Большие деньги большого Cочи
Большая победа Большого Сочи в олимпийской гонке сопряжена с большими проблемами, которые городу предстоит разрешить за неполные семь лет, чтобы достойно провести зимнюю Олимпиаду. Не меньшая головная боль гарантирована и горожанам Большого Сочи, и остальным гражданам большой страны.
Квартирка за сотню тысяч
Условных валютных единиц, разумеется? Ещё лет пять назад малогабаритная однокомнатная хрущёвка стоила в Сочи не менее 42 тысяч долларов, и это считали завышенной ценой, результатом ценового сговора риэлторов. Сейчас такая тянет на сотню тысяч "зелёных", и это уже никому не кажется чем-то выдающимся. Рынок разогрели зимние виды спорта, в частности горные лыжи, резиденция самого президента в "Бочаровом Ручье" и, наконец, предстоящая Олимпиада-2014.
Сразу вслед за гватемальским решением МОК последовало решение крупных риэлторских агентств ещё теснее опутать Большой Сочи сетями своих офисов. В пакете предлагаемых ими услуг значатся операции с первичным и вторичным сегментом рынка жилья, коммерческой недвижимостью, коттеджами и таунхаусами, "ипотечный брокеридж" и помощь в оформлении земельных участков. Целевая аудитория таких компаний - москвичи, питерцы и жители северных регионов, с доходами намного выше среднего.
Стоимость жилья в Сочи постоянно растет, что очень выгодно как для частных инвесторов, так и для крупных компаний. Сейчас стоимость квадратного метра в новостройке составляет 3800-4000 тыс. дол. США, индивидуального жилищного строительства - 3000. Выгодной особенностью инвестирования в сочинскую застройку выступает независимость строительного процесса от времени года, что значительно сокращает время реализации проекта. Как раз тот случай, когда "время = деньги", особенно при неуклонном и стремительном росте цены на недвижимость.
При всей тенденциозности рост цен на сочинскую недвижимость имеет ценовой потолок - тоже, впрочем, подвижный. Никакой российский город не опередит столицу по стоимости квадратного метра жилья, даже самый южный. Рынок жилья в Сочи так же перегрет, как и в Москве - со всеми вытекающими рисками. Стоит учитывать и усреднённость цифр по всей территории. Так, цена квадрата в самом центре практически сравнялась с московской, а в Адлере или на Мамайке - в 2-2,5 раза ниже. Место красит цену, и 33 квадратных метра в районе "Светланы" сегодня тянут аккурат на сотню тысяч "зелёных".
Летние заморозки
В ожидании зимы-2014 в середине лета-2007 на рынке недвижимости Сочи случились заморозки. По данным сочинских риэлторов, часть застройщиков заморозила продажу своих объектов до конца июля "из-за непонятной ситуации с ценами", но разрешает покупателям забронировать желаемую недвижимость. Компания MR Group, которая строит два жилых комплекса - "Королевский парк" и "Актер Гэлакси", подняла цены на 10%. Специалисты отмечают, что сочинская недвижимость будет заметно дорожать только после того, как будет построена вся инфраструктура. Однако "брильянтовый дым" будущей Олимпиады пьянит и будоражит всех участников рынка недвижимости.
Надо заметить, что москвичи проявляли повышенный интерес к российским субтропикам на протяжении десятилетия. Московский капитал охотно и масштабно приобретал сочинские объекты и участки под застройку. Одно время ожидали, что прежнего мэра города, г-на Мостового сменит на посту свояк московского градоначальника, г-н Батурин. Надежды не оправдались, но нынешним мэром Колодяжным горожане вполне довольно, а столичные капиталы притекают сюда неиссякающим потоком. Вложения в местную недвижимость сулили большие выгоды, и вот эти ожидания оправдываются в полной мере, помноженные на олимпийские перспективы. По экспертным оценкам, в настоящее время от 80 до 90% сделок на рынке сочинской недвижимости носит инвестиционный характер. Это касается как элитных объектов, так и бизнес-, и эконом-класса. Все и всё замерли в ожидании скачка, прыжка, рывка цен. Вполне в олимпийском духе: "быстрее, выше, сильнее", но без олимпийского спокойствия - деньги уж очень большие.
Золотые дали и медали.
Земля в границах Большого Сочи - от Лазаревского до Адлера - никогда не была дешева. Сейчас эти заветные сотки стали поистине золотыми - особенно в Красной Поляне, будущем месте борьбы за золотые медали. В некоторых районах сочинской агломерации цена земли достигает восьмисот тысяч долларов за сотку. Дороговизна и нехватка территорий подвигает на применение мирового опыта - сооружение насыпных островов. Стоимость земли в подобных проектах достигла 70 тысяч долларов за сотку. Аналитики объясняют это тем, что девелоперы вынуждены покупать землю заранее, и тем, что оформление сделок по выкупу и долгосрочной аренде земельных участков осложнилось в начале года из-за "олимпийской лихорадки". Как и следовало ожидать, самый большой скачок в росте цен на землю произошел в районе Красной Поляны - здесь сотка за неделю выросла вдвое - с 50 тысяч до 100 тысяч долларов, и это лишь нижний порог! "И никто не продает", - говорят местные жители. Тоже ожидают чудес невозможных?
