Опасны или выгодны скидки на жилье?
За последние два года в кризис мы часто слышим о различных предложениях от застройщиков, в частности, скидки и акции стали привычным явлением. Что они собой представляют и когда их стоит опасаться, — в материале «Сибирского дома».
Сама по себе скидка — действенная мера и прекрасно помогает застройщику добиться цели: мотивирует, подогревает интерес, подталкивает к выбору тех, кто планирует покупку квартиры, но ждет оптимальных условий. Но иногда под видом скидки предпринимаются попытки продать неликвид. Поэтому нужно понимать, что в каждом конкретном случае скрывается за дисконтом: стремление привлечь покупателей или желание избавиться от проблемного объекта.
1. Скидки на старте продаж
Возросшие во время кризиса риски на рынке долевого строительства привели к тому, что большинство покупателей в последнее время стремятся приобрести объект на высокой стадии готовности. Для того чтобы стимулировать спрос на начальном этапе строительства, компаниям приходится на короткий период снижать стоимость квадратного метра в своих объектах.
2. Сезонные скидки
Летом в период снижения спроса застройщикам нужно стимулировать покупателей, поэтому в это время они объявляют сезонные скидки. Как правило, речь идет об ограниченном количестве участвующих в акциях квартир.
Тем самым застройщики подталкивают выжидающих покупателей принимать решение и делать выбор. Примером такой скидки является «Ночь распродаж» от группы компаний «Арбан».
Сезонные скидки можно застать и перед Новым годом, когда застройщику нужно выплачивать налоги, отпустить сотрудников на праздники, выдав им премиальные. Поэтому в декабре как раз стоит ждать выгодных предложений.
3. Стимулирующие скидки к знаковым датам
Чтобы привлечь внимание к юбилею компании, застройщики стали объявлять о скидках, приуроченных к своему празднику. Когда компания делает скидки к юбилею, для нее это в том числе и маркетинговый ход, возможность обратить внимание покупателей на свою длительную работу на рынке. Обычно в этом случае предлагаются не самые ликвидные квартиры. Например, угловые или расположенные на нижних этажах.
4. Красная цена
Такое понятие используют, когда на определенную квартиру устанавливается предельная (минимальная) стоимость. У застройщика в перечне предложений может быть несколько вариантов квартир, которые в силу своей не самой удобной планировки, этажности (квартиры на первых этажах) выставляются по сниженной цене. Периодически компании могут менять это предложение. Красную цену на квартиру можно сравнить с тем, как в киоске залежалые фрукты продают по сниженной цене.
5. Бонусы и подарки
В качестве стимулирующей меры застройщики часто применяют различного вида предложения и подарки. Как правило, это мебель и кухонные гарнитуры. В объектах повышенной комфортности бонус может быть и более существенным, машино-место на парковке, например.
6. Скидки от подрядчика
С наступлением кризиса многие застройщики начали расплачиваться с подрядчиками и поставщиками стройматериалов квадратными метрами.
Если в то же время у застройщика в этом доме выставлен на продажу большой пул квартир, квартиры от подрядчика продаются сложно (подрядную организацию, в отличие от строительной компании, никто не знает, покупатели опасаются покупать у неизвестного продавца), поэтому подрядчик за счет своей прибыли вынужден снизить стоимость квадратного метра жилья, чтобы стимулировать покупателя.
7. Разумный размер скидки
В отличие от продавца на вторичном рынке, у которого могло не быть затрат на приобретение квартиры (если квартира достается ему в наследство), и поэтому он может сделать значительную скидку, застройщик ограничен размером понесенных на строительство затрат. Нижняя граница стоимости квадратного метра жилья во многом определяется себестоимостью строительства, ниже которой застройщик опуститься не может.
Причины снижения цен
При снижении спроса и обострении конкуренции компания ищет методы, как удержаться в рамках себестоимости. Стандартной для рынка недвижимости является скидка в размере 5 процентов. К скидкам в пределах 15 процентов от стоимости объекта прибегает инвестор либо подрядчик, который получил квартиры в качестве оплаты своих работ на объекте. Но и в этом случае размер должен выходить за эти пределы и скидка должна быть обоснованной, должна существовать причина, почему квартира продается по сниженной цене.
Если предлагается скидка в 30 процентов, то либо у объекта изначально была значительно завышена стоимость, либо большой дисконт — прямое свидетельство того, что у компании существуют проблемы.
Если стоимость квадратного метра в двух абсолютно одинаковых с точки зрения потребительских характеристик новостройках различается на 30 процентов, нужно попытаться понять, в чем причина демпинга. Не пытается ли застройщик построить финансовую пирамиду и инвестировать привлеченные таким образом средства в то, чтобы поддержать строительство в других своих новостройках. Покупателю нужно отнестись к такому предложению очень внимательно и постараться собрать информацию о застройщике.
Высокий процент скидки зачастую вызывает у покупателя реакцию противоположную той, на которую рассчитывал застройщик. Во-первых, это может привести к тому, что покупатель усомнится в порядочности продавца и надежности сделки. Во-вторых, он может начать подозревать, что низкая цена обусловлена тем, что дела у компании идут не очень хорошо, и продавец хочет избавиться от квартиры в этом объекте.
Новые предложения о скидках продолжат появляться и дальше: количество покупателей на рынке снизилось, а новостроек сейчас примерно столько же, что год и два назад. Поэтому застройщики будут стараться привлечь внимание тех, кто остался на рынке, к своему объекту. При появлении таких сезонных предложений проанализируйте, чем они обусловлены, возможно, это лишь уловка или, напротив, удачный момент для покупки.