Нужно ли уплотнять застройку Красноярска?
В Красноярске не осталось свободных от застройки площадок для будущего роста и развития. Участки в последних незастроенных районах давно разобраны, небольшие незанятые площадки распределяются на редких торгах. Но если раньше считалось, что строительным компаниям в этой ситуации предстоит начать освоение городских окраин, то теперь при определении целей и задач развития администрация города предлагает и другой путь - создание «компактного города». Предусмотреть создание такого «компактного города» должны и разработчики нового генплана. При этом нигде не уточняется, какое именно значение вкладывается в это понятие. Что же такое «компактный город», благо это или нет и нужно ли заниматься уплотнением застройки Красноярска? На эти вопросы отвечают наши эксперты.
Евгений Зыков, архитектор, директор архитектурной мастерской «ТЕКТОНИКА»
- Когда мы произносим «высокая плотность» в контексте городской среды, сложно ожидать от земляков безоговорочного одобрения. Думаю, что для нашего горожанина это сочетание имеет в большей степени негативную окраску наряду с точечной застройкой, ставшей практически ругательством.
Мы живем в Сибири, где необъятные просторы. И, казалось бы, зачем тесниться, если вокруг столько места? Вместе с тем европейские градостроители говорят: «Эффективный город - плотный город». Для того, кто проектирует город, повышение плотности означает, что сокращаются расстояния между частями города, укорачиваются транспортные магистрали, уменьшается количество инженерных сетей, затраты на их прокладку и поддержание в работоспособном состоянии. Европейские города плотные, там получается на квадратный километр больше, чем у нас, квадратных метров жилья и инфраструктурных объектов, больше дорог и больше зелени. Зато практически нет пустырей, которых в наших постсоветских городах пруд пруди. Получается, что плотный город лучше приспособлен для человека без автомобиля. В городе, растянутом на несколько километров, пешеход становится беспомощным.
Европейские архитекторы, предлагая очередную "точечную" застройку в и без того переуплотненном по нашим меркам городском центре, говорят, что делают город более насыщенным. А когда европейский застройщик перечисляет треть стоимости проданных квадратных метров муниципалитету на строительство инфраструктуры, и городские власти именно на это тратят полученные средства, у горожан не возникает никаких вопросов на тему, нужно ли делать город плотным. Нужно, потому что именно плотность позволяет городу содержать в порядке газоны и парки, дороги и инженерное обеспечение, а также строить новые дороги, парки и обустраивать общественные пространства.
Плотность застройки в европейских городах может достигать показателей до 2000 человек на гектар, и при этом город остается дружелюбным к человеку.
Фокус в том, что качество планировочных решений и архитектуры может компенсировать отсутствие простора, может создать комфортную и сомасштабную человеку городскую среду.
Лично я бы не хотел жить в бетонных джунглях, состоящих из плотных рядов серых многоэтажек. А вот против плотной городской ткани, сотканной из качественной и разнообразной архитектуры, ничего не имею.
Александр Коропачинский, генеральный директор компании «СМ.СИТИ»:
- Красноярск должен быть компактным, у нас сегодня нет иного пути развития. Не занимаясь уплотнением застройки, мы еще долго не сможем решить накопившихся у города проблем, не обустраивая имеющиеся пустыри, нам не создать комфортной среды, о которой столько говорится в последнее время.
Советский город, каким на протяжении долгого времени являлся Красноярск, не был удобен для жизни. Положенный в основу его развития микрорайонный принцип предполагал чисто утилитарный подход: жилые районы строились рядом с заводами. Но сегодня подавляющее большинство горожан работает не на предприятиях, а в офисах. Это значит, что нужна совершенно другая структура городских объектов. Количество заводов сократилось, так зачем продолжать строить заводские окраины? У нас же до сих пор промышленные площадки занимают 35 % городской территории при норме для современных городов в 17–18 %.
Красноярску сегодня предлагается расти в сторону Плодово-Ягодной станции, Солонцов и Кузнецовского плато. Но чтобы строить на удаленных площадках, сначала нужно проложить дороги и сети, а после того как строительство микрорайона завершится, их содержать. Через 10-15 лет, когда придет время первого ремонта, весь бюджет города будет уходить на реконструкцию этих длинных сетей.
При этом в историческом центре, в самой градостроительно значимой части города, целые кварталы заняты ветхим и аварийным жильем. Во всем мире проблема ветхих домов решается с участием бизнеса. Но чтобы застройщики пришли на эту территорию, освоение площадки должно быть для них инвестиционно привлекательно.
Часть построенных на месте снесенного дома квартир застройщик должен будет передать тем, кто жил на этой территории. Чтобы участие в расселении ветхого жилья было прибыльным для бизнеса, вместо тысячи квадратных метров жилья нужно построить три тысячи «квадратов». Тогда город наконец сможет решить проблему ветхих кварталов, бюджет не потратит на это ни копейки, а люди, проживающие в ветхом жилье, получат квартиры в новых домах.
