Красноярск — будущая столица сибири
В июльском номере мы продолжаем рубрику «Мнение», в которой архитекторы нашего города делятся своими планами, рассказывают о своем видении развития архитектуры Красноярска. Сегодня у нас в гостях архитектор Владимир УЛЬЯНОВ.
– Владимир Иванович, Красноярск последнее время переживает настоящий строительный бум. Появилось много современных зданий. С точки зрения архитектуры, как, на Ваш взгляд, изменился город?
– Безусловно, в последнее время наметилась положительная тенденция в потребности у красноярцев в качественной архитектуре, появился заказчик, заказывающий архитекторам не только квадратные метры, но и желающий в конечном результате построить себе красивый дом. Несмотря на продолжительную жизнь панельной 97-й серии, в последнее время заметно улучшилось качество отделки фасадов этой серии, хотя, безусловно к полносборному домостроению городу необходимо пересмотреть свои взгляды, ориентируя производство на полную индивидуальность и разнообразие архитектурных решений жилых комплексов. К счастью, мы перескочили период «псевдосталинской» архитектуры. В отличие от Москвы, у нас нет перебора с псевдоклассическими башенками, арочками. Однако уровень архитектуры, к сожалению, достигнут в престижных районах Красноярска, а на окраинах всё остаётся по-прежнему. Нам следует больше уделять внимания комплексности застройки и, самое главное, работать и доводить объект до конечного результата, поскольку проект — это ещё полдела. За проекты не дают государственные премии в области архитектуры. Кстати о премиях. Около 40 лет постройки г. Красноярска ни разу не выдвигались ни на какие премии, Почему? Хотя по сравнению с другими регионами строили много.
А вот Хабаровск, допустим, с населением в 500 тысяч человек получил в 2005 году такую премию за торговый центр «НК-сити».
Я думаю, нам, архитекторам, есть над чем задуматься и дело не в премиях, а в культурологическом, философском понимании значения архитектуры как искусства. Вот характеристика уровня архитектуры. Я не говорю, что мы ничего нового и интересного не построили. Конечно, есть постройки новаторские, заслуживающие внимания. Например, кинотеатр «Луч».
В последнее время появилось много памятников и фонтанов, появляются современные красивые здания, которые формируют своеобразный образ сибирского города. Мои коллеги, приезжающие в наш город, отмечают в первую очередь высокий уровень благоустройства.
– Каким должен стать Красноярск будущего?
– Что касается общего развития города, то я думаю, что Красноярск должен позиционировать себя как столица Сибири. Почему? Потому, что Красноярский край является той биссектрисой, которая делит Россию пополам, и на его территории находятся огромные природные ресурсы. Поэтому строить и развивать город мы должны достойно, чтобы соответствовать этой позиции. В связи с этим я бы вернулся к вопросу о переносе административно-делового центра, как это заложено генеральным планом г. Красноярска, в район Взлётки, где в начале восьмидесятых годов начали стоить здание Дома советов. Пока такая возможность еще есть. Новый центр должен стать средоточием деловой жизни всего города, стать единым планировочным организмом. Исторический центр не соответствует современным требованиям деловой жизни крупного города, он исчерпал свой ресурс и должен стать прежде всего культурным центром. К сожалению, в девяностые годы территория Нового центра на Взлётке предусмотренная генпланом города под общественную застройку начала постепенно застраиваться жилыми зданиями. В настоящее время ситуация изменилась, и с приходом новых инвесторов появилась потребность в зданиях делового назначения и крупных бизнес-центров, поэтому появилась некоторое смешение делового центра и жилой застройки, а это нежелательно. Нельзя мешать божий дар с яичницей.
– Владимир Иванович, Вы затронули проблему территорий города, а какие еще есть острые вопросы, решать которые необходимо уже сегодня?
– В профессии архитектора вместе с творческим началом присутствует бизнес и миллион всевозможных запрещающих нормативов и ограничений. И в этом «винегрете» должно быть развито чувство самосознания и ответственности за создаваемый продукт. Архитектор сопереживает со всеми участниками за конечный результат своего творчества. В последнее время отношение строителей и заказчиков к качеству архитектуры заметно меняется в лучшую сторону. Правда, намечается тенденция, что вместе с инвестициями извне приходят и «заезжие» проектировщики, хотя в мировой практике это норма. Проектировщики из другого региона не знают ни местных условий, если хотите, наших традиций, природных особенностей и т.д. Он запроектировал объект, утвердил его и спокойно живет у себя дома. У архитектора, где бы он ни жил, развито чувство патриотизма за свой город, и это немаловажный фактор в творчестве архитектора.
– Проект, который бы Вам хотелось воплотить в жизнь?
– Хотелось бы достроить храм на станции Злобино. Пока средств на строительство и проектирование очень мало. Будем надеяться на лучшие времена, когда духовные начала в наших головах будут главными.
Ведущая рубрики Анастасия БЕЗРУКИХ