Специалисты Росреестра напомнили об изменениях в регистрации объектов
С нового года начали действовать новые правила регистрации недвижимости. Еще недавно зарегистрировать собственность на дачный дом можно было, просто заполнив декларацию, сейчас права на него не оформят без технического плана, который нужно заказывать кадастровым инженерам. А для регистрации договора долевого участия в строительстве необходима инструкция по эксплуатации квартиры. Узнать, какие документы нужны для регистрации в каждом конкретном случае, можно на портале Росреестра www.rosreestr.ru. В разделе «Жизненные ситуации» надо выбрать интересующий объект («квартира», «жилой дом», «земельный участок») и необходимое действие («купля-продажа», «дарение», «наследование»), после чего появится окно с перечнем необходимых документов, сроками регистрации и суммой госпошлины. Кроме того, консультацию по пакету документов предоставят по телефону 8—800—100—34—34.
Чтобы оформить права на квартиру в Санкт-Петербурге, больше не нужно выезжать из Красноярска. Подать документы на регистрацию независимо от того, где именно находится объект, сегодня можно в офисе по адресу: улица Петра Подзолкова, 3. Раньше для оформления прав на новый объект сначала отдавали документы на кадастровый учет, а после — на регистрацию, с нового года два этих действия можно совершить одновременно. Делается это в случаях, когда появляется новый объект недвижимости. Например, по «дачной амнистии» оформляют собственность на построенный дом. Кроме того, одновременно поставить объект на кадастровый учет и зарегистрировать права на него можно, если в результате объединения или раздела существующего земельного участка появляется новый. А также если регистрируется часть земельного участка или часть здания.
После регистрации права собственности больше не выдают свидетельства о собственности и кадастровые паспорта объектов. Факт регистрации права подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а в договорах долевого участия в строительстве и уступки права требования делают специальную регистрационную надпись на документе.
Почему регистрация может быть приостановлена?
Зачастую расчет между сторонами сделки происходит до регистрации права собственности на объект в Росреестре. Продавец получает деньги еще до того, как покупатель станет законным владельцем квартиры. Между тем, по данным Росреестра, доля приостановки регистрации в крае достигает 23 процентов. Расширился перечень оснований, по которым регистрация может быть остановлена на время. Если раньше таких причин было 14, то с нового года их уже 55.
Изменились и сами сроки приостановки: регистратор может приостановить регистрацию на три месяца, по заявлению она может быть приостановлена на полгода. Стало больше причин, по которым Росреестр может вернуть документы, не рассматривая их. Документы вернут, например, если на них есть серьезные повреждения или отсутствует информация об оплате госпошлины.
Перед сделкой потребуется актуальная выписка из ЕГРН
Единственным документом, который подтверждает права на недвижимость, стала выписка из ЕГРН. При этом существует несколько видов выписок, и прежде чем ее заказывать, нужно убедиться, что вы выбрали именно ту форму, которая нужна для сделки.
Чаще всего при подготовке к продаже квартиры получают выписку об основных характеристиках объекта и зарегистрированных правах на квартиру, дом или земельный участок. Ее выдадут любому обратившемуся в Росреестр. Из выписки станет понятно, действительно ли продавец является собственником квартиры, один собственник у объекта или несколько и есть ли на квартире какие-либо обременения.
Но есть выписки из ЕГРН, которые содержат закрытую информацию и выдаются лишь определенным лицам. Получить такие сведения об объекте сможет только сам собственник или представители госорганов. Так, только владельцу предоставят выписку о содержании правоустанавливающих документов, по которой можно проследить всю историю сделок с квартирой. В ней есть данные о сторонах сделки, указывается не только нынешний владелец квартиры, но и все предыдущие собственники объекта, информация о существенных условиях покупки квартиры, в том числе о цене, по которой был продан объект, и о том, кто жил в нем на момент заключения сделки.
Получение информации из Росреестра в электронном виде обойдется в разы дешевле, чем на бумаге. Стоимость выписки из ЕГРН в виде бумажного документа для физических лиц составляет 400 рублей, для юридических лиц — 1100 рублей, в виде электронного документа — 250 рублей для физических лиц и 700 рублей для юридических.
Документы с регистрации доставят курьером
За готовыми документами после регистрации в Росреестр теперь можно совсем не приезжать, их доставит курьер в любое удобное место и время. Для этого при подаче документов на регистрацию в качестве способа их получения нужно указать: «курьерская доставка». Стоимость услуги для физических лиц составляет 1 тысячу рублей и 1,5 тысячи рублей для юридических. Ветеранам Великой Отечественной войны и инвалидам первой и второй групп документы после регистрации должны доставить бесплатно.
Можно пригласить на дом специалиста и для оформления недвижимости. Для этого нужно позвонить по телефону 228—66—68 (добавочный номер 4) или отправить заявку на адрес usluga@24kadastr.ru, после чего представители Кадастровой палаты свяжутся с вами, чтобы согласовать дату и время визита.
Сведения в ЕГРН, которые защитят покупателей
В Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) теперь вносятся сведения, которые позволят защитить потенциального покупателя. Например, когда кто-то оспаривает права на квартиру в суде, информацию о том, что суд принял иск к рассмотрению, заявитель должен предоставить в Росреестр. Специалисты ведомства сделают отметку об этом в Едином государственном реестре недвижимости, чтобы все, кто интересуется объектом, знали, что в отношении него идет судебный спор.
Внести отметку в ЕГРН могут и те, кто только собирается идти в суд. У предыдущего собственника объекта появилась возможность внести в государственный реестр отметку о том, что он возражает против прав нынешнего владельца недвижимости. И хотя эти сведения никак не повлияют на его возможность распоряжаться этим имуществом и переход права вполне может быть зарегистрирован и при наличии такой отметки, само присутствие подобной записи в ЕГРН даст покупателю понять, что в отношении объекта возможны споры в суде, и это обстоятельство может повлиять на его решение связываться с этим объектом. После внесения такой отметки предыдущий собственник обязан в течение трех месяцев обратиться в суд с заявлением об оспаривании права нынешнего владельца объекта недвижимого имущества.
Новые услуги Кадастровой палаты
Когда вступили в силу изменения в устав Кадастровой палаты, у ведомства появились новые функции. Кроме своих основных обязанностей палата теперь может оказывать консультационные и справочные услуги. Специалисты помогут составить договор купли-продажи квартиры, проконсультируют при подготовке к сделке. Предоставляемые Кадастровой палатой услуги платные. Составление договора купли-продажи обойдется в 600 рублей, устная консультация при подготовке к сделке стоит 900 рублей, письменная — 1300 рублей. В Красноярске эти услуги предоставляются в одном офисе Кадастровой палаты — на улице Петра Подзолкова, 3.
С 1 января 2018 года перечень услуг Кадастровой палаты снова расширится. С этого момента она будет заниматься выполнением кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или частной собственности, проводить кадастровый учет изменений после исправления ошибок в реестре, выполнять комплексные кадастровые работы по государственным или муниципальным контрактам. Другими словами, специалисты Кадастровой палаты будут готовить все те документы, подготовкой которых сегодня занимаются кадастровые инженеры.
Еще одно нововведение, о котором рассказали специалисты Росреестра, — до конца года будут закрыты все офисы приема документов Кадастровой палаты, документы на регистрацию в Росреестр можно будет подать только в многофункциональных центрах «Мои документы».