Одно окно для строителей
Уже стало новогодней традицией изменение законодательства с 1 января. 2007 год тоже не стал исключением. С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18.12.2006 ?232-ФЗ.
В целом этот документ вносит изменения в 35 федеральных законов, и направлен он, по мнению законодателей, на устранение административных барьеров в строительстве. Именно в этом законе заявлен принцип «одного окна» при прохождении экспертизы проектной документации, а также вводится единый государственный строительный надзор, отменяющий иные виды государственного надзора при строительстве.
Единая государственная экспертиза
Итак, с начала года ликвидировано более 15 экспертиз и создана единая государственная экспертиза проектной документации.
По мнению начальника Управления Главгосэкспертизы России по Красноярскому краю Сергея Геннадьевича Перегудова, эти изменения положительно повлияют на ситуацию в строительстве.
Экспертиза в «одном окне» сокращает процесс согласования проекта во много раз. Да и работать с одной организацией намного проще. Кроме того, законом четко определены сроки проведения экспертизы — 3 месяца, а по объектам жилищного строительства — 45 дней.
Раньше в среднем проект согласовывался с каждым экспертным органом в течение 3 месяцев. И это — при качественно выполненной проектной документации. В федеральных органах согласование могло продолжаться 6-8 месяцев. А кроме этого, существуют согласования муниципальных образований, получение технических условий и т.д., которые могут продолжаться до двух лет. «Следующий шаг должно сделать Правительство в сторону снижения сроков при получении технических условий и инженерных обустройств, — считает Сергей Перегудов. — Кроме того, в связи с вступлением в силу Федерального закона ? 232-ФЗ Росстрою и Минрегионразвития необходимо разработать целый пакет документов о порядке организации проведения экспертизы проектной документации по результатам инженерных изысканий. В Законе намечены основные направления деятельности, а детализацию должны прописать Правительство, Минрегионразвития и Росстрой».
Конечно, не всегда срок согласования проекта зависит от оперативности экспертов. У Сергея Перегудова беспокойство вызывает низкий профессионализм некоторых проектных контор: «Иногда проект 5–6 раз приходится отправлять на доработку, на это уходит 5–6, а иногда и 8 месяцев. Соответственно, пока проект не рекомендован к утверждению — он не получит разрешения на строительство».
Перегудов Сергей Геннадьевич Начальник Управления Главгосэкспертизы России по Красноярскому краю
После вступления в силу поправок в Градостроительный кодекс экспертиза получила двухуровневую систему организации, на федеральном и региональном уровне.
Государство предоставило полномочия субъектам Федерации в проведении экспертизы, но единый государственный контроль за проектной документацией будет осуществлять Росстрой России, т.е. подведомственная ему «Государственная экспертиза России».
Не реже одного раза в год будут проходить выездные проверки, при необходимости — внеплановые.
Законом предусмотрено, что если краевыми экспертными организациями ненадлежащим образом исполняются эти полномочия или вообще не исполняются, то в этом случае полномочия решением Правительства Российской Федерации при представлении Росстроя и Минрегионразвития изымаются временно. И на этот период передаются Главгосэкспертизе.
Правда, пока еще не ясно, как именно будет работать эта система на практике.
«Примерно через месяц, проведя определенные организационно-штатные мероприятия, мы будем полностью готовы к плодотворной и четкой работе», — говорит Сергей Перегудов. Ведь государственная экспертиза должна закончить начатые в 2006 году экспертизы. Но документы на единую экспертизу уже принимаются и работа по проектам, поступившим в 2007 г., ведется.
Возникают опасения, что в процессе эксплуатации здания у контролирующих организаций могут возникать претензии к проекту. Ведь раньше специализированные экспертизы руководствовались при выдаче своих заключений не только нормативной базой, но и ведомственными документами. А Главгосэкспертиза будет руководствоваться только законами, постановлениями Правительства и указами Президента. Но в этом случае эксперты готовы отстаивать свою позицию, вплоть до суда. Конечно, если строительство велось без отступлений от проекта.
До сих пор нет четкого состава и требований к проектной документации. На сегодняшний день все проектировщики и эксперты руководствуются СНиП 11.01.95. Но времени с момента утверждения СНиП 11.01.95 (утв. в 1995 г.) прошло очень много, в состав проектов уже внесены глобальные изменения. Поэтому и эксперты, и проектировщики ждут постановления Минрегионразвития, чтобы точно представлять требования, предъявляемые к проектной документации.
Единый надзор и контроль
Пряничников Андрей Евгеньевич Руководитель службы ГАСН по Красноярскому краю
Такой же принцип, как и принцип единого окна в экспертизе, законодатель предусмотрел в области надзора за строительной площадкой. В целом службе Государственного архитектурно-строительного надзора законодатель передал 12 функций, которые ранее были возложены на федеральные структуры. И с 1 января на стройплощадки с проверками не ходит никто, кроме органов Госстройнадзора.
Государственный строительный надзор осуществляет весь контроль при строительстве объектов, а также строительстве всех автомобильных дорог, как в городах, так и за пределами. Федеральные дороги контролируют органы Государственного строительного надзора Российской федерации, все остальные дороги — в ведении регионального и местного Госстройнадзора. Как и по объектам капитального строительства, выдаются заключения о соответствии дорог и введении их в эксплуатацию.
Заключение органов Госстройнадзора будет содержать в себе все критерии, все положения, которые ранее отражались в 12 заключениях федеральных контролирующих организаций.
В законе предусмотрено также заключение экологической экспертизы, но лишь для тех объектов, которые строятся в исключительной зоне Российской Федерации — это 12 километровая зона прибрежной, приграничной полосы, внутренние моря, шельфовые воды — то есть на тех территориях, где ведется строительство, подконтрольное только федеральным органам государственного строительного надзора. В иных случаях никакого контроля, кроме контроля органов Госстройнадзора субъекта Российской Федерации, то есть краевого органа в данном случае, не будет.
«Надзор над федеральными объектами осуществляют федеральные органы власти, по всем остальным — органы власти субъекта, — пояснил на заседании Союза строителей руководитель службы ГАСН по Красноярскому краю Андрей Пряничников. — В Градостроительный кодекс введена новая статья — 48.1, которая четко определяет критерии разграничения объектов на особо опасные, технически сложные и уникальные. И эти самые критерии разграничивают поднадзорность объектов между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации».
С начала года вступила в силу 23 статья Федерального закона 214-ФЗ, в соответствии с которой контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов осуществляется также Службой архитектурно-строительного надзора. В том числе и за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору для строительства, создания многоквартирных домов. Ежеквартально служба ГАСН по Красноярскому краю будет получать от застройщиков отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов.
Андрей Пряничников утверждает, что в течение месяца все вопросы, связанные с передачей функций, будут урегулированы и сбоя в ритме работы строительного комплекса, связанного с задержкой ввода в эксплуатацию объектов, не будет.