Как ускорить продажу квартиры?
При любой ситуации на рынке главный фактор, влияющий на срок реализации квартиры, — это ее цена. Поэтому важно правильно оценить выставляемый на продажу объект.
Правильно определить цену квартиры
Сделать это можно, просмотрев специализированные издания и сайты о недвижимости, сравнив цены на аналогичные объекты в своем районе и прочитав комментарии экспертов, которые рассказывают о тенденциях на рынке жилья. При этом нужно понимать, что цифра, указанная в рекламном объявлении, — это лишь сумма, которую продавец хотел бы получить за свою квартиру, реальная цена реализации объекта может от нее заметно отличаться. Поэтому для достаточно точного определения цены в идеале нужно иметь информацию о реальной стоимости прошедших сделок.
Определяя цену, продавцу нужно учитывать объем предложения аналогичных объектов, которые одновременно с его квартирой выставляются на продажу в районе. Для этого стоит позвонить по объявлениям выставленных на продажу квартир, чтобы сопоставить их параметры со своим объектом и узнать об условиях их продажи. Устанавливая цену квартиры, продавец должен представлять, какие факторы (кроме характеристик самой квартиры) могут повлиять на нее (местоположение, социальное окружение, то, насколько благоустроены дворы, близость инфраструктуры).
Если вы считаете, что ваша квартира стоит дороже, чем аналогичные объекты на рынке, тогда у вас должен быть четкий ответ на вопрос, почему покупатель заплатит за ваш объект более высокую цену. Например, в ней недавно сделан дорогой ремонт или она находится по соседству с престижной школой. Иначе придется ждать покупателя, который в силу каких-то причин стремится купить квартиру именно в этом конкретном доме, и поэтому его не останавливает более высокая цена. Практика показывает, что такие встречаются нечасто.
Не следует завышать цену
Индикатором, позволяющим судить о том, насколько верно определена цена, служит количество звонков. Если в условиях высокого спроса на активном рынке на объявление поступает много звонков, значит, квартира слишком низко оценена и нужно корректировать цену продажи в сторону увеличения. В условиях спада активности на рынке звонков мало или нет совсем — цену квартиры придется снижать. При снижении спроса на рынке в период кризиса и без того важная задача правильного определения цены приобретает еще большее значение. Нужно более тщательно определяться со стоимостью продажи, так как в этих условиях она становится основным фактором, на который ориентируются покупатели, поэтому квартира должна быть адекватно оценена.
Цену квартиры следует определять в виде интервала, у которого есть верхняя и нижняя граница. И если вы решили продавать квартиру в условиях спада активности на рынке, лучше сразу в качестве стоимости объекта указывать в объявлении нижнюю границу цены.
Нужно быть готовым к торгу
Но даже при условии, что цена определена верно и вполне соответствует рыночной стоимости объекта на настоящий момент, в условиях низкой активности на рынке все равно нужно быть готовым к торгу. Покупателей на этом рынке гораздо меньше, чем продавцов, и первые этим обстоятельством активно пользуются, добиваясь дополнительного дисконта. Как показывает статистика, сейчас реализуются квартиры, продавец которых согласен предоставить скидки в пределах 5–10% от стоимости квартиры. Это не касается дорогой недвижимости, коттеджей и элитных квартир, размер дисконта при продаже которых может достигать и 20%. При этом размер скидки в последнее время снижается, это связано с тем, что постепенно становится больше квартир, выставляемых по реальной цене, соответственно, при совершении такой сделки продавец незначительно снижает цену.
Грамотно подготовить квартиру к продаже
При любом положении дел на рынке независимо от того, находится спрос на высоком уровне или покупательская активность снижается, нужно тщательно подходить к подготовке квартиры к продаже. Чтобы из существующего предложения, неважно, богатое оно или нет, покупатель выбрал именно ваш объект, квартира должна производить положительное впечатление.
Провести генеральную уборку
Для успешного совершения сделки потребуется грамотная предпродажная подготовка квартиры. Это не означает, что в квартире обязательно следует проводить ремонт, в большинстве случаев покупатели обращают внимание на состояние сантехники, электропроводки, их интересует, какого качества двери и окна установлены в квартире, то есть те элементы, замена которых требует наибольших финансовых и временных затрат. Поэтому заниматься переклеиванием обоев стоит, только если квартира имеет совсем неприглядный вид. В большинстве случаев предпродажная подготовка сводится к генеральной уборке: в квартире нужно навести чистоту, вымыть окна (некоторые специалисты советуют убраться и в подъезде). Во время показа в квартире должно быть исправное освещение, нужно проследить, чтобы обязательно были вкручены все лампочки.