В городе должна быть жизнь. Город предполагает объединение людей на одной территории, он возникал, когда ремесленники собирались, чтобы обмениваться результатами своего труда. Эта концентрация населения необходима для ведения бизнеса.
Красноярску нужно идти по тому же пути, по которому до него прошли все крупные европейские и американские города. Когда в центре города формируется высотная плотная застройка, за которой идет пояс жилых домов в 5–7 этажей, и уже за ними малоэтажные районы. Если мы считаем, что нам нужны производства, то их также следует размещать вдали от исторического центра, а на их прежних площадках должна возрождаться жилая и деловая часть города.
Об этом я говорю уже несколько лет, и только с приходом нового главного архитектора города эта мысль начала звучать во властных кругах.
Антон Шаталов, главный архитектор института «Красноярскгражданпроект»:
- Развитие больших мировых городов шло по пути уплотнения застройки. Для этого существует много причин.
Компактный, территориально не растянутый город намного эффективнее. Связи между объектами притяжения в нем намного короче, люди быстрее добираются до пункта назначения, он более удобен для передвижения пешеходов. Любой город, который собирается экономить ресурсы, должен думать о том, чтобы сделать городскую ткань более связанной.
Считается, что в условиях севера город может быть некомпактным. Якобы нам в наших широтах нужно больше солнца. Но посмотрите на морфологию канадских городов или норвежского Осло. Все это города с насыщенной плотной застройкой.
Как и многие прежде советские, а теперь российские города, Красноярск отличает неплотная, рваная застройка. Между районами сохраняется большое количество пустырей, которые горожане вынуждены преодолевать по пути из одного района в другой.
Пришло время латать эти дыры в городской ткани. Ресурса для повышения плотности у города достаточно: площадки неработающих промышленных предприятий, кварталы, занятые «хрущевками» и ветхим жильем. Нужно заняться ревизией этой недвижимости, перейти к более интенсивному использованию земли в Николаевке, на проспекте Свободном, в историческом центре города, в Зеленой Роще и на правобережье.
За этим следует переход к высокоэффективной системе общественного транспорта. Нужно будет думать о том, как укоротить сети, дороги, как повысить пропускную способность городских магистралей, как сделать город более связанным. Потому что если мы уплотняем застройку, мы уплотняем и инфраструктуру.
При этом мысль о том, что нам нужно уплотнять застройку, совсем не означает, что надо от «хрущевок» перейти к шестнадцатажным домам. На месте аварийного жилья могли бы появиться замкнутые 7-8-этажные кварталы, это будет вполне комфортный и созразмерный человеку масштаб. При этом в этих кварталах будут парковки, их жителям не придется хранить автомобили на улицах в узких проездах, на территории будут созданы условия для комфортной жизни.
Артем Элли, главный архитектор проектов мастерской «А2»:
В условиях Красноярска уплотнение города - необходимая мера. Потому что сегодня территория города используется крайне неэффективно. И дело не только в том, что заброшенные площадки складов и промышленных предприятий могли бы быть заняты под строительство новых объектов, дело в нынешнем состоянии этих территорий.
Внутри городской среды, на важных с градостроительной точки зрения территориях, в Красноярске существует масса площадок, состояние которых приводит в ужас: огороженные колючей проволокой, темные, они не только не украшают город, но и создают препятствия на пути горожан.
А кроме них есть еще линии отчуждения железной дороги, инженерных сетей, и они также негативно сказываются на развитии города и нуждаются в освоении. Если посмотреть на пример европейских стран или Америки, там таких зон в большинстве городов нет. К железным дорогам почти вплотную подходит офисная застройка. Иногда даже складывается ощущение, что, высунув руку из окна поезда, можно дотронуться до рядом стоящего здания.
Наши отчасти устаревшие в этом отношении нормативы говорят, что на определенном расстоянии от железной дороги ничего находиться не должно. Хотя они должны бы говорить, что строительство возможно, если созданы условия, при которых люди, живущие или работающие в этих зданиях, не страдали бы от шума и загрязнения, связанных с близостью к железной дороге. На этих территориях совершенно спокойно можно был бы размещать многоуровневые паркинги.
Что касается уплотняющей жилой застройки, то новые здания в существующем районе должны возводиться только при условии, что их появление позволит восполнить те функции, которых на данной территории не хватает. Например, на первых этажах разместятся спортивные объекты, детские сады, парковки, которыми новое здание обеспечит не только себя, но и близлежащие территории. Давать разрешение на строительство таких зданий нужно только при соблюдении этих требований.
Не нужно забывать и о том, что мы живем в крайне суровом климате. Большие открытые пространства незастроенных территорий, улицы неадекватной ширины не сдерживают потоки ветров, удлиняют пути пешеходов. Только задумайтесь, ширина улиц Молокова, Взлетной в границах застройки сопоставима с шириной Елисейских Полей в Париже с населением 12 миллионов человек.
Развитие города вширь подразумевает увеличение протяженности дорог, инженерных сетей. Разрастание города ведет к увеличению ежедневной миграции горожан, удлиняется их путь из дома на работу, а вместе с ним растет и число пробок, и загрязнение воздуха.
Анатолий Болдырев, главный архитектор института «Красноярскгорпроект» :
- Решения об уплотнении существующей застройки и освоении новых территорий должны приниматься только на основе предварительного градостроительного анализа территории. Должно быть подготовлено четкое обоснование, которое позволило бы оценить происходящие изменения. Разумеется, такие перемены всегда должны вести к повышению комфорта проживания на территории.
Сегодня в Красноярске есть территории, занятые ветхим и аварийным жильем, не отвечающие ни эстетическим, ни санитарно-гигиеническим, ни каким-либо другим требованиям. Безусловно, оставлять в городской среде такое жилье недопустимо. Это как раз тот самый случай, когда для принятия решения об изменении качества застройки в связи с новым строительством необходимо оценить трансформацию качества среды.
Предварительная оценка нужна, чтобы больше не возникало ситуаций, когда на основании полученных согласований инспектирующих организаций (санитарно-гигиенической службы, пожарных и др.) во дворе существующего дома появлялась новостройка. В результате уменьшалась площадь озеленения и благоустройства, сокращалось число парковочных мест, площади детских площадок и так далее.
Для определения резервов градостроительного освоения, что также важно для города, необходимо оценить степень развития инженерного и транспортного каркасов территории и дальнейшие затраты на содержание сетей, объемы доступных водных и энергетических ресурсов, инвестиционную привлекательность площадки.
Кроме того, у нас в городе до сих пор отсутствует городская программа формирования среды. На мой взгляд, только наличие утвержденной концепции дизайнерского и архитектурно- художественного облика города позволит получить характерные связи архитектуры с ландшафтом, сохранить историческое наследие территории и так далее. Чем более четко будут разработаны эти основные направления комплексного формирования города, тем эффективнее возможно будет координировать действия всех участников архитектурно-строительной деятельности.
Ольга Смирнова, ландшафтный архитектор компании «Сады Семирамиды»
- Все зависит от того, какое именно значение вкладывать в понятия «плотная застройка» и «компактный город».
Если это город, насыщенный инфраструктурой, в котором все располагается в шаговой доступности, где до ближайшего кинотеатра, магазина, кафе можно добраться пешком, то это удобный город. Но в таком компактном городе обязательно нужно будет развивать общественный транспорт, пешеходное и велосипедное движение и ставить всяческие препоны личному транспорту.
Чтобы этот город был комфортным для живущих в нем людей, нужно работать над созданием общественных пространств. Считается, если город будет компактным, его гораздо легче сделать красивым. Ведь в таком случае благоустройство будет распространяться на меньшую территорию, для создания парков, скверов, общественных пространств потребуется меньше брусчатки, меньше деревьев, меньше сетей. Но возможен и другой вариант: город среди природы. Ее не надо высаживать, ее просто надо сохранять. Такой город я видела в Финляндии, он очень удобный и красивый.
В самом термине «компактный город» меня больше всего беспокоит то, что строительные фирмы явно захотят сделать его много-многоэтажным. А в нашем климате жить в таких домах будет некомфортно.
В теплом климате, например в Нью-Йорке на Манхэттене, солнце стоит высоко, лето длинное и очень жаркое. Тень между небоскребами там – благо. В наших же широтах солнце стоит низко, и уже среди существующей девятиэтажной застройки можно очень хорошо видеть, что во дворах солнца бывает очень мало из-за тени от зданий. Для нас, особенно в условиях нашей длинной зимы, солнце - благо. Поэтому развитые северные страны не строят высотное жилье и живут гораздо просторнее, чем южные. Территория таких городов выглядят благоустроенной благодаря сохранению природы, которую не надо стричь, косить и поливать.
И у нас большинство горожан хотели бы жить в домах средней этажности, это показывает и тот факт, что сразу же после старта продаж в новом жилом комплексе в первую очередь раскупаются квартиры со второго по четвертый этажи.
Есть у наших людей и желание жить рядом с естественной природой. Неслучайно вся реклама будущих новостроек просто кричит о том, что та или иная новостройка будет стоять рядом с озером, лесом, парком, и непременно изображается среди трав, лугов, лесов и невероятно высоких деревьев, которые в натуре могут оказаться совсем не такими высокими. Поэтому людей рядом с этими зданиями обычно не изображают. На переднем плане среди травы – пожалуйста. Рядом с домом – никогда. Это делается намеренно. Ведь, если изобразить человека рядом, сразу станет ясно, насколько это здание нечеловеческое, неуютное.
Именно это – распространенный подход наших строителей, строительные интересы, помноженные на новый термин, меня и волнуют. Именно потому я с тревогой думаю о новом генплане.