Борис Шаталов: «Городская застройка – зеркало времени»
Конечно, суждения о городе, в котором живёшь, вправе выносить каждый. Однако гораздо правильнее и глубже профессиональный взгляд на вещи, которые понимаешь изнутри специальности. Пироги лучше печёт пирожник, сапоги тачает сапожник, а как строить город - лучше всего спросить архитекторов. Например, одного из ведущих красноярских зодчих, руководителя крупной проектной организации "А-2" Бориса Шаталова.
– Что для вас Красноярск? Как вы его ощущаете? Что в нём сделано правильно, а что – не совсем?
- Я, как большинство наших сотрудников, родился в этом городе. Мы - "красноярцы с широко раскрытыми глазами". Мне наша работа представляется не просто как честное зарабатывание денег своим ремеслом, а несколько значительнее, что ли. Мы не рисуем картины - мы проектируем и строим дома. Если надоевшие живописные работы можно перевесить и заменить, то из архитектуры вырваться невозможно - человек в этой среде рождается, живёт и умирает, и родиной своей он считает это рукотворное ЧТО-ТО. Для горожанина силуэт зданий на фоне гор - это и есть родина. Архитектура таким образом выступает одним из самых действенных культурно воспитывающих искусств. Город - как аквариум, в котором плавают рыбы - люди.
Поэтому мы относимся к нашей профессии как-то нравственно, и в этой связи у нас много суждений, хороших и плохих. Город неоднороден, и это объективно справедливо и правильно - он растёт и развивается, как всякий живой организм. Раньше мне нравилось, когда всё выстроено в одну линеечку, но теперь ближе к правде жизни кажется разнородность и разноплановость, ощущение обжитости, притёртости кварталов и домов, в которых живут люди. Красноярску очень повезло с ландшафтом - это просто сумасшедшая красота. Конечно, в ходе застройки её портили и портят очень сильно. Однако этот ландшафт настолько хорош, что для его окончательной порчи ни у кого не хватит сил. Негативных примеров вмешательства в среду немало, хотя есть и удачи. Как у всякого города, у Красноярска тоже были и есть болезни роста.
– Если продолжать аналогии города с человеческим организмом, то какой диагноз вы можете поставить и какие способы лечения есть?
- Жизнь города во многом похожа на жизнь человека. Какие-то болезни лечат таблетками, припарками, а где-то без скальпеля не обойтись. Мы ещё пять лет назад говорили, что Красноярск ожидает транспортный коллапс, и предлагали наряду с припарочками предпринимать более радикальные меры. В транспортном и инженерном обустройстве города хирургия - метод незаменимый. Причём это никак не изменяет ни ландшафт, ни силуэт города. Исторический центр трудно лечить хирургически, но наряду с расширением дорог необходимо строить подземные и надземные пешеходные переходы, подземные парковки и так далее При этом нужно построить ещё минимум два моста через Енисей. Отчего-то не бросили хотя бы четырёхполосное автомобильное полотно через опоры демонтированного железнодорожного моста - это хоть как-то разгрузило бы движение в западной части города. Нужно развитие транзита через север, с подключением железной дороги к запланированному в перспективе транспортному мультихабу в Емельяново. И, конечно же, Красноярску как мегаполису необходим метрополитен.
Почему город долгое время не решал транспортные проблемы? Думаю, по причине нехватки финансирования. Ведь фонтаны - это копеечное дело в сравнении с мостами, многоуровневыми транспортными развязками и метро. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону, и задача профессионалов - подсказывать властям оптимальные направления.
- Этап неразберихи в городской застройке вроде бы миновал и вот-вот всё сорганизуется. Властями заявлено о возврате к комплексному освоению городских территорий. Предусматриваются парковки под каждым домом, опережающее развитие социальной инфраструктуры. Ваше мнение как специалиста - насколько всё это реально?
- Еще в 90-х мы предприняли попытку более комплексного развития территории - строительство комплекса "Кода". Сейчас многое стало проще, и рыночная стоимость жилья повышается при обеспечении социально-культурной инфраструктурой - школами, детсадами. Заказчики это понимают. Расчёты показывают, что при наличии выстроенной по соседству социальной составляющей рыночная стоимость жилья растёт в цене на 10-15 процентов, а себестоимость комплексной застройки возрастает всего на 0,5-0,7 процента! Вот вам и плюс от комплексного подхода в городской застройке.
- Какие препятствия мешают полностью перейти к нему?
- Заказчики прекрасно разбираются в особенностях нынешнего рынка и понимают все выгоды комплексного освоения территории. Однако сейчас голова у них занята не этим. Это грядущие земельные аукционы, вторжение бешеных московских капиталов? Сейчас не до профессии - витают опасения, каким он будет - новый земельный передел. Красноярские застройщики уже немало вложили в разработку своих участков, но они не могут конкурировать с московскими деньгами - новый закон написан под столичных инвесторов.
Насколько нашим властям удастся защитить интересы местных строителей - покажет только время. А защищать надо - слишком неравные стартовые условия и капиталы. Кроме того, на местном уровне лучше видно, что городу нужно, а то ведь московские инвесторы вкладываются в торгово-развлекательные комплексы - но кто в них будет покупать и развлекаться?! Даже шутка такая есть про объявление: "Красноярск срочно приобретёт два - два с половиной миллиона жителей, чтобы наполнить все свои ТРК"?
- Прокомментируйте, пожалуйста, ожидания от жилищного нацпроекта. Какую роль правительство отводит архитектурному сообществу?
- Пока, мне кажется, это просто лозунг. Всё равно осуществлять поставленные цели должны профессионалы от проектировщика, руководителя строительной компании, каменщика и гастарбайтера-чернорабочего до банкира, консультанта по инвестициям и специалистов ЖКХ. Авторы лозунгов, как правило, сами ни проектировать, ни строить не умеют. Мало сочинить лозунг о "доступном и комфортном жилье" - надо создавать условия, причем не чтобы дома стали дешевле (за счёт качества строительства), а чтобы заработки стали выше, а кредиты доступнее гражданам. К тому же и доступность, и комфортность - понятия весьма относительные. Мы, например, не хотим больше заниматься панельными домами вроде пресловутой 97-й серии - это не ново, не дёшево и не комфортнее других конструктивных решений. Парадокс в том, что стоимость возведения из панелей, монолита и кирпича примерно на одном уровне.
Хочу сказать, что на себестоимость строительства очень сильно влияют согласования - бесчисленные экспертизы. Порой это обходится дороже, чем само проектирование. Снятие избыточных бумажных барьеров и могло бы ускорить строительство, удешевить его и тем самым обеспечить доступность при комфортности.
- Город разнороден и разнолик - словно лоскутное одеяло - во многом стараниями его архитекторов. Как развиваются отношения и меняется атмосфера внутри цеха? Есть ли в товарищах согласье и как это отражается на облике улиц и кварталов?
- Городская застройка - зеркало времени. Взять, к примеру, Взлётку. Это микрорайон, который во многом сформировал "дикий капитализм". Там, слава богу, сохранился "Гражданпроектовский" генплан, но внутри кварталов можно найти всё: 97-я с модернизацией; какие-то кирпичные дома "типа красивые", но лучше бы была 97-я; неуклюжие выходы из нежилого в этой же серии. "Божий дар с яичницей", а машину негде поставить, не развита инфраструктура, и при этом много всего и разного? Пестрота вместо красоты.
Демократия в архитектуре возможна, но демократия без правил - нонсенс. Контекст, ансамбль, среда - понятия непростые, а взаимоотношения внутри цеха должны строиться на элементарных основах. Должны быть согласованы подъезды-разъезды на смежных территориях, а строить под один козырёк, на мой взгляд - занятие малоперспективное и неинтересное. Конечно, в самовыражении должно быть чувство меры и вкуса - не выпячиваться, но и не наступать на горло собственной песне, хотя кто это может чётко измерить?
Отношения внутри цеха, на мой взгляд, сегодня стали более "взрослыми", спокойными и гармоничными. Все завалены работой и интересными заказами - строительный бум обеспечил.
- Над чем сейчас работаете?
- Недавно мы приступили к работе над проектом комплексной застройки I и III кварталов в 5-м микрорайоне жилого района "Слобода Весны" - заказчиком выступает компания "Сибагропромстрой". Это большой проект, завершить работу над которым планируется в 2009 году. В соответствии с планом детальной планировки микрорайона, разработанным "Красноярскгражданпроектом", общий объем застройки составит около 300 тыс. кв. м, в том числе школа, два детских сада, объекты бытового обслуживания и порядка трех тысяч квартир.
Беседовал Геннадий РЫБАЧЕНКО