Новый порядок регистрации недвижимости
Федеральный закон № 218-ФЗ «О госрегистрации», вступивший в силу с 1 января 2017 года, внес серьезные изменения в порядок и сроки регистрации недвижимости.
Теперь информация из Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним будет публиковаться в одном месте — в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Его будут вести в электронном виде. Все документы, включая те, что подают в Росреестр на бумаге, затем будут переводить в электронный формат.
«Это позволит сделать ресурс сводом достоверных и систематизированных сведений о правах на недвижимость. Бумажные документы со временем могут быть утрачены, электронный вид документов обеспечит бессрочное хранение», — объясняет начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Красноярскому краю Елена Кац.
Новый реестр поможет сократить время на регистрацию. Собственнику только что построенного загородного дома не нужно сначала обращаться в кадастровую палату за кадастровым паспортом, а потом с этим документом регистрировать собственность в Росреестре, теперь это происходит одновременно.
Дистанционная регистрация
Благодаря электронной форме хранения информации в реестре регистрировать недвижимость можно будет из других регионов. Пока эта услуга доступна только на территории Красноярского края, но систему обещают доработать в ближайшее время, и обращаться с заявлениями в офисы приема и выдачи документов владельцы недвижимости смогут в любом городе страны независимо от ее местоположения.
Сроки регистрации сократились
Если новоиспеченным владельцам недвижимости нужно одновременно провести кадастровый учет и зарегистрировать права, теперь процедура займет десять рабочих дней. Отдельно зарегистрируют право собственности теперь за семь рабочих дней, кадастровый учет — за пять.
Сроки приостановления регистрации, напротив, увеличили: по решению регистратора — с месяца до трех, по заявлению правообладателя — с трех до шести месяцев. Это позволит заявителю собрать обязательные к представлению документы личного хранения, получить архивные копии, выписки и так далее.
Количество причин приостановки в связи с объединением двух законов: федерального закона № 221-ФЗ и № 122-ФЗ — выросло с 14 до 55. Вернуть документы вовсе без рассмотрения могут, например, если в бумажном варианте обнаружены приписки и исправления.
Доставка документов
Теперь заявители могут оперативно получать информацию о том, как идет регистрация. Для этого при подаче документов нужно указать адрес электронной почты (если заявление представлено в электронной форме) либо выбрать способ получения — лично или почтой, — и Росреестр будет оперативно информировать вас о том, на каком этапе находится регистрация. Приняты документы, приостановлена регистрация, объект зарегистрирован или произошел отказ — все это можно будет узнавать из пришедшего на почту письма.
За готовыми документами в Росреестр теперь можно совсем не приезжать, их доставит курьер в любое удобное место и время. Для этого при подаче заявления в качестве способа получения укажите «курьерская доставка». Стоимость услуги отличается в зависимости от региона, в Красноярском крае для физического лица она составляет 1 тысячу рублей, для юридического — 1,5 тысячи рублей.
Выписка из ЕГРН: быстрее и дороже
Единственным документом, который подтверждает права на недвижимость, с 2016 года стала выписка из ЕГРН. Свидетельства о собственности больше не выдают.
«Выдавать свидетельства о собственности перестали еще летом прошлого года, — рассказывает Елена Кац, — замена его на выписку из ЕГРН позволяет сократить риск мошенничества с недвижимостью. До этого у заявителя была возможность оставить себе свидетельство после того, как квартира продана, что открывало возможность для недобросовестных действий. Выписку же получают непосредственно перед совершением сделки, в ней содержится актуальная информация о том, кто является владельцем квартиры на настоящий момент».
Содержащаяся в выписке из ЕГРН информация актуальна на дату выдачи. Но надо помнить, что возможны ситуации, когда уже после получения выписки, буквально через час, на квартиру может быть наложен арест. Поэтому при совершении сделок с квартирой покупатели вправе попросить собственника предоставить актуальную выписку, на государственные, муниципальные структуры возложена обязанность самостоятельно получать указанную выписку из ЕГРН.
Срок предоставления выписок с нового года сократился и теперь составляет три рабочих дня. Раньше для этого требовалось пять. На практике эти сроки можно сократить, если заказать выписку на сайте Росреестра в электронном виде.
Однако стоят сведения из ЕГРН с 1 января дороже. Теперь за выписку из реестра в виде бумажного документа физическому лицу придется заплатить 750 рублей, информация в электронном виде обойдется в два раза дешевле — в 300 рублей, для юридического лица — 2200 рублей на бумажном носителе и 600 рублей — в электронном виде. Так что получать информацию в электронном виде выгоднее.
Запись об объекте могут изменить без собственника
Новый закон допускает: сведения в ЕГРН могут внести без участия самого собственника. «Документы, необходимые для регистрации и кадастрового учета, мы теперь можем получить в рамках межведомственного взаимодействия, у органов, которые этими сведениями обладают, — объясняет Елена Кац. — Так, с 1 января 2017 года, если администрация выдала разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, заявителю не нужно обращаться в Росреестр с заявлением о кадастровом учете. Объект автоматически ставится на учет на основании разрешения на ввод, технического плана и заявления, которое составляет администрация, выдавшая разрешение на ввод в эксплуатацию».
Права на недвижимость, которую приобрели в собственность до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными, даже если их государственная регистрация в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует. (С этой даты начал действовать закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».) По желанию собственников недвижимости их можно зарегистрировать в Едином государственном реестре.
Кроме того, сведения об объектах недвижимости, которые были учтены в Государственном кадастре недвижимости, в том числе те, что существовали до 1 марта 2008 года (до вступления в силу закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), признаются юридически действительными.