Citius, altius – быстрее, выше! | Градостроительный совет. Ардис. Сибаэропроект. АДМ. Боровик
Этому почти олимпийскому девизу следует современная урбанистика Красноярска. Темпы строительства ускоряются, а застройка, индивидуальная и массовая берёт новые высоты. Два градостроительных совета, состоявшихся 15 октября и 2 ноября, ещё раз подтвердили: Красноярск ожидает большое архитектурное будущее.
За стеклянным фасадом
Проектное бюро "Ардис" представило проект 10 этаж?ного жилого дома по ул. Ленина, 25, разработанный по заказу КГУПКП "Красноярсклеспроектстрой". Как рассказал руководитель бюро Александр Добролюбов, здание планируется возвести на месте 2 этажного деревянного дома. Новый дом удачно впишется практически "в линию" между относительно новой десятиэтажкой красного кирпича (Ленина, 23) и 5 этажной хрущёвкой (Ленина, 29). В глубине квартала, на месте ещё одного деревянного дома согласно проекту разместится благоустроенный двор, а двухъ?ярусная подземная автостоянка приютит транспорт обитателей. Первые два этажа здания отведены под магазины, перед которыми предусмотрены "карманы" для парковки автомобилей посетителей.
Жилой дом смотрится непривычно из за практически сплошного остекления, что делает его более похожим на офисное. Однако за стеклянным фасадом горожане станут не работать, а жить. Уплотнительная застройка исторического центра неизбежна, а посадка здания на этом участке улицы Ленина не только не испортит сложившегося городского пейзажа, но в чём то даже поправит его, связав воедино разнящиеся по фактуре и конструктиву фасады - словно лоскутное одеяло.
Градостроительный совет в целом одобрил проект, порекомендовав заказчику увеличить ёмкость подземной автостоянки до трёх уровней, чтобы обеспечить гаражами жителей не только новостройки, но и соседних домов (по уверению проектировщика, технически это возможно), а также подумать над оформлением торца, выступающего над пятиэтажкой, - разность высот соседствующих зданий делает этот разрыв слишком отчётливым.
Табор уходит в небо
Констатировать транспортную, в том числе парковочную проблему Красноярска стало занятием совершенно банальным. Власти пытаются её решать, обязав застройщиков в новых зданиях, жилых и общественных, сооружать подземные паркинги, а не так давно интерес к строительству многоэтажных парковочных комплексов проявил и бизнес.
Институтом "Красноярскгражданпроект" разработано и представлено сооружение, пока непривычное для красноярцев, но достаточно распространённое в городах западной части России, - многоуровневая открытая автостоянка. В первых двух этажах заказчик, ООО "Техинвест плюс", планирует разместить офисные помещения, а остальные четыре использовать в качестве автостоянки, неостеклённой и неотапливаемой. Запланированная на стыке улиц Молокова и Шахтёров стоянка рассчитана на 508 автомобилей. При этом данная территория, относящаяся к коммунальной зоне, позволяет размещать на ней парковки вместимостью до 1000 машино мест.
Здание выглядит необычно - "скелетным" или недостроенным. Если взглянуть на макет сверху, то припомнятся очертания щусевского мавзолея, только со скруглёнными углами. Четырёхъярусный паркинг над двумя этажами офисов способен приютить целый табор в полтысячи автомобилей, а на эксплуатируемой кровле, практически "седьмом небе" оборудованы сервисные и развлекательные помещения и открывается живописный вид на город и его окрестности.
Резолюцией градсовета стало принципиальное одобрение проекта с рекомендацией максимально увеличить ёмкость стоянки за счёт добавления подземных уровней и дополнительных этажей, а также сделать фасад, выходящий на ул. Молокова, более простым и обтекаемым - это будет способствовать лучшему визуальному восприятию здания при движении по скоростной магистрали.
Кристалл на стрелке
Одно из самых живописных мест города - Стрелка Енисея - манит всех исполненных амбиций архитекторов. Это не удивительно - здесь родился сам город. Место деревянного острога заменил очень удачно вписанный в ландшафт архитектурный ансамбль, ставший одной из главных городских доминант. Время не стоит и дарит новые технические возможности, и даже главный автор архитектурного ансамбля Стрелки, Арэг Демирханов, не смог удержаться от искушения и хотел спроектировать здесь сверкающие зеркальными стёклами высотки наподобие небоскрёбов чикагской Мичиган авеню. Подобный соблазн возник не только у него.
Над 35 этажным офисным зданием класса "А" с торговой галереей и подземной автостоянкой трудились целых два коллектива проектировщиков - "АДМ" и "Архитектурное бюро Дубовика". Заказчик, ЗАО "Ритейл Парк 2" выбрал для своего объекта одно из самых привлекательных в городе мест - нижнюю террасу набережной за Концертным залом. Поскольку поблизости расположен один из прекраснейших архитектурных ансамблей Красноярска, профессиональное сообщество было особенно придирчиво к работе, которую представлял Алексей Мякота, руководитель "АДМ".
