располагается площадь Ла Мина, рядом с которой стоит церковь Святого Франциска в стиле барокко. Платановые аллеи ведут к церкви Кармен в ярко выраженном колониальном стиле. Оттуда, где за храмом расположена Батарея Канделария, открывается прекрасный вид на кадисскую бухту, усыпанную заходящими в порт и выходящими из него кораблями. Они, как и прежде, - главные в Кадисе.

Контрасты севильизации

Севилья - удивительно красивый город, сочетающий массивное изящество старинных замков и дворцов с элегантностью силуэтов современной архитектуры. Всё смешалось в андалузской столице, но не хаотично, а зонированно, чередующимися слоями старины и неоэклектики. Постмодернистские здания не противоречат городскому ландшафту гармонично спаянного испанской архитектурой средневековья, ренессанса, модерна и неоклассики. Даже ультрасовременный мост Аламильо архитектора Сантьяго Калатравы, сооружённый ко Всемирной выставке ЭКСПО 92, темой которой стало пятисотлетие открытия Америки, из ландшафтного контекста не выделяется. Этот вантовый мост состоит из единственной опоры, уравновешивающей мостовой двухсотметровый переход с помощью тринадцати тросов. Мост Аламильо ведёт на Ла Картую - речной остров с павильонами иберо американской выставки и прекрасно просматривается с других мостов через Гвадалквивир, не столь эффектных, но очаровательных старомодными коваными решётками ограждений и фонарями.

Севилья, как и многие другие города, нарастала концентрическими слоями, словно раковина перламутром или древесный ствол годичными кольцами. Несколько городских кварталов, обнесённых двойной крепостной стеной, выглядят как жемчужина во вкусном теле моллюска, пронизанного сетью капилляров узких средневековых улочек и омываемого большими кругами кровообращения - транспортными артериями. В устрично уличном теле Севильи есть своё Садовое кольцо, заполненное автомобилями, но не стоящими в пробках, а движущимися довольно быстро и днём, и ночью. Остальные севильские улицы и кварталы ночью утишены, полусумрачны и спокойны.

Севилья - место действия нескольких опер, в том числе четырёх очень известных. Между прочим, само слово "опера" с итальянского переводится как "действие", в этом смысле Севилья - действительно самый оперативный город. Две оперы о Фигаро - "Безумный день" и "Севильский цирюльник", "Дон Жуан" и, конечно же, "Кармен". Карменсите и прототипу дона Хуана (так говорить правильнее) в Севилье даже поставлены памятники. Примечательно, что ни Моцарт, ни Россини, ни Бизе в Севилье никогда не были, но вписали свои действа в её ландшафт очень точно, прославив город в веках и широких слоях неравнодушного к музыке населения планеты.

Старинные здания и улицы Севильи отнюдь не смотрятся декорациями к оперным спектаклям. Скорее наоборот - бутафорией кажется вторгшаяся сюда современность. Например, нелепым кажется то, что внутри крепостных стен старого квартала, между двумя их рядами припаркованы автомобили горожан. Парковаться в испанских городах - настоящая головная боль и главная проблема, а в Севилье, столице Андалузии - тем более. Автомобили в Европе - не роскошь, а средство передвижения и предмет парковки, а потому каждая семья обладает несколькими машинами, а все разрешённые места плотно уставлены ими - и днём, и ночью. Здешние автомобили имеют хозяев, но не имеют крыши над головой - они уличные и бездомные (безгаражные). Как коты? Все места по обочинам дорог заняты, и на чудом освобождающееся нужно юркнуть очень оперативно. Севилья и в этом смысле - один из самых оперативных городов Испании.

П-проблема

Проблема парковки автомобилей в испанских городах не менее остра, чем во всём остальном, неустанно машинизирующемся мире. Цены на автомобили европейского и американского производства в Европе невысоки, а цена вопроса парковки зависит от величины города. В столице - Мадриде - парковка автомобилей платная (по паркометру или по абонементу), в других городах и городках - просто затруднена. Количество машин не уступает числу жителей, и при этом никто не стремится обзавестись гаражом. А зачем - ведь тепло круглый год. А угонять машину никому и в голову не приходит. Эх, Европа! Вот и паркуют все свои транспортные средства по обочинам всех проспектов, улиц и переулков.

Многоэтажные паркинги - примета только столичных мегаполисов - Мадрида, Барселоны, Севильи; отгороженные автостоянки и гостиничные парковки недостаточно ёмки для такой автооравы; частные гаражи - привилегия обладателей вилл и усадеб. Так и живут, в стеснённых личными транспортами городах.

Как следствие запруженности проезжей части и городского пространства в целом нередки транспортные пробки - не такие, как в Москве, но тоже малоприятные. В крупных городах Андалузии, Севилье и Малаге, эту проблему пытаются решить, предлагая альтернативное передвижение - велосипеды напрокат. Канканы педальных коней ожидают своих наездников во многих городских кварталах: вставив в автомат карточку, можно доехать куда требуется и вернуть перпетуум мобиле в другом велотерминале. Удобно и компактно, к тому же здоровый образ жизни - сжигание лишних калорий и несжигание топлива с выхлопами в городскую атмосферу.

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский Дом»