Южнее южного бутова
Сочи - самая южная точка европейской части России. Вернее, прибрежная полоска земли протяжённостью 145 и шириной в десяток километров. Это самый вытянутый город на континенте и самый лакомый кусок кавказских предгорий. Опасения местных жителей за свои дачки и земельные наделы не лишены оснований, а вместе с решением Олимпийского комитета призрак Южного Бутова зареял над головой многих сочинцев очень даже явственно. Власти города уже пригрозили снесением незаконных и не вполне легальных построек на территории Красной Поляны и объявили о намерении изымать под олимпийские нужды оформленную собственность, компенсируя её стоимость владельцам. Вот только будет ли это делаться по рыночным ценам или как в столичном анклаве, Южном Бутове, - большой вопрос для жителей Большого Сочи.
Местные жители знают, что Имеретинская низменность - всего лишь "козырек" над Черным морем и возводить здесь олимпийские дворцы очень опасно. Однако есть основания предполагать, что здесь может появиться что-то типа кубанской Рублевки. Еще бы! Единственная равнина в Большом Сочи, прямой выход к морю, близость к олимпийским постройкам. А ведь низменность - еще и особо охраняемый природный объект. Об этом твердят и экологи, ведь пригороды Сочи входят в большой биосферный заповедник, а кроме спортивных объектов здесь собираются затеять околоспортивное и даже далёкое от спорта строительство - в частности, жилого комплекса на северном склоне хребта Аибга.
В строительство спортивно-оздоровительного горнолыжного комплекса "Солнечная поляна" в поселке Эсто-Садок Краспополянского поселкового округа банк "Московский капитал" намерен инвестировать 150 миллионов долларов. Строительство должно начаться в следующем году. Проект предусматривает возведение комплекса клубного типа общей площадью застройки 16500 кв. м с широким набором развлечений и услуг: общественным центром, гостиницами, коттеджами и таунхаусами, спортивным сектором и многоуровневой автостоянкой. Всё по типу Рублёвки и Барвихи?
Заграница снова поможет
Если на московскую олимпиаду 1980 года пришлось тянуться всей страной не только без помощи Запада, но даже под сильнейшим с его стороны противодействием, то нынче Россия не только входит во всякие "великие восьмёрки", но и в число лидеров по темпам экономического роста - правда, всё больше по сырью. Спортивной архитектуре не обойтись без помощи заграницы с высокими технологиями, и она радостно приняла предложение сотрудничества.
На возведение олимпийских объектов правительство обещает выделить сумму, эквивалентную 1,2 миллиарда долларов, но, как показывает зарубежный опыт, эта сумма наверняка будет значительно превышена. Так, пару месяцев назад британское правительство признало, что государственные расходы на летнюю Олимпиаду-2012 в Лондоне вырастут почти вдвое - с запланированных 6,5 до 11,5 миллиарда долларов. Ледовые дворцы для хоккея, фигурного катания и шорт-трека, конькобежная арена, санно-бобслейная трасса? Из всех этих жанров в России хорошо освоено только строительство хоккейных стадионов. Последний крупный объект, Ледовый дворец на Ходынке, открылся в середине декабря прошлого года. В качестве гарантии успеха решено привлечь к проектированию олимпийских объектов цвет мировой архитектуры.
"Олимпийский овал", построенный итальянцем Алессандро Цоппини для зимней Олимпиады-2006 в Турине, получил золотую медаль МОК за лучшую спортивную архитектуру. Теперь его студия попробует сделать "овал" для сочинского конькобежного центра. Изюминка творений итальянца - то, что это объекты-трансформеры: Ледовый дворец в Турине легко и быстро превращается в элегантный выставочный центр. Такой после проведения Игр Сочи будет очень кстати. Цоппини же доверили и Дворец фигурного катания, который тоже должен трансформироваться впоследствии в выставочный центр.
По совету FIFA выбрали архитекторов для олимпийского стадиона. Botta Management Group AG, которая строит 10 футбольных стадионов для чемпионата мира-2010 в ЮАР, разработает для Сочи олимпийский стадион, который потом станет футбольным. Этой же группе поручен Большой хоккейный дворец. Для строительства санно-бобслейной трассы приглашена узко специализированная на этом компания Terry Goudzovsky. Иностранцы лишь разрабатывают проект, строить же будут другие компании, которые победят на специальном тендере. Один претендент на победу уже известен.
Олимпийская олигархитектура
Проведение Олимпиады - дело очень ответственное и денежное, поэтому в первых рядах энтузиастов слышны громкие фамилии. Транспортом стал заниматься Олег Дерипаска, энергетикой - Анатолий Чубайс, а строительством увлёкся Олег Потанин.
