Платные парковки в Москве и Красноярске
Проблема пробок на дорогах как Москвы, так и Красноярска становится все более острой. Одной из мер по борьбе с заторами московское правительство выбрало введение платных парковок в центре столицы.
Безусловно, никаких инноваций в такой инициативе нет. По мере выхода того или иного города на высокий уровень автомобилизации (порядка 300-400 автомобилей на 1000 жителей, а Красноярск тоже уже достиг этого уровня) он вынужден отказываться от режима «free parking», то есть от бесплатного использования общественного пространства для парковки личных автомобилей. В США первые платные парковки начали появляться еще в 1930-е годы, в Европе — в 1960-е. Кстати, до сих пор ни одна из развитых стран от платы за стоянку для частного транспорта в крупных городах не отказалась. К примеру, в Италии, чтобы оставить автомобиль в центре даже небольшого городка с населением около 50 тыс. человек, придется заплатить 1 евро в час. Как правило, оплата происходит при помощи паркоматов, причем оплаченный чек необходимо оставить в салоне под стеклом.
Платная парковка - это эффективный и общепонятный инструмент управления пропускной способностью центральных городских улиц и стимулирования горожан пользоваться общественным транспортом. При этом Москва идет не по самому радикальному пути. В других странах мира проблема решается закрытием въезда в центр города для личного транспорта, введением платы за въезд и огромными налогами на владение автомобилем.
Зоны платной парковки в центре Москвы действуют вот уже два года. Первые платные парковки появились в рамках эксперимента в границах Бульварного кольца столицы с 1 ноября 2012 года. С 25 декабря 2013 года зона платных парковок расширила границы до Садового кольца.
По словам заместителя мэра Москвы, руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, эксперимент по введению платных парковок в центре Москвы позволил сократить количество личного транспорта, въезжающего в центр города, на 25%, количество нарушений правил дорожного движения — на 65%, среднее время парковки автомобилей — на 77%.Скорость движения в центре города повысилась на 9%.
По его словам, все деньги, собираемые за парковку, направляют в бюджеты муниципалитетов и затем потратят на благоустройство территорий районов, где они были собраны. «Решение по адресному распределению средств принимают муниципальные депутаты вместе с жителями», - говорит Ликсутов.
По данным сайта департамента транспорта московской мэрии, в период с 1 ноября 2012 года по 16 января 2014 года москвичи заплатили за парковку автомобилей в центре 370 млн 561 тыс. рублей.
Сегодня стоимость разовой парковки в границах Бульварного кольца составляет 80 рублей в час, а далее до Садового кольца — 60 рублей в час. При этом абонемент на месяц в пределах Бульварного кольца стоит 16 тыс. рублей, на год - 160 тыс. рублей, месяц парковки между Бульварным и Садовым кольцом обойдется в 12 тыс. рублей, а год – в 120 тыс. рублей.
Жители центральных улиц и инвалиды могут парковаться в пределах Бульварного и Садового кольца бесплатно с 20.00 до 8.00. Но и этим категориям автовладельцев, прежде чем оставлять машину в платной зоне, нужно получить разрешение в департаменте транспорта. Для них также предусмотрен годовой абонемент на круглосуточную стоянку без почасовой оплаты за 3000 рублей. Безусловно, закрытыми дворовыми территориями жильцы распоряжаются уже сами, и власти рекомендуют им устанавливать шлагбаумы, чтобы ограничить въезд стороннего транспорта.
Московский опыт организации платных парковок и возникшие в связи с ними в столице проблемы, а также необходимость введения платной парковки в центральной (исторической) части Красноярска мы обсудим с экспертами в февральском номере журнала «Сибирский дом». Если вы хотите принять участие в обсуждении, свяжитесь со мной по тел. 242-73-72.