Здание напоминает не то гигантсткую хрустальную вазу с клетчатым резаным узором по бокам, не то огромный, выросший до небес столбчатый кристалл - берилл, причём с явно выраженными дислокациями - здание показательно асимметрично.
Некоторым 140 метровое здание с завершением, возвышающимся над крышей ещё на 26 метров, показалось недостаточно высоким. Ещё бы - что такое 166 метров в сравнении с 800 метровой башней, завершаемой в Дубае?! Звучали также предложения сместить здание в сторону улицы Маркса или же, наоборот, приблизить к улице Белинского?
Выступающие предложили концептуально одобрить проект, напомнив о том, как когда то Арэг Демирханов выступил с ансамблем Стрелки, казавшимся тогда революционным. Кстати, сам народный архитектор, вначале переживавший, что градообразующий комплекс будет испорчен, сейчас, по словам коллег, настроен на поиск компромисса с заказчиком нового здания. Проект будет дорабатываться в рабочем режиме, а если понадобится, его ещё раз рассмотрят на градостроительном совете.
В ближайшем будущем Стрелка порастёт блистающими стеклом кристаллами высоток. Проект завершения злополучно известного долгостроя, 120 мет?ровой башни КАТЭКНИИугля предусматривает именно стеклянно зеркальную отделку его фасадов. Поэтому массовая кристаллизация не только Стрелки, но и всего города не кажется уж совсем далёкой перспективой.
Микрорайон имени метростроя
Проект планировки микрорайона "Метростроитель" жилого района "Северный" был разработан специалистами ТГИ "Красноярскгражданпроект" по заказу Красноярского филиала ОАО "Сибмост" Мостоотряд 7. Территория, примыкающая к железной дороге, а с другой стороны ограниченная улицами 9 Мая и Светлогорской, предназначалась предшествующим генпланом под строительство троллейбусного парка, а затем была разбита на участки и выделена нескольким частным застройщикам. В прежние годы, когда недофинансирование разработки градостроительной документации было горькой реальностью, район был "упущен", а поэтому сегодня возникла необходимость корректировки плана комплексного территориального планирования. Часть территории сегодня занята гаражами, кроме того, осложняет планировочные работы наличие в 50 метрах автостоянки с выходом на магистраль, которую можно будет перепрофилировать, и автозаправочной станции, близкое соседство с которой удалось согласовать.
Новым планом предусмотрены детский сад и школа, расположенные в "ветровой тени", торговый и гостиничный комплексы, небольшая поликлиника. Вблизи детских учреждений пройдёт пешеходная ось, между школой и гостиницей запланирован сквер. Возле железной дороги запланированы 16 этажные жилые здания, основной массив застройки - пятиэтажный с единичными 14 этажками, формирующими группы. Микрорайон будет насчитывать 1198 квартир. Тип застройки смешанный: кирпичные дома, обычная и улучшенная 97 я серия. Шестнадцатиэтажки уже проектируются заказчиками. Здания предложено строить однотипные, чтобы однородный силуэт массива не испортил неплохой пейзаж. Рядом с АЗС запланирован высотный паркинг на 330 автомобилей. Расчётная потребность в парковочных местах - 313 мест, поэтому ёмкость паркинга достаточна, к тому же под некоторыми зданиями будут построены частные гаражи.
В ходе обсуждения проекта было предложено рассмотреть возможность строительства школы на тысячу учащихся вместо предложенной на 600. Согласно новому Градостроительному кодексу строительство гостиниц внутри жилых кварталов проблематично и за счёт отведённой для неё площади можно увеличить ёмкость школы, детских учреждений и поликлиники, которую целесообразно предназначить для нужд жителей не только этого, но и соседнего микрорайона. Кроме того, плотность застройки можно увеличить до допустимых 450 чел/га, если строить дома большей этажности. В целом проект градостроительным советом был одобрен.
Высочество рядом с превосходительством
По соседству с фитнес центром по ул. Копылова, 1а, имеющим звучное имя "Экселент", что в переводе означает "Превосходительство", запроектировали "Высочество" - 19 этажную башню. Оба проекта выполнены одной рукой - архитектором Светланой Кайль (институт "Сибаэропроект"). Заказчиком выступило ООО "Сибирский двор" - эффектное здание пришлось ко двору, в том числе примыкает к внутреннему двору комплекса "Норникель" и типографии "Офсет".
Трёхуровневое (16 18 19 этажей) здание офисного центра с подземной парковкой предлагается посадить на весьма небольшой участок в 3100 кв. метров, при этом общая площадь (около 700 квадратных метров на этаже) рассчитана на 600 офисных служащих. Подземная парковка на 125 мест, согласно расчётам удовлетворяющая потребностям, и островное расположение башни, по задумке проектировщиков, не сделают её обременительной для напряжённой транспортной ситуации на этом участке города. Два ресторана, один в первом уровне и второй на самом верху, рассчитаны на 70 и 80 посадочных мест соответственно, причём вестибюльное пространство служит входом и в ресторан, и в офисы. Этажи здания со второго по семнадцатый предназначены под офисы, которые, по всей видимости, будут выставлены на продажу. Здание высотой более 50 метров (около 70) и уходящее под землю почти на 10 метров, не выходит за "красные линии" и, по уверениям разработчиков, не повлияет на локальный трафик.
Светлана Кайль рассказала, что долго примерялась с высотностью здания (9 10, 16 или выше), и выбранная этажность позволит создать гармоничный для этого квартала объём. Высота здания не превышает 75 метров, а потому проект не требует дополнительных согласований. Проектирование велось в соответствиями с техническими условиями, принятыми в Москве. Единство застройки в этом районе уже нарушено, а потому новая архитектурная доминанта может изменить ситуацию в сторону большей гармонии. Неоднозначно было воспринято асимметричное завершение башни, которая, став высотной доминантой этого района, будет неодинаково смотреться с разных ракурсов. Звучали предложения и увеличить высоту башни до 29 этажей с размещением в нескольких подземных уровнях и пяти первых этажах автомобильной парковки на большее количество машин, что позволит решить острую проблему нехватки пространства в этом туго завязанном транспортном узле.
Наибольшие опасения и возражения вызывает именно транспортная обстановка в этом месте. Особенно если учитывать запланированное строительство четвёртого моста через Енисей с выходом и развязкой в районе Копыловского моста. По словам архитектора Эдуарда Панова, в этом месте нужна развязка уровня не XXI, а хотя бы XX века, и целесообразно зарезервировать территорию под транспортные нужды. Возведение на таком сложном в транспортном отношении участке высотного здания, пусть и небольшого сечения и с выездами из подземного паркинга в две стороны (улицы Профсоюзов и Робеспьера), внушает опасения. Поэтому члены градостроительного совета рекомендовали повременить с реализацией такого проекта и дополнительно уточнить новую транспортную схему со специалистами института "Красноярскгражданпроект". Застройку на этом участке необходимо решать в комплексе с реализацией транспортной схемы.
Аркадий Супоницкий от лица аудитории поблагодарил авторов за грамотно выполненный и хорошо представленный проект, к которому предложено вернуться на очередном градостроительном совете после согласований и уточнений с транспортниками из "КГП", а также возможным повышением высотности до тридцати этажей.
Меж рекою и горою
Проект планировки экспериментального комплекса малоэтажных жилых домов на 2000 человек на поле ?10 посёлка Удачный по заказу корпорации "Инком недвижимость Красноярск" разработал "Красноярский архитектурный фонд". Посёлок сблокированных домов (таун хаусов) вырастет по соседству с коттеджным посёлком "Инком Сосны" и одноимённой губернаторской резиденцией. Это ровная, около 20 гектаров площадка почти прямоугольной формы, лежащая между дорогой и прибрежным лесом (см. фото на стр. 12).
Участники градостроительного совета, высказав целый ряд замечаний разного свойства, в итоге проект одобрили, а заказчику порекомендовали подумать над инфраструктурной сбалансированностью посёлка.
Средневековая стихия
Проект многофункционального здания с автомоечным комплексом, разработанный проектным бюро Сергея Бальцера "Махаон" по заказу ООО "Инвестстрой", привязан к небольшому участку в 15 соток в районе Взлётки, примыкающем к улице Шахтёров. В предшествовавшие времена этот коммунальный район был вполне по феодальному раздроблен на небольшие участки - словно коммуналка. Сейчас эта территория представляет собой пустырь с одноэтажными частными гаражами.
Здесь по проекту предполагается возвести здание классической прямоугольной формы со стеклянными фасадами, двумя лестницами и акцентами выступающих лестничных клеток. Предусмотрена подземная парковка на 30 машино мест, ещё 20 автомобилей могут разместиться на наземной стоянке.
Эдуард Панов охарактеризовал тип такой застройки как "красивую средневековую стихию", распространённую в большинстве растущих городов. Борис Шаталов предложил поднять здание на ножки и пустить под ним проезды. Строительная площадка очень мала, а поэтому в будущем неминуемы конфликты с владельцами соседних участков, ведь проезды приходятся на их территорию. По словам заказчика, попытка договориться с соседями о переуступке участков успехом пока не увенчалась.
Неизбежность конфликтов по этой коммунальной территории вынуждает подойти к решению комплексного освоения, не исключена возможность и пересмотра ранее выданных решений по отведению площадок, тем более что перспективный урбанистический район - практически часть лика современного Красноярска, его нового центра. Главный архитектор города посетовал, что законодательно не предусмотрено такой стадии проектной планировки, на которой были бы представлены объёмно пространственные решения не отдельного сооружения, а микрорайона в целом. Он предложил одобрить усилия авторов проекта и попытаться решить проблему в рабочем порядке, собрав в ближайшее время трёх соседствующих заказчиков. Какое решение будет найдено, станет ли архитектурный облик этого участка Взлётки отголоском средневековой практики застройки или явит собой пример комплексного решения - выяснится очень скоро.
Геннадий Рыбаченко