В декабре прошлого года в Сочи тихо и незаметно прошел тендер на разработку проектной документации будущих олимпийских объектов. Местные репортеры с досадой отмечали, что опять все досталось москвичам: переводить проекты всемирно знаменитых спортивных архитекторов и инженеров на язык отечественных СНИПов будет столичное ООО СК "Стройпрофи" - по всей видимости, осваивать строительный бюджет тоже доведётся ему. Столичная штучка с весьма запутанной родословной известна как "дочка Интерроса", и не исключено, что именно она победит в строительном тендере.
Олимпийский стадион в Сочи, на котором пройдет открытие Игр, по дизайну будет напоминать яйцо Фаберже. Другой олигарх, Вексельберг приобрел почти десяток ювелирных яиц, чтобы сделать приятное Родине. Потанину золотое олимпийское яйцо, наоборот, может быть доверено государством. По его собственным словам, вырвавшимся в Гватемале, "главное - не обделаться".
Энергичнее и ёмче
Зимняя Олимпиада-2014 точно войдет в историю. Залог тому - рекордный бюджет, 315 миллиардов рублей, львиная доля которого пойдет на доведение до приличествующего уровня сочинской инфраструктуры - гостиничной, транспортной, энергетической. Четверть суммы пойдёт на обновление и усиление энергосетей, которые регулярно не выдерживают зимнего обледенения во влажном сочинском климате. Если такое случится во время Олимпиады - имидж страны сильно пострадает. и это ещё мягко сказано! О столь масштабных инвестициях в энергетическую инфраструктуру курорта заявил глава РАО ЕС Анатолий Чубайс. Полная уверенность, что всё получится, когда за дело берутся такие люди.
Хабл-бабл
Транспортная составляющая будущего олимпийского успеха Сочи очень велика. В строительство аэропортов и прочих хабов собираются вложить очень много относящегося ко второй части подзаголовка. Аэропорт в Адлере уже расширен и модернизирован, им владеет небезызвестная группа "Базовый элемент". Взбудоражилась соседняя Абхазия - там считают, что два их аэродрома очень пригодятся в общей увязке и что разблокирование осажённой республики и включение в черноморское транспортное кольцо неминуемо.
Пересадочным пунктом Игр-2014, конечно же, станет Москва. В связи с проведением Олимпиады организаторам придется решать и проблему пропускной способности столичных аэропортов - она возрастёт к 2010 году в 2 раза, а посадочные возможности - до 60 миллионов пассажиров. Сейчас Первопрестольная принимает порядка 25 миллионов при пропускной способности 15.
Что касается автотранспорта, то активное участие в организации перевозок во время Олимпиады-2014 планирует принять группа "ГАЗ". Вместо оккупировавших нынешний Сочи маршрутных "Газелей" в транспортном обеспечении Игр будут использоваться автобусы Maxus, производство которых начнется, как планируется, в первом квартале 2008 года в Нижнем Новгороде. В настоящее время автомобили и автобусы Maxus производятся на английском заводе LDV, входящем в группу "Базовый элемент".
Чтобы комфортабельным автобусам было где развернуться, предстоит кардинально разрешить транспортную проблему Большого Сочи. Строительство объездной дороги и обустройство транспортных развязок значатся в плане модернизации инфраструктуры и в смете предолимпийской подготовки занимают одно из первых мест.
Город-стройка вместо города-сада
Сочи всегда выглядел городом-садом. Пышная субтропическая растительность, буйное цветение и благоухание на протяжении всего года, экзотические фруктовые деревья - всего этого в садах, парках и скверах города-курорта навалом. На ближайшие четыре - шесть лет Большой Сочи из города-сада превратится в город-стройплощадку. Гостиничное строительство встрепенулось в городе лет десять назад - повсюду стали расти маленькие уютные мини-отели и огромные фешенебельные билдинги. Новый мощный импульс этому процессу придали олимпийские амбиции и благоволение властей подтянуть уникальный природный комплекс до курорта мирового уровня. При этом гостинично-развлекательная инфраструктура развивается не только в эпицентре белых Игр - Красной Поляне, но и по всему городу. Огромный гостиничный комплекс в Дагомысе уже связан с горнолыжным курортом скоростной трассой - от моря до снега можно домчаться за какие-то полчаса. Как грибы на Поляне, но под зорким взглядом местных властей растут отели и магазины, прочие объекты коммерческой недвижимости.
Государство потратит на строительство олимпийских объектов в Сочи 7 миллиардов долларов и рассчитывает привлечь ещё более 6 миллиардов частных, в том числе и иностранных инвестиций. "Вам не придется ждать нас до 2014 года, мы приедем в Сочи с конкретными инвестиционными предложениями уже в сентябре 2007-го", - заявил Франц Шауфф, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса в России. Он подчеркнул, что "европейский бизнес чрезвычайно заинтересован в своем участии в олимпийских и других инвестиционных проектах в регионе". Главное - не переусердствовать, ведь уже сейчас порой комфортнее и дешевле отдыхать на курортах Европы, чем на родном Черноморском побережье.
Геннадий Рыбаченко