Убрать лишние вещи
Прежде чем показывать квартиру, нужно убрать из нее все лишние вещи, снять со стен ковры. Во время показа в ней не должно быть мусора и какой-то разваливающейся мебели, от всего этого следует избавиться заранее. У покупателя должна быть возможность представить себя в роли хозяина этой квартиры, а все эти вещи могут ему в этом помешать.
Если в квартире никто не живет, стоит прийти перед просмотром заранее и проветрить помещения. Домашних животных на время просмотра желательно из помещения убрать, отвезти на несколько дней к друзьям и знакомым, запах может отпугнуть потенциальных покупателей. Чтобы создавалось ощущение дома, специалисты даже советуют перед приходом потенциальных покупателей сварить кофе или испечь яблочный пирог.
Составить подробное описание квартиры
Размещая объявление о продаже квартиры, нужно сопроводить его подробным описанием и фотографией объекта (еще лучше, если кроме фотографии информация будет дополнена планировкой квартиры из техпаспорта). В описании квартиры следует указать, какие объекты социальной инфраструктуры находятся рядом, есть ли поблизости школы, остановки общественного транспорта, магазины и детские сады. Рассказать, каковы плюсы проживания в этом районе, ведь покупателями могут стать не обязательно люди, проживающие в этом районе, но и иногородние, и для них эта информация окажется полезной при выборе.
До проведения фотосъемки следует убрать из помещения все личные вещи, их наличие говорит покупателю, что у квартиры есть хозяин, который не собирается никуда отсюда переезжать. Фото ванной комнаты следует приводить только в одном случае — если у вас выполнен эксклюзивный ремонт. При этом следует убрать все шампуни, губки, ершики и поддоны для животных. И ни в коем случае в объявлении не следует приводить фотографии туалетов.
Постараться выбрать оптимальное время для съемки, когда квартира хорошо освещена. Попробуйте сделать несколько снимков в разное время суток в разных режимах с включенным и выключенным освещением и выбрать для объявления наиболее удачный кадр.
Подготовить правоустанавливающие документы
К моменту подачи объявления о продаже квартиры все документы должны быть у продавца на руках. Если существуют какие-то проблемы с их оформлением, решением этих вопросов следует заняться до выставления квартиры на продажу. Необходимость ждать, пока не изготовлены все документы, может отпугнуть потенциальных покупателей.
Эффективная реклама квартиры
Если продажей квартиры вы занимаетесь самостоятельно, нужно разместить объявление о продаже в первую очередь на популярных местных интернет-ресурсах. Самым популярным порталом по недвижимости в Красноярском крае является Sibdom.ru. По подсчетам независимого сервиса статистики LiveInternet.ru, ежемесячно Sibdom.ru посещают более 140 тысяч уникальных пользователей, которые просматривают 2,8 миллиона страниц. Это в 4–9 раз больше посещаемости других красноярских порталов по недвижимости.
Стоимость размещения платного объявления сроком на две недели на портале Sibdom.ru составляет 200 рублей (далее через личный кабинет на сайте действие этого объявления можно продлевать). Кроме сайта объявление одновременно будет опубликовано в журнале «СИБДОМ-Недвижимость», на сайте «Яндекс.Недвижимость» и Krasmetr.ru.
Способы продвижения на портале Sibdom.ru
Для увеличения количества просмотров объявления и откликов на него можно воспользоваться услугой «Спецпредложение» на портале Sibdom.ru, которая позволяет поднять ваше предложение выше в реестре квартир и в результатах поиска. Использование услуги «Спецпредложение» дает возможность увеличить количество просмотров объявления более чем в 20 раз. В этом случае оно будет выделено жирным шрифтом и размещено на цветном фоне с картинкой. А кроме того, вместо строчной информации в журнале «СИБДОМ-Недвижимость» ваше объявление выйдет фотомодулем размером 5 × 5 см.
Организация показов квартиры
И последний совет: если покупателей несколько, организовать показы нужно с таким расчетом, чтобы они увидели друг друга, продемонстрируйте, что к квартире есть интерес.