Меню Поиск Разместить Избранное Кабинет

Как может измениться улица Вавилова?

В этом году Красноярск получит из краевого и федерального бюджетов беспрецедентное финансирование на ремонт и реконструкцию дорог. Городу, где в предыдущие годы на ремонт тратили не больше 500 миллионов рублей, выделено 1,7 миллиарда рублей.

На эти деньги в рамках подготовки к Универсиаде могут привести в порядок 53 улицы. Стартовавший в этом году процесс продолжится в следующем. В 2018 году на дороги потратят на меньше миллиарда рублей (такую сумму город получит только из федерального бюджета). Так что список улиц, которых коснется реконструкция, расширится. 

Как могут измениться улицы города, в начале этого года размышляли красноярские архитекторы. По предложению главы города ведущие архитектурные мастерские подготовили свои  идеи преобразования улиц. «Фактически это демонстрация мечты, того, во что могли бы превратиться наши улицы», - объясняет директор компании «А2» Борис Шаталов. Проектная мастерская занималась одной из главных улиц правобережья - Академика Вавилова. 

Благоустройство по-новому

Авторы проекта предлагают изменить подход к благоустройству. Если раньше к улице относились утилитарно, как к дороге, отсюда бесконечное расширение полос движения, сокращение зелени по обочинам, реконструкция, которая затрагивала дорогу и почти никогда - прилегающую к ней территорию, то сейчас улицу предлагают рассматривать как полноценное общественное пространство.

Пешеходы в этом пространстве так же важны, как и автомобилисты, а значит, имеют равные с ними права. Чтобы ликвидировать существующий сегодня дисбаланс, проезжую часть предлагается сократить (каждая полоса дороги станет меньше на 15—20 процентов), а тротуары расширить.   

«Городская улица - это не транспортная труба, где приоритет отдается максимальной скорости, -  рассказывает ведущий архитектор проектной мастерской «А2» Николай Дядечкин, - такая функция может быть только у дороги за городом.»

Сделать улицы безопасными

Интересы автомобилистов, впрочем,  ущемлять никто не собирается. Ширина каждой дорожной полосы в проекте составляет 3,5 метра - это, объясняют проектировщики, принятый за рубежом стандарт. И этого вполне достаточно для внутрирайонной улицы, магистральные улицы могут уже иметь ширину четыре метра. Между полосами движения предусмотрена двухметровая полоса озеленения.

Авторы проекта ждут от нововведения двух основных изменений. Во-первых, скорость движения автомобилей на улице Вавилова снизится до 40 километров в час и повысится безопасность. Во-вторых, дренажная система на разделительной полосе поможет отводить с улицы воду во время дождей. Возможно, даже дорогая ливневая канализация не потребуется.

А кроме того,  разделительная полоса с высаженными деревьями создает то, что архитекторы называют  контактным окружением. В таком случае автомобиль движется не по огромному четырехполосному аэродрому, а по двухполосной дороге, где с двух сторон существует разделение.

Комфорт для пешеходов и маломобильных граждан

Создавать контактное окружение еще важнее для пешеходов. Переходить широкую улицу пешеходам некомфортно, и чтобы сделать пересечение улицы для них более удобным, проектировщики предлагают сократить длину пешеходных переходов, в середине переходов появятся островки безопасности.

И это не маломобильные группы населения, как сегодня, будут преодолевать препятствия на дороге, а автомобилистам придется заезжать на похожий на «лежачий полицейский» пешеходный переход. В зонах медленного движения пешеходные переходы приподняты над уровнем дороги, так что оказываются на одном уровне с тротуаром. В этом случае не потребуется создавать специальных съездов для колясок. «Мы немного снижаем комфорт для автомобилистов, но резко повышаем его для маломобильных групп населения, - объясняет Николай Дядечкин, - маломобильные для нас - приоритет. Один из самых важных принципов разработки проекта состоит в том, что если какое-то решение ухудшает жизнь маломобильным, значит, это плохое решение».

Другой приоритет - безопасность. В тихой зоне на въезде в жилые кварталы создают шлюзы: дорогу сужают до одной полосы движения, автомобили будут попадать на территорию через это узкое горлышко, и это заставит их снизить скорость. Из тех же соображений безопасности нерегулируемые пешеходные переходы выделены при помощи света, в вечернее время здесь предлагают усилить освещение.

Новые виды транспорта

«Мы выступаем за то, чтобы развивались различные виды транспорта, нужно сохранить удобство и для личного транспорта, и для общественного, а кроме того, предусмотреть условия для развития нового вида транспорта – велосипеда», - рассказывает Николай Дядечкин.

К велосипедному движению авторы проекта относятся очень серьезно, считают его не  прогулочным, а в вполне самостоятельным видом транспорта. Чтобы автомобили не смогли заехать на территорию велосипедистов, велосипедные дорожки отделены от остальной дороги бордюром. «Мировая практика показывает, что это единственный приемлемый стандарт велодвижения в городских условиях, при котором люди готовы пересаживаться на велосипед как на серьезный вид транспорта», - объясняет Николай Дядечкин.

Подумали архитекторы и над тем, как бороться с грязью на городских улицах. Для этого они рекомендуют отказаться от газонов на обочинах. Газонная трава в таких условиях все равно  не растет,  а открытый грунт, который остается на этом месте, становится одним из основных источников пыли. Затем ветер разносит грязь с газонов на дороги.

Для озеленения улиц могут быть использованы деревья-крупномеры, открытого грунта рядом с ними также не будет, участок вокруг выкладывается брусчаткой.   «Мы прекрасно понимаем возможность негативной реакции на проект, ведь идеи, что мы предлагаем, могут показаться новыми и непривычными, а люди обычно не любят перемен, которых не понимают. Поэтому стараемся находить аргументы, чтобы объяснить: есть определенные вещи, которые помогут сделать наши города лучше», - говорит Николай Дядечкин.

Что станет с проектом реконструкции улицы Вавилова дальше, будут идеи «А2» реализованы или так и останутся на бумаге, во многом зависит от красноярцев. Разработанные архитекторами проекты должны пройти через публичные слушания. И тот из них, что получит поддержку, сможет претендовать на воплощение. Кроме Вавилова по такому же принципу могут быть реконструированы еще несколько улиц. Сейчас специалисты «А2» готовят предложения по реконструкции улицы Семафорной, на очереди - Белинского, Партизана Железняка и проспект Металлургов.

Читайте также по теме:

Источник: Журнал "Сибирский Дом" 3(157) апрель 2017