Залитый светом ландшафт | Ландшафтный дизайнер
Как ландшафтный дизайн вообще, так и освещение в нём выполняет не только декоративную, но и утилитарную функцию - делает прилегающее к дому пространство красивым и уютным. Ведь дизайн по определению - это самое удобное из искусств.
Наружные светильники от интерьерных принципиально мало чем отличаются - разве что размерами и большей защищённостью от ветра, дождя и снега. Даже обозначения у них те же: крепящиеся на вертикальной стене или заборе именуются бра, а вертикальные на ножке - торшерами. Более крупные, высотой до 10 м, известны нам как мачты уличного освещения, но это случай скорее общественного, чем частного предназначения. Осветительная арматура для частных участков не нуждается в повышенной антивандальной прочности, а потому может выглядеть элегантнее и изящнее, а стоить несколько меньше, нежели для общественных парков и скверов. Так, стоимость соответствующих осветительных устройств в среднем не превышает пятнадцати процентов от общей суммы ландшафтного благоустройства территории.
Свет может быть как обычный электрический (от ламп накаливания), так и "холодный" люминесцентный, причём по замыслу дизайнера он может быть "утеплён" окрашенными светофильтрами и плафонами.
Очень перспективны, востребованы и экономичны неэлектрические светильники на основе светонакапливающих люминофоров - запасая солнечный свет в течение дня, такие материалы фосфоресцируют в ночи мягким и совершенно бесплатным светом.
Дорожки света и лучистые струи
Главное в выборе и устройстве схемы освещения - это чтобы свет был удобным. Его задача - не слепить выходящего из дома в тёмный сад, а мягко подсвечивать дорожки. Очень разумна нижняя боковая подсветка дорог, ведущих к дому, с датчиками движения - она начинает светить, когда и куда надо. Вделанные в землю прожекторы, прицельно бьющие в небо и в глаза стоящих рядом людей, не то что некомфортны, но и небезопасны - вспомните встречную машину с дальним светом.
По словам Ольги Смирновой, архитектора, специализирующегося на ландшафтном дизайне, яркое освещение целесообразно для мест, наиболее востребованных посетителями сада, - беседок и скамеек возле дома. Для декоративных целей стоит подсветить вписанные в ландшафт композиции с камнями - рокарии, взрослые деревья, садовые скульптуры и малые архитектурные формы. Очень эффектно смотрятся подсвеченные водоёмы, причём наибольшее впечатление производит подсветка, установленная внутри них - вода рассеивает свет по объёму и создаёт мистическое ощущение. Естественно, что такая арматура должна обладать надёжной гидроизоляцией.
Очень эффектно выглядят освещённые фонтаны - струи выполняют роль световодов, и в тёмное небо устремляются потоки не только воды, но и света - при желании можно использовать различные оттенки, задать ритм включения и выключения. Если на вашем участке нет фонтанов - не беда. Очень авантажно смотрятся подсвечиваемые поливальные установки - они объединяют в себе полезное с красивым. Как правило, их включают утром и ночью. В солнечных лучах они рассыпаются мелкими брызгами и водяной пылью, образуя искусственную радугу, а в ночи - светящиеся воронки и зонтики, сияющие мелкими каплями стразов и бисера. Утром - радуга, вечером - неслышный салют. При этом дождевальные установки равномерно увлажняют лужайки и кустарники. Более чем два в одном?
Загадочно смотрятся источники света, упрятанные в каменную кладку стен и заборов - невыпуклые и в то же время яркие. В Европе модны источники света, упрятанные внутрь прозрачных или просвечивающих масс, имитирующих куски льда или валуны кварца, - получаются своеобразные камни, светящиеся изнутри. Камни вообще эстетически дружны со светом - он подчёркивает их фактуру и природный рисунок прожилок и шероховатостей.
Одушевляет свет и каменные изваяния - мраморные и алебастровые статуи начинают словно оживать - но не зловеще наподобие Венеры Илльской, а по доброму, по сказочному. Бронза, покрытая патиной и позолоченная, начинает играть бликами и сверкать роскошью фигурных композиций. Античные боги и герои, нимфы и сатиры, всякая мифическая живность - тритоны, химеры и прочие - выводятся светом на сцену и играют репертуар античного театра и сказочные спектакли родом из детства.
Стильные светильники
Точечные светильники могут быть нарочито декоративными и неброскими, незримо спрятанными. Их выбор увязан с общей стилистикой проекта. Если избрана классическая линия, то массивные фонари "пушкинского" стиля вполне к месту, для постмодернистских ландшафтов более подходят элегантные светящиеся столбики с минимумом деталей в стиле хай тек. Китайские красные фонарики хороши для японских садиков, но нелепы в регулярном английском или французском парке.
Практически универсальны светильники в форме шара. Эта естественная фигура, повторяющая очертания небесных светил и природных образований - грибов и валунов, может работать как на гармонии, так и на контрасте, причём одинаково удачно.
Главное здесь - выбрать светильники соразмерными и сомасштабными деревьям, кустарникам и декоративным композициям, ширине дорожек, габитусам и габаритам здания. Прихотливость и миниатюрность светильника на тоненькой ножке рядом с массивным особняком и глухим забором из кирпича пропадёт - он будет выглядеть не изящно, а хлипко. Крупный торшер на мощном кронштейне - будь он писком моды - будет восприниматься грубо и агрессивно на фоне витиеватой кованой скамьи.
Это не значит, что весь участок придётся выдерживать в одном стиле. Можно функционально и визуально поделить его на зоны и для каждой выбрать свой. Однако смешивать всё произвольно - признак дурного вкуса, и если заказчик не хочет понимать это сам, то его поднимут на смех гости - рано или поздно. Если эклектики избежать не удаётся, то нужно хотя бы попытаться сделать её наименее выпуклой и вычурной. Это задача для дизайнера, работающего с клиентом.
Светлые перспективы светодизайна
По наблюдению Ольги Смирновой, интерес к осветительному решению придомовых участков в Красноярске находится пока в зачаточном состоянии. Однако следует отметить, что "тёмное прошлое" в ландшафтном благоустройстве постепенно уступает дорогу светлому будущему. Западные тенденции, когда красоту не выставляют специально напоказ, но и не прячут во тьме за высоким забором, уже пустили корни в европейских городах России и наверняка скоро приживутся у нас.
Геннадий Рыбаченко