Меню Поиск Разместить Избранное Кабинет

Предмостная площадь. Развязка нового поколения

Предмостная

Наверняка многие красноярцы, живущие на одном берегу Енисея, а работающие на другом, не понаслышке знают, что такое «пробка на Предмостной». В часы пик колонны машин выстраиваются на несколько километров во все стороны. Люди простаивают в таких заторах до получаса, теряя драгоценное время и бесценные нервы. Решить эту проблему призван проект реконструкции дорожной развязки на Предмостной площади.

Пожалуй, не много в нашем городе транспортных узлов, равных по важности кольцу на Предмостной. Здесь сходятся сразу три важнейшие магистрали города: Коммунальный мост, проспект имени газеты «Красноярский рабочий» и улица Матросова. Нагрузка на эти трассы постоянно возрастает, и развязка с таким потоком уже попросту не справляется. Ситуация осложняется еще и тем, что по «Красрабу» и Матросова проложены трамвайные пути. Если несколько лет назад никто и представить себе не мог, что трамваи будут конкурировать с машинами за место на трамвайном полотне, то сегодня это — вполне привычное зрелище. Многие автолюбители в стремлении объехать пробку выезжают прямо на рельсы, но помогает это не сильно. Раздаются голоса, требующие вообще убрать трамваи, однако такое решение представляется недальновидным и неэффективным — простое расширение дорожного полотна проблемы не решит, да и трамваи, один из немногих видов экологически чистого транспорта, такого отношения не заслужили. Нужна коренная, комплексная реконструкция всей развязки. Проект именно такой реконструкции разрабатывается сейчас в ТГИ «Красноярскгражданпроект».

Оптимальный вариант

В многолетней борьбе с автомобильными заторами и пробками человечество изобрело несколько весьма эффективных приемов. Один из них — многоуровневые развязки. Их применение позволяет увеличить пропускную способность перекрестков в разы. Происходит это в основном благодаря тому, что потоки машин, проходящие в разных уровнях, нигде не пересекаются в одной плоскости. Благодаря этому значительно повышается и безопасность движения. Отсутствие светофоров и необходимости пропускать «встречных и поперечных» сильно облегчает жизнь автолюбителей. У многоуровневых развязок есть лишь один существенный минус — довольно высокая стоимость. Однако если хотя бы приблизительно посчитать «цену времени», бестолково проводимого людьми в пробках, вывод о необходимости подобных инвестиций становится совершенно очевидным.

Видимо, администрация города пришла к такому же выводу. По плану уже в следующем году на Предмостной площади начнется строительство современной многоуровневой дорожной развязки. Первое в Красноярске сооружение подобного типа должно раз и навсегда решить проблемы с пропускной способностью этого перекрестка. Приятно отметить, что на этот раз обошлось без полумер — проект реконструкции предполагает создание развязки вполне мирового уровня, такие же объекты можно встретить в Турине, Лос-Анджелесе или Токио. Каким же будет решение «проблемы Предмостной»?

Итак, начнем с самого верхнего уровня. Поворот с Коммунального моста на проспект имени газеты «Красноярский рабочий» будет осуществляться по эстакаде, проходящей над улицей Матросова. Проехать же с моста на Матросова можно будет прямо, под этой эстакадой, на среднем уровне. На этом же уровне будет находиться и поворот с «Красраба» на Коммунальный мост. Особенно интересно выполнен левый поворот с «Красраба» на улицу Матросова — чтобы не допустить пересечения с другими потоками, его уберут под землю. Въезды в туннель будут находиться там, где сейчас располагаются трамвайные пути — в середине Матросова и «Красраба». Соответственно выезд на мост пройдет в среднем уровне.

Таким образом, автомобильные потоки разведены в пространстве настолько удачно, что ни одного пересечения на Предмостной площади больше не будет. По словам Михаила Андреева, главного инженера шестой мастерской территориального градостроительного института «Красноярскгражданпроект», пропускная способность развязки увеличится почти вдвое — до шести — семи тысяч единиц транспорта в час. «Коммунальный мост у нас четырехполосный, «Красраб» и улица Матросова — шестиполосные. Согласно расчетам, пропускная способность развязки будет равна пропускной способности этих магистралей, что позволит полностью избежать автомобильных заторов». Сейчас, стоя в утренней пробке на месте будущей развязки, в это сложно даже поверить?

О бедном трамвае замолвите слово?

Но куда же денутся трамвайные пути, проходящие сейчас по центру проспекта имени газеты «Красноярский рабочий» и улицы Матросова? Спешим успокоить всех любителей этого вида экологически чистого городского транспорта: трамваи останутся и на «Красрабе», и на Матросова. Но для того, чтобы они не мешали проезду автомобилей, их, начиная примерно от остановки «Юбилейный», отодвинут на нечетную, дальнюю от Енисея сторону «Красраба». На том месте, где трамвайное полотно из центра будет выходить на нечетную сторону, будет установлен светофор. Так же, по нечетной стороне, трамвайное полотно будет проложено и по улице Матросова, до самого химико-металлургического завода. Кстати, улица за счет этого расширится и станет полноценной шестиполосной магистралью.

Перенос трамвайного полотна позволит вывести трамваи вообще за пределы развязки. Так что автомобили и «городские поезда» вскоре перестанут мешать друг другу — по крайней мере, на этом участке.

Уровень пешеходов

Макет

К сожалению, зачастую при проектировании автомобильных развязок о пешеходах попросту забывают. Похоже, когда задумывалось нынешнее кольцо на Предмостной, произошло именно так. Если пересечь улицу Матросова можно без особых проблем, пользуясь подземным переходом, то перейти с одной стороны «Красноярского рабочего» на другую вблизи развязки без риска для жизни практически невозможно. А от мысли перейти напрямую от «Планеты Красноярск» к гостинице «Турист» лучше сразу отказаться. Мало того, что это будет нарушением Правил дорожного движения — этот «переход улицы в неположенном месте» может стать последним?

Новая развязка должна решить все эти проблемы. О пешеходах наконец-то позаботились — для них предусмотрен специальный уровень. На отметке примерно в минус три с половиной метра от уровня земли в центре развязки будет большая площадка, от которой во все стороны, ко всем остановкам общественного транспорта, пройдут подземные пешеходные переходы. Такой подход полностью отвечает концепции многоуровневой развязки — все потоки, и пешеходные, и автомобильные, разведены по разным плоскостям. Теперь перебегать дорогу будет просто незачем. А примерно в центре площадки, на визуальном пересечении осей всех трех магистралей, появится какое-нибудь символичное архитектурное украшение — стела, или, возможно, высокий гранитный столб как символ красноярских «Столбов».

Окончательное решение

Если не возникнет проблем с финансированием, новая развязка будет введена в эксплуатацию в 2010 году. Срок немалый, но и объем работ предполагается довольно большой — стоимость проекта составляет порядка 900 миллионов рублей в ценах прошлого года. Отрадно отметить, что благодаря поэтапности проведения работ полного закрытия движения по Коммунальному мосту удастся избежать. Ослабить поток транспорта на время ремонта должна готовящаяся модернизация дороги через остров Отдыха. Эффективность этого маршрута должен повысить планируемый «прокол» под Транссибирской железной дорогой, который позволит выезжать на улицу Свердловскую напрямую, минуя Предмостную площадь.

Предполагается, что вышеописанное решение развязки на правобережной Предмостной площади будет окончательным. В будущем серьезного увеличения транспортной нагрузки на нее не должно произойти — новые транспортные потоки пойдут по новым мостам и магистралям. А первая в городе многоуровневая развязка будет долгие годы служить красноярцам в своем неизменном виде.

Влад ВОЛОДИН

Источник: Журнал «Сибирский